Анализ работы внеурочной деятельности.

Автор: Шабалина Светлана Владимировна

Анализ работы внеурочной деятельности Вокальной  студии Школьного Музыкального театра.

 

           В соответствии с требованиями ФГОС в 2024-2025 учебном году в рамках внеурочной деятельности мной проводился курс Вокальной студии. И Музыкального театра.

 Студия делится на хор начальной школы, ансамбль «Веснушки».

Количество обучающихся — 45 человек.

Занятия проводились:

Хор 1 раз в неделю – 2 часа.

Ансамбль «Веснушки»- 1 раз в неделю 2 часа.

Музыкальный театр – 2 часа.

 

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Задачи программы:

¾   формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

¾   формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

¾   умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

¾   использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

¾   знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.

¾   развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.

¾   развитие творческих способностей школьников разного возраста.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные универсальные учебные действия

 Отличительными особенностями курса является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

¾   принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);

¾   принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 

     В раздел курса включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

          Формы — групповые игры, сольное и хоровое пение.

           Виды деятельности – пение, групповые, игровое творчество.

Тема «Музыка вокруг тебя»

                           Раздел «Музыка» — призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами,  видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

           Формы –постановка музыкальных сказок, концертов.

           Виды деятельности – пение, групповые, игровое творчество.

 Тема «Фольклор»

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».

           Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.    

           Виды деятельностипение, групповые, игровое творчество. 

Тема «Творчество»

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

           Формы – творческие игры, конкурсы.

           Виды деятельностипение, групповые, игровое творчество.

Тема «Радуга талантов»

¾   понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

¾   нравственно-эстетических переживаний музыки;

¾   начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

¾   первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

¾   эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

¾   выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

¾   следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

¾   понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

¾   контролировать свои действия в групповой работе;

¾   проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Результаты работы курса

У обучающихся формируется: музыкально-эстетическое, нравственное воспитание. Музыка – один из самых доступных видов искусства для детей. На занятиях деи исполняли песни-пляски, потешки, считалки, прибаутки, заклички, частушки, небылицы.

Хор и ансамбль неоднократно давал концерты на разных площадках школы и города:

Вокальный конкурс  дуэтов «Песни войны»- Лауреат  1 степени

 Участие в районном фестивале «Инсценировка военной песни» (учащиеся начальной школы)

Концерт в Комитете по социальной защите.

Участие в концертах  в рамках «Год Великой Победы».

В концертах  на базе Движения первых.

Районный конкурс театральных постановок школьных коллективов  «Летопись великой победы», посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.- Лауреат 3 степени.

   Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Задача программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

     Этому очень способствуют занятия ребят в школьном Музыкальном театре. Работа с Музыкальным театром в этом учебном году была новой для меня. Считаю, что театр особенно полно и разносторонне раскрывает  творческие способности детей. Но дело не только в этом, ведь в школьном Музыкальном театре дети занимаются по желанию, никакого специального отбора в коллектив не существует. Дети, конечно, с разным певческим и актерским уровнем и потенциалом. Но для каждого нашлась роль. Театр невероятно способствует сближению детей, учит работе в команде. Также театр помогает детям раскрыться в общении, раскрепоститься и не стесняться быть самим собой. Дети учатся ценить, уважать и поддерживать друг друга. Не обходится и без здоровой конкуренции, но она только помогает расти. За этот год мы многое прошли и сделели: участвовали в постановке Новогоднего спектакля в школе, приняли участие в районном конкурсе школьных театральных коллективов  «Летопись Великой победы» и стали Лауреатами 3 степени. Но основная работа еще впереди. Главное, что ребята занимаются с горящими глазами, им это нравится

 

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.  

Вывод: работа по внеурочной деятельности проводилась согласно предусмотренным программам в соответствии с требованиями ФГОС. Включение ребенка в систему внеурочной деятельности помогает создать для него особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.  Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы, показателем сформированности социального опыта детей.

Считаю, что в работе всё удалось. На будущий год необходимо продолжить работу.

Учитель: Шабалина Светлана Владимировна.

×
×