Автор: Бокова Надежда Александровна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ
В настоящее время в детском саду много детей с нарушениями речи, и полноценная подготовка детей к обучению в школе во многом зависит от работы логопеда. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения и фонемообразования.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи.
Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М. В. Богданова-Березовского, В. К. Орфинской, Б. М. Гриншпуна, Т. Б. Филичевой и др. Большой интерес для меня представляют работы Р. Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Выделяется четыре уровня речевого недоразвития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Работая с детьми дошкольного возраста, в большинстве случаев мне приходится сталкиваться именно с таким речевым диагнозом, как общее недоразвитие речи.
Исследования И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. P. Лyрии показали: поражения речевого аппарата нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально-личностном развитии детей.
Особенности физического развития:
нарушения общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
нарушение оптико-пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления;
задержка развития воображения.
Особенности социально-личностного развития:
пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению;
недостаточная критичность или переоценка своих возможностей;
низкая социальная адаптация;
нарушение коммуникативной сферы.
Надо отметить, что дети с ОНР трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предлагаю показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и т. п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животное…). Еще труднее удерживается и сосредотачивается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные мои объяснения, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, ребенок значительно легче воспроизводит мне название 6-8 подарков на день рождения, чем 4-5 спрятанных мною на занятии игрушек.
У детей, с которыми мне приходится работать, наблюдаются нарушения артикуляционной моторики. Это проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит их к дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков АПИ РФ А. В. Антахова-Фомина, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова. Они установили, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам. Мои наблюдения показывают, что у значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Наблюдая за детьми в процессе образовательной деятельности или в других режимных моментах, отмечаю, что многие 5-ти летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы. От воспитателей часто слышу о том, что дети не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Поскольку речь и мышление тесно связаны, между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. На этапах диагностики и коррекционной работы выявляю тот факт, что такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; большинство с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР заметны не только мне, но и любому воспитателю, отработавшему в группе с детьми имеющих речевое нарушение хотя бы одну смену. Отклонения от нормы у таких детей проявляется в образовательной, игровой, бытовой и прочей деятельности. Я отмечаю тот факт, что на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.
Хочу сказать о том, что в процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книг воспитателями). Среди таких детей встречаю детей с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительны, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Замечаю, что воспитателям непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Итак, на данном этапе мной была раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР, для которых характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью.
Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и выражена в речи детей различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у многих детей нарушены просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:
недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменять нечетко произносимым смягченным звуком [ш];
смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимно замещает их;
замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаёт потбим тами» — «Самолет построим сами»);
искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.
Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.
У детей с фонетическим нарушением речи нарушено звукопроизношение при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Наблюдаются расстройства отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства проявляются:
• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Далее, мною была поставлена цель: создать условия для развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Система логопедической оздоровительной работы в нашем МБДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.
На занятиях я использую традиционные и нетрадиционные методы:
Артикуляционная гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Развитие общей моторики (физминутки);
Пальчиковая гимнастика;
Самомассаж;
Релаксация;
Психогимнастика;
Биоэнергопластика;
Су-Джок терапия.
Кинезиологические упражнения.
Логопедический массаж.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.