Автор: Бондаренко Лариса Геннадьевна
Изучение творчества Н.В. Гоголяв 5 классе
Современные дети с явлениями мира, искусства, литературы встречаются «задолго» до их изучения, осмысления в школе. Кинематограф, мультипликация, театр и другие источники информации вводят Н.В. Гоголя в «круг культуры» юных «незапланированно», и когда мы по программе начинаем знакомство с его творчеством, необходимо учитывать уже имеющиеся представления детей о данном художественном явлении. В 5 классе ребята знакомятся со «сказочными» повестями из первого цикла писателя «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» появились в особое для России время, в период «поворота» русского национального сознания к j «истокам», к древности, исконной почве. Сильное возбуждение чувства Щ! национальности было вызвано Отечественной войной 1812 года, кото \ 156 рая побудила многих людей по-новому взглянуть на историческую роль русского народа и путь развития России, Высоко подняли вопрос о на циональной самостоятельности русского народа, о необходимости со хранения и приумножения самобытной русской культуры славянофилы. Они осуществляли полезную работу по собиранию памятников стари ны, фольклора, и всячески стремились привлечь внимание к народному 0 быту, нравам, обычаям. Погружаясь в мир народной культуры, пяти классники не только постигают особенности национального сознания, но и учатся видеть отличие «сказочной» повести от народной и литературной сказки.
Характерно, что Н.В. Гоголь создает вообще мало «обособленных» произведений. По справедливой мысли Г.А. Гуковско го, «он постоянно стремится к ассоциативному выходу за пределы замк ф ну того произведения, к образованию существенных смыслов как бы ме жду произведениями… в их совокупности, в образе, построяемом читателем из их системы» [ 66, с. 27].
«Вечера..,» раскрывают особое состояние души писателя , мечтающего о «норме бытия близких к природе людей, о мире, где торжествует молодость, …где бесстрашные влюбленные…, где невозможное становится возможным» [66, с.35].
В древних легендах, сказках, преданиях Н.В. Гоголь находил нело-средственное выражение внутренней жизни народа: «Я всю жизнь посвятил бы любимой моей родине, описывая ее природу, юмор ее жителей, с их обычаями и легендами. Это источник обильный, неисчерпаемый, родник богатый и еще непочатый» [52, с, 58], — признавался юный гимназист.
В «Вечерах…» автору открывался мир во всем его многообразии. Переходы от высокого, поэтического, даже трагического, к смешному, будничному; от праздничного веселья и разгула к мечтательности и даже грусти, обнаруживает новые грани общения писателя с миром. Художественный универсум выстраивается у Гоголя как «гигантская система зеркал», отражающихся друг в друге, где все оказывается одновременно и миражом, и реалвностью. В мире Дикаиьки все относительно и подвижно. Так, история клада с ее трагическим исходом в «Вечере накануне Ивана Купала» соотносится с комической историей в «Заколдованном месте»; бурлескное плутание героев в поисках своей хатві (Каленик, Чуб) превращается в страшный образ потери пути колдуном из «Страшной мести»; одинаковое намерение вступить в «сговор с чертом» (Вакула и Петрусь) завершается победой для одного и трагедией для другого.
Мир, наполненный голосами, звуками, красками, двигаясь, открывает читателю каждый раз новые возможности вглядеться в него, ощутить неровное дыхание уходящих веков. Страна сказок, волшебных превращений все же оказывается иллюзией, сном, а в житейско-реальном мире, столь нелепом и однообразном, герои обретают свое счастье, создают свой особый микрокосм — семью -, которая становится своеобразным очагом гармонии и благополучия.
Влюбленные герои преодолевают зло, душевную смуту, потому что находятся в родстве с матерью-природой; их поддерживает и питает дух предков («прадедовская душа шалит»), чувство юмора, искренняя и чистая любовь.
Юмор в «Вечерах…» вносит неожиданность в обычное течение жизни, создает атмосферу «первозданной неоформленности и свободы» (Ф. Шлегель), подчеркивает авторское отношение к изображаемому. Вместе с героями автор смеется над Чубом, винокуром, Головой, дьяком, кумом и другими комическими персонажами, похожими на неодушевленные предметы. Чем больше они важничают, пытаясь управлять поступками других людей, тем смешнее выглядят. Голова всех «строжит». а на самом деле «сорванцы вогнали к нему в огород стадо свиней, переевших капусту и огурцы,…и отказались вымолотить жито../1.
Как отмечает Ю.В. Манн, писательский взгляд Гоголя фиксирует не одну лишь слитность и единство». В первом цикле уже намечается мотив разрушения природной целостности; герои с каким-то трепетом вглядываются в прошлое: «Что-то грустно становится на свете. Времена лихие приходят…» («Страшная месть»); «…Табак раньше был! Добрый табак! А сейчас и старая курица не чихнет…» («Ночь перед Рождеством»); «…Гопак не так танцуется, не клеится все…» («Майская ночь…»). Напряженность ощущается и на стилистическом уровне: рядом со словом фольклорным соседствует слово литературное.
Все поступки людей осмысляются автором с позиций высших этических ценностей, нормы, которая определяет человеческую жизнь, как и эмпирическом, так и в метафизическом пространстве. В «Вечерах…» зарождается важная для писателя тема — тема подлинного и ложного величия человека. Устами Рудого Панька высказана существенная для Гоголя мысль: «Вот вам в пример Фома Григорьевич; кажется, и не знатный человек, а посмотреть на него: в лице какая-то важность сияет…» [I, с. 108], Подлинное достоинство человека писатель видит в духовных способностях — таланте, соединенном с любовью к людям; в близости к национальной традиции и почве. Таковыми являются его «сказочные» поэтичные герои — Вакула, Левко.