Методическая разработка урока «Сталинград никем непокоренный»

Автор: Коскина Елена Валерьевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Хабаровский технический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

урока мужества

Сталинград никем непокоренный

 

по истории

специальности 

 46.02.01 «Документальное обеспечение управления и архивоведение»

21.02.19 «Землеустройство»

21.02.20 «Прикладная геодезия»

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2025 г.

Методическая разработка урока мужества по истории по специальности  46.02.01 «Документальное обеспечение управления и архивоведение», 21.02.19 «Землеустройство», 21.02.20 «Прикладная геодезия», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

 

 

 

Разработала: Коскина Е. В., преподаватель

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока мужества предназначена для преподавателей истории, классных руководителей, социальных педагогов для подготовки и организации классных часов в рамках разговоров о важном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

680042 г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 132

htk@edu.27.ru

 

Тема: Сталинград никем непокоренный

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-игра

Форма организации учебного занятия: групповая и индивидуальная

Цель урока: показать историческое значение Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне

Задачи урока:

обучающая: развитие логического мышления, выявления причинно-следственных связей

— развивающая: формировать умения анализировать исторические процессы и явления

воспитательная: формировать уважительное отношение к мировому наследию

Знания, которые приобретут студенты в ходе урока:

создадут целостную систему знаний о различных сторонах проблемы истории: военной, политической, нравственной, идеологической, человеческой

— углубят знания о событиях истории

— проявят интерес в поиске информации

Материально-техническое обеспечение урока: презентация, карточки, раздаточный материал

Связи с профессией (формируемые компетенции):

ОК 01. Выбирать способы решения задач.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации. необходимой для выполнения задач.

ОК 05. Осуществлять письменную коммуникацию.

ОК 09. Пользоваться документацией.

Тема «Сталинград никем непокоренный»

Цель данного занятия соответствует заявленной в рабочей программе цели (определить ход и результаты важнейших событий второй мировой войны, выявить соотношение сил, обозначить мероприятия по организации отпора врага).

Количество часов по теме «Сталинградская битва» — 2 часа

Методические указания:

Предлагаю ознакомиться с условиями игры. Каждый участник получает карточки с цифрами от 1-6. Прозвучит вопрос, ответ необходимо дать с помощью сигнальной карточки с соответствующим номером правильного ответа. Если ответ правильный, то вручается жетон – звезда. Чем больше звезд, тем выше возможность пройти в следующий тур. Всего игра состоит из 3 туров. 1 тур — задания с одним верным ответом. Второй тур – Логическая цепочка – выбрать то, что выпадает из логического содержания, заявленной темы. В следующий тур выходят участники, которые оказались впереди всех, отставшие игроки, переходят в болельщики. Игроки, набравшие наибольшее количество звезд, выходят в полуфинал – 3 тур, где составляют из одного слова как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Участник, составивший больше всех слов, становится победителем нашей игры.

Итак, начинаем первый тур. Тема – даты. Приготовили свои карточки. Перед вами под номерами расположены даты событий Второй мировой войны. Звучит вопрос — необходимо поднять карточку с номером правильного ответа и получить 1 звезду. Поехали.

1. Даты

1. 1 сентября

2. 3 сентября

3. 30 сентября

4. 17 сентября

5. 11 июля

6. 26 июня

Вопросы

1.                Когда началась Вторая мировая война?  (ответ 1 – 1 сентября 1939 г.)

2.                Назвать дату введения советских войск на территорию Польши (ответ 4 -17 сентября 1939 г.)

3.                Когда началась Киевская операция – Киевский котел – крупномасштабная оборона города (ответ 5 — 11 июля 1941 г. – продлилась 72 дня)

Битва за Москву началась (ответ – 3 — 30 сентября 1941 г. – 7 месяцев до 20 апреля 1942 г.)

