Автор: Шевцова Екатерина Александровна
Формирование функциональной читательской грамотности средствами музейной педагогики.
«Чтение — вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» — эти пословицы очень точно выражают современную идею обучения смысловому чтению.
Вот уже более 14 лет я работаю учителем – логопедом в школе. В своей педагогической практике большое внимание уделяю формированию, развитию навыков письменной речи детей. Ведь именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться навык правильной, грамотной и выразительной речи.
В настоящее время наблюдается падение уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. 34% россиян книги совсем не читают, 21% — читают произведения в сокращённом варианте, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителей не читают детям книги, а включают мультфильмы.
Установлено, что навык чтения — это факторов, влияющий на успеваемость школьников больше всего. Время, отведённое на обучение ребёнка чтению, сократилось вдвое за последние пятьдесят лет, а информационная нагрузка и скорость, с который обучается ребенок в начальной школе, выросли в несколько раз, несмотря на то, что возрастные возможности ребенка остались прежние. Как итог мы наблюдаем трудности в понимании условий задач по математике, заданий к упражнениям по русскому языку. Чаще всего они испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей, выделении смысловых единиц, не умеют формулировать основную мысль текста, задавать вопросы и отвечать на них. Вышеперечисленные трудности демонстрирует нам большинство обследованных детей 1-3 классов нашей школы.
Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) побуждают учителя к постоянному поиску методов и приёмов, которые бы обеспечили успех ребёнка в освоении навыков осознанного чтения. Задача современной школы научить ребёнка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Для того чтобы школьник стал вовлечённым и заинтересованным участником учебной деятельности, нужно научить осознанному чтению, умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, быть способным откликаться на содержание текста, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Формирование читательской грамотности младших школьников имеет большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Одним из эффективных и инновационных методов развития читательской грамотности обучающихся мы считаем музейную педагогику.
Музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации; она ориентирована на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды (по определению Е. Б. Медведевой, М. Ю. Юхневич).
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в разнообразную деятельность школьного музея, чьё пространство максимально открыто не только для познавательной деятельности ребёнка, но и для творческой, созидательной активности.
В своей практической работе мы рассматривали музейную педагогику, как компонент образовательного пространства младших школьников и пришли к выводу, что музейные технологии представляют собой универсальный инструмент, который можно применять для решения различных педагогических проблем, особенно в начальной школе, где эмоции и непосредственный контакт с предметами музея играет большую роль в восприятии материала. В связи с этим и родилась идея использования музейной педагогики как средства формирования навыка смыслового чтения младших школьников.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе.
Технология развития читательской грамотности включает в себя три этапа работы с текстом:
Первый этап работы с текстом:
1. Предвидение содержания. Определение тематики, основной идеи и эмоционального окраса произведения, распознавание действующих лиц по названию, фамилии автора, ключевым словам, иллюстрациям, а также опираясь на личный опыт.
2. Определение задачи урока.
Второй этап: взаимодействие с текстом во время чтения:
1. Первое прочтение. Самостоятельное чтение в классе или вариант чтения-слушания, либо комбинированное чтение, учитывающее особенности текста, возрастные характеристики и индивидуальные способности учащихся. Формирование первого впечатления и сопоставление первоначальных предположений с содержанием и эмоциональной составляющей текста.
2. Повторное прочтение. Вдумчивое, неспешное повторное чтение (целиком или по частям).
3. Разбор текста. Диалог с автором посредством текста, чтение с пояснениями, обсуждение содержания, выделение ключевых и незнакомых слов, фраз, абзацев и смысловых блоков. Формулирование вопросов для уточнения содержания каждой смысловой части.
4. Обсуждение содержания. Обобщение прочитанного. Задавание обобщающих вопросов, обращение к конкретным отрывкам текста.
5. Чтение с выражением.
