Автор: Ларионова Екатерина Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«Волшебница Осень» разработала и провела воспитатель МБДОУ «Детский сад №16. г.Выборг» Ларионова Екатерина Сергеевна
Тема: Чтение художественной литературы -«Сказка про осень и ее трех дочках» В. Дмитриев
Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Формировать умение осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
Задачи:
Способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения.
Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки, клей карандаш, альбом, волшебная коробочка с дарами Осени, медальки Крутец-молодец, букет осенних листьев.
Виды деятельности: беседа, создание книжки с иллюстрациями по мотиву сказки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему? Когда это бывает?
Воспитатель: А хотите послушать сказку про волшебницу – осень?
Чтение сказки
С какой сказкой мы с вами познакомились? Понравилась вам сказка?
Постановка проблемной ситуации
-Сегодня книжка выпала у меня из рук и картинки главных героев и сюжеты, они все перепутались. Давайте вспомним сказку, и в правильной последовательности расставим иллюстрации. И сделаем нашу книжку!
Перессказ с опорой на иллюстрации и наводящие вопросы педагога.
1.-Жила-была Осень,….продолжи Тимофей!
(и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.)
-Молодец!
2.-Что наказала мать Осень своим дочерям, Настя?
(дочерям не выходить из дому, пока она сама их не позовет.)
3.А как они поступили, ребята?
(ослушались маму)
4.Что произошло, когда каждая из дочерей открыла дверь? Давайте вспомним. Что произошло, когда открыла дверь Сентябринка?
(во дворе все листья пожелтели, цветы завяли)
5.А что произошло, когда Октябринка переступила порог ?
(ветер поднялся, всю листву с деревьев оборвал, тучи черные нагнал).
6.А как изменился мир вокруг, когда во двор вышла Ноябринка?
( снег с дождем пошел, холодно и темно стало).
Что почувствовали сестры, что с ними произошло дальше?
(Испугались, растерялись, разошлись в разные стороны)
7.А что произошло на Земле?
(а на Земле мрак кромешный наступил )
8.Мама Осень вернулась домой, …..
(а детей нет и побежала к другу Месяцу, просить помощи)
9.Помог Осени ее друг Месяц? Как? Расскажите.
Кого встретил на своем пути Месяц?
(старичка)
10.Как звали его и чем он помог Месяцу?
(Старичок Стовек, он подарил Месяцу волшебную косыночку)
В чем заключалось волшебство этой косыночки?
(. Кто за ее кончик возьмется, тот к нему и прилипнет. Только при помощи этой косынки ты сможешь собрать Сентябринку, Октябринку и Ноябринку вместе».)
11.Взял Месяц косыночку и отправился в путь. .Что с ним приключилось дальше?
(встретил Журавлика замерзающего)
Как поступил с ним Месяц?
(обогрел, накормил и на волю отпустил)
Как вы думаете, как поступил Месяц? Хорошо или плохо? Обьясните, почему.
Как это его характеризует?(он добрый)
12.Давайте вспомним , что дальше было в сказке?
(Месяц спасает Лису и Зайца от охотников)
Как он это сделал?
(Прикрыл Месяц лицо, и совсем темно стало. В это время лиса и убежала.
Только два шага шагнул, зайца в силках нашел и его выпустил).
13.-Долго ли коротко ли бродил молодец, но наконец собрал он дочек Осени. Идут они домой, за косынку волшебную держатся, а вспомнить, кто такие, не могут. Опечалился Месяц.И вдруг…..
Что произошло потом?
(Вдруг видят, в небе клин журавлиный летит, а самый маленький журавлик громче всех курлычет. Услыхали девушки крик, подняли головы, и Сентябринка вспомнила свое имя)
14.-А остальные дочки вспомнили, как их звать? Как это произошло?
(лиса пробежала, своим рыжим хвостом мелькнула и весь лес в желтый да красный цвет раскрасила. Как увидала это средняя дочка, так сразу и припомнила, что ее Октябринкой звать. А следом за лисой белый заяц, как пурга по полю, пролетел. Глянула на него Ноябринка и о своем имени догадалась).
15.-Чем закончилась сказка? Какая главная мысль сказки?
(Возвратились дочери домой да мать слушать стали, по очереди во двор гулять выходили. А на Земле мир да покой наступил).
Вот мы и собрали все сюжеты сказки в нашу книжку! Посмотрите, какая красивая книга у нас получилась!
Похвала детей
—А теперь давайте нашу замечательную книжку со сказкой поселим в наш уголок чтения!
Относим книжку в уголок чтения.
Подарок детям
-Матушка Осень вам дарит подарки- она очень щедрая и вот ее дары!
(В красивой подарочной коробке картинки с дарами Осени: фруктами, овощами, грибами, а также листьями разных деревьев. )
Вручение медалек «Крутец-молодец».
Идем рассматривать книжку с детьми, вносим дополнения, обсуждаем, вспоминаем интересные моменты, понравившихся героев.