4. Когда немецкая армия вторглась на территорию Минска (ответ 6 – 26 июня 1941 г.в городе осталось всего 70 домов и из 250 тысяч жителей около 50 тысяч жителей)

 

2. Военные операции

1. Блицкриг

2. Барбаросса

3. Тайфун

4. Багратион

5. Цитадель

6. Уран

Вопросы

1.                Как называется стратегическая наступательная операция на Москву? (ответ 3 – Тайфун – разрушительный ураган – обойти Москву с севера и юга)

2.                Курская операция (ответ 5 – окружение Курска)

3.                Кодовое название стратегического плана вермахта – директива №21 (ответ 2 – план Барбаросса – 22 июня 1941 г. – самая крупная и самая кровопролитная сухопутная наступательная операция в истории человечества)

4.                Цель этой операции – разгромить германскую группу армии «Центр» и освободить Белоруссию (ответ 4 – с 23 июня-29 августа 1944 г. – прорвана оборона противника одновременно на 6 участках)

5.                Наступательная операция советских войск, которая началась 19 ноября 1942 г. (ответ 6)

6.                Операция, направленная на окружение и последующий разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом (ответ 6)

7.                В переводе это слово означает рыжая борода (ответ 2)

8.                Суть этой операции таковы – танковые группы прорываются в тыл противника на большую глубину, в бой не вступают, а окружают, перерезая связь с остальными войсками противника. В этот момент активно поддерживает авиация (ответ 1)

9.                Военная операция, ориентированная на достижение победы в короткие сроки (ответ 1)

3. Оборона города

1. 73

2. 250

3. 350

4. 900

5. 872

6. 32

Вопросы

1.                Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя? (ответ 250 дней)

2.                Сколько дней длилась военная оборона Ленинграда немецкими и финскими войсками? (ответ 5 – блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г. – 872 дня)

3.                Оборона Брестской крепости длилась (ответ 6)

4.                Оборона Одессы (ответ 1 – 73 дня)

4. Битвы и сражения

1.     Москва

2.     Сталинград

3.     Смоленск

4.     Ленинград

5.     Курск

6.     Берлин

Вопросы

1.     О какой битве свидетельствует данный документ?

Из дневника убитого немецкого офицера:

«1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие…

11 сентября. Какое безрассудное упрямство…

13 сентября. Дикие звери…

16 сентября. Это не люди, а черти…

27 октября. Русские  — это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным человеком».

 (Ответ 2 — наступление немецких войск под Сталинградом)

2.      Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А. С. Чуянова:

Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в «котел» продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают «подарки» в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к «котлу», под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен. Теперь господство в воздухе принадлежало нам… (Ответ 2 — разгром немецких войск под Сталинградом)

3. Из воспоминаний очевидца

 На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты… (Ответ 2 — разгром немецких войск под Сталинградом)

4. Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.

Сначала мы блокируем город, затем разрушим его артиллерией и авиацией…

Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей… (Ответ 4 — блокада Ленинграда)

5. Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П. А. Ротмистрова.

Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины. (Ответ 5 — танковое сражение в селе Прохоровка. Курская битва)

6.  Из воспоминаний очевидца

…весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии. (Ответ 4 — блокада Ленинграда)

7. Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армии М. Е. Катукова.

16 апреля в 5 утра оглушительный грохот тысяч орудий возвестил о начале последнего, решающего наступления советских войск на столицу рейха. В небе не смолкал гул наших бомбардировщиков. После артиллерийской подготовки вспыхнуло 140 прожекторов. (Ответ 6 — штурм Берлина)

8. Из воспоминаний очевидца

Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь (ответ 5 — танковое сражение в селе Прохоровка. Курская битва)

9. Из воспоминаний очевидца

Бои на Зееловских высотах достигли наивысшего накала. Противник бросал в бой все новые и новые дивизии, батальоны фольксштурма, команды истребителей, танки. (Ответ 6 — штурм Берлина)

10.            Из воспоминаний очевидца

В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага. Острие танкового клина противника — было сломлено. (Ответ 5 — танковое сражение на Курской дуге)

11.            Из исторических источников

В течение 4 часов 28 бойцов под шквальным огнем сдерживали танки и пехоту врага. После боя всем солдатам присвоено звание Героев СССР (ответ 1 – панфиловцы – битва за Москву)

5. Личности

1. Калашников

2. Гастелло

3. Талалихин

4. Матросов

5. Маресьев

6. Кожедуб

Вопросы

1. Рядовой стрелкового полка закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения (ответ 4 — Александр Матросов)

2. Командир танка, под Брянском был тяжело ранен. Изобретатель чудо оружия, которое включено в государственный герб африканского государства Мозамбик (ответ 1 – автомат Михаила Калашникова).