Третий этап: работа с текстом после прочтения:
1. Обсуждение смысла. Групповое обсуждение, дискуссия. Сопоставление личного мнения с позицией автора. Выявление и формулирование главной идеи и основного смысла рассказа.
2. Изучение автора. Ознакомление с биографией и личностью писателя, используя учебные материалы и дополнительную литературу.
3. Анализ названия и иллюстраций. Обсуждение значения и смысла названия. Рассмотрение готовых иллюстраций и сопоставление видения художника с представлениями читателей.
4. Творческие задания, стимулирующие различные аспекты читательской деятельности (эмоциональное восприятие, воображение, понимание содержания, анализ художественной формы).
Понимание прочитанного требует развития следующих навыков:
— замечать в тексте незнакомые слова и выражения, осознавая необходимость их разъяснения;
— использовать сноски и школьный словарь для выяснения значений;
— давать ответы на вопросы по содержанию, используя слова из самого текста;
— определять эмоциональную окраску произведения;
— выделять ключевые (самые важные для понимания) слова;
— использовать авторские комментарии для создания образа героев;
— устанавливать причины поступков персонажей, выбирая верный вариант из предложенных;
— предвидеть дальнейшее развитие событий;
— понимать позицию автора и собственное восприятие героев;
— формулировать основную тему короткого произведения;
— работать с названиями: выбирать наиболее подходящее, подбирать название к тексту или иллюстрации, предсказывать содержание по названию и составлять высказывания, соответствующие заданному названию;
— улавливать скрытый смысл и эмоциональный оттенок;
— выявлять основную идею произведения, подбирая наиболее подходящую пословицу;
— находить главную мысль, выраженную автором;
— определять особенности книги (тему, жанр, эмоциональное воздействие) по оформлению обложки, названию и иллюстрациям.
По данным, опубликованным в письме Министерства образования и науки России «О деятельности музеев образовательных учреждений», в настоящее время в школах, организациях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе 2060 исторических, 1390 военно-исторических, 1060 комплексных краеведческих.
Музейная сеть Нижегородской области сложилась в 80-90-е гг. В настоящее время на территории области функционируют 378 музеев образовательных организаций. Профили школьных музеев достаточно разнообразны: исторические, этнографические, мемориальные, литературные, геологические, археологические, естественно-научные, краеведческие. Наибольшее количество школьных музеев – в Кстовском, Городецком, Богородском, Воскресенском, Павловском районах, а также в Дзержинске, Кулебаках, Арзамасе, Выксе и Нижнем Новгороде.
Учитывая изложенное, очевидно, что современному образованию необходимы инновационные технологии, методики и подходы. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает серьезные требования к процессу обучения. В «портрете выпускника начальной школы» определены ключевые характеристики, которыми должен обладать ученик. Развитие универсальных учебных действий, оценка и контроль их формирования, требуют от педагога креативности, способности вовлечь и заинтересовать детей, стимулировать их стремление к знаниям и позитивным ценностям. В связи с этим, музейная педагогика становится одним из эффективных инструментов в арсенале учителя. В современном контексте музейная педагогика представляет собой обучающую технологию, предполагающую интеграцию музейных предметов и практик в учебный процесс: использование экспонатов на уроках, организация выставок, проведение экскурсий, посещение музеев, создание школьных музеев, изучение истории региона и биографий местных жителей. Наша группа, работающая над созданием школьного музея и разработкой внеурочной программы, применяет музейную педагогику в образовании. На уроках чтения и в рамках дополнительного курса ученики могут самостоятельно находить экспонаты (устаревшие слова, незнакомые термины), оформлять их, исследовать их происхождение и создавать увлекательные истории, связанные с ними. Эффективным методом организации таких занятий является групповая работа, где каждый участник отвечает за определенный аспект: визуальное представление слова, изготовление модели предмета, объяснение значения и подготовка сообщения.
В итоге, музейная педагогика демонстрирует себя как ценный инструмент для обучения и воспитания, а также как мощный стимул к познанию.