3. 23-летний летчик, на своем И-16 зашел в хвост немецкого бомбардировщика, начал стрелять. Патроны закончились, пошел на таран. Упал в реку. Получил прозвище «малышок» — Герой Советского Союза (1941). Погиб в бою под Москвой (ответ 3 – Виктор Талалихин)

4. Советский военный летчик-истребитель сбил 64 немецких самолета. Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (ответ 6 – Иван Кожедуб)

5. Советский летчик, сидя за штурвалом подбитого самолета, направил его на колонну фашистской техники, где взорвал машины и цистерны врага. Весь экипаж погиб (ответ 2 – Николай Гастелло)

6. Города герои

1. Ленинград

2. Одесса 

3. Севастополь 

4. Сталинград

5. Керчь 

6. Брест

Вопросы

1. Какому городу присвоено звание города-героя 8 мая 1965 г.? (ответ 6 – Брест)

2. Какой город-герой был греческой колонией еще до н. э. и назывался  Пантикапей? (ответ 5 – Керчь)

3. Какой город-герой упоминался впервые в летописях в 1415 году как турецкая крепость Хаджибей? (ответ 2 – Одесса)

4. Какой город-герой трижды менял свое название? (ответ 4 – Царицын, Сталинград, Волгоград)

 

Первый тур завершился. Давайте подсчитаем свои жетоны. Во второй тур переходят игроки, набравшие 15 и более звезд. Остальные участники переходят в статус болельщиков.

 

2 тур — Логическая цепочка

Начинаем второй тур. Перед вами авиаконструкторы. Найдите ошибку – кто не является из перечисленных инженеров авиаконструктором? Кто нарушает логический ряди выпадает из цепочки?

1. Инженеры-конструкторы

1.                Ильюшин

2.                Лавочкин

3.                Яковлев

4.                Туполев

5.                Поликарпов

6.                Кошкин

(ответ 6 – авиаконструкторы – Кошкин создатель Т-34)

2. Маршалы

1.                Василевский

2.                Кузнецов

3.                Рокоссовский

4.                Жуков

5.                Конев

6.                Ватутин

(маршалы — ответ 2 – Николай Кузнецов – адмирал военно-морского флота 1944 г.)

3. Московская битва

1.                Тайфун

2. панфиловцы

3. дивизии ДВ

4. голод

5. контрудар

6. зима

(ответ 4 – голода в Москве не было, город выстоял перед врагом)

4. Сталинградская битва

1.                Кавказ

2.                дорога жизни

3.                Паулюс

4.                тракторный завод

5.                Мамаев курган

6.                Элеватор

(Ответ 2 – дорога жизни была в блокадном Ленинградае)

5. Курская дуга

1.                Цитадель

2.                Орел

3.                Курск

4.                Белгород

5.                Котел

6.                Прохоровка

(Ответ 5 – котел, котел или операция «кольцо» — в Сталинграде, а это битва на Курской дуге)

6. Блокада Ленинграда

1.                Блокада

2.                900

3.                симфония

4.                хлеб

5.                Паулюс

6.                Вавилов

(Ответ – 5  – немецкий генерал Паулюс пошел завоевывать Сталинград)

7. Десять сталинских ударов

1.                Ленинград

2.                Крым

3.                Белорусская СР

4.                Парад

5.                Михай

6.                Англия

(Ответ 6 – Англия отказалась участвовать в освобождении Норвегии)

8. Баллада о солдате

1.                Скворцов

2.                19 лет

3.                самолет

4.                крыша

5.                Шура

6.                любовь

(Ответ 3 -– Алексей Скворцов подбил 2 танка)

9. Ленд-лиз

1.                паровозы

2.                минометы

3.                никель

4.                алюминий

5.                сахар

6.                медь

(Ответ 3 – Никель – это город в Норвегии, который не поставлялся по Ленд-лизу)

Второй тур закончен. Давайте посчитаем наши баллы. В третий тур переходят игроки, набравшие наибольшее количество звезд.

 

3 тур — «собери слово»

В третьем туре нам понадобятся ручки и листы. Из букв слова К о л л а б о р а ц и о н и з м (с т) (изменник, предатель) необходимо составить как можно больше других слов. На выполнение задания дается 2 минуты. Запускаем секундомер.

Подводим итог.

Награждаем победителя.

×
×