Автор: Сагитова Резеда Шамильевна
Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта в современную систему образования предполагает прежде всего системно-деятельностный подход в обучении, где главная роль принадлежит обучающимся. Прежде всего обучающийся рассматривается как творческая личность, который учится добывать знания самостоятельно, а учитель является организатором, который предоставляет возможность эти знания добывать.Переход на системно-деятельностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, обеспечивающих активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В настоящее время используется множество таких технологий, но лишь некоторые из этих методов способны формировать логические умения.
Логические умения являются составляющимиобщеучебных умений, которые используются при изучении различных школьных дисциплин.
По классификации Н.М. Верзилина каждый род методов состоит из совокупности приемов: организационных, технических, логических. Логические приемы — одинаковы и лежат в основе мыслительной деятельности учащихся. Поэтому обучить учеников владению этих приемов в учебном процессе – важная задача учителя. [2]
На уроках биологии в 5-6 классах в ходе исследования применялись задания различной степени сложности, направленные на формирование логических умений. Ведь в биологии более всего необходимо научить учеников сравнивать, анализировать, классифицировать и делать правильные логические выводы.
Ученикам 5-ых классов, которые только начинают изучение предмета и знакомятся с достаточно сложными для их возраста специальными терминами, для их понимания и запоминания применяется «метод МНЕМО». [7]. Чтобы легче было запоминать термины, понятия в них нужно «оживить» и превратить в образы. Например,понятие клетка включает в себя такие новые для обучающихсятермины как: ядро, цитоплазма, клеточная стенка и т.д. Чтобы ученики усвоили эти термины можно показать им мультипликационный фильмhttps://www.youtube.com/watch?v=ca6Iu0JIuHI&list=PLNxbfnn1Qi_dozD03o2mvWlmUfw2wv_VW
Можно применять «метод установки взаимосвязей».
Задание 1. Бинарную латинскую номенклатуру предложил:
а) Ч. Дарвин б) Ж.Б. Ламарк
в) К. Линней г) Р. Гук
Чтобы ответить на правильно на вопросы можно в процессе изучения новой темы устанавливать взаимосвязи. Например, термин «бинарность» означает «два» (название, состоящее из двух частей: пример – хохлатая синица) – ученый, который ввел этот термин имеет в своей фамилии удвоенную «НН» Карл Линней. [7].
Можно применять «метод ассоциаций». Обычно ученикам трудно усвоить что такое систематика и порядок распределения живых организмов по группам (род, вид, царство и т.п.). Для лучшего запоминания применяется такое домашнее творческое задание:
Задание 2. Нарисуйте ассоциации к следующей поговорке: «Царства Терем Кто Откроет Сразу Рыцарем Войдет».
Обычно ребята очень хорошо справляются с данным заданием, затем на следующем уроке разбирается, что означает каждая заглавная буква в данной поговорке. Ц – Царство; Т – Тип; К – Класс; О – Отряд; С – Семейство; Р – Род; В – Вид.
Развитию логических умений также способствуют упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.
Задание 3. Какой среде обитания живых организмов соответствует следующее описание: Мало солнечного света, небольшое количество кислорода, температура может варьировать от – до +, жители этой среды в основном никогда не покидают место своего обитания.
В процессе работы с объектами природы необходимо развивать умение обучающихсяразличать объекты по родовому и видовому признаку:
Задание 4. «Кто лишний?»
А) Лиса, кошка, еж, бобер, собака, муравей.
Б) Вычеркни те растения, которые не растут в:
• лиственном лесу: дуб, сосна, каштан, береза, кедр, липа;
• хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, каштан, дуб. [3].
Вышеуказанные задания позволяют установить уровень развития у обучающихся умения сравнивать объекты природы, устанавливать взаимосвязи, анализировать полученную информацию и классифицировать по похожим признакам живые объекты.
Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения предмета биологии. Только в этом случае она будет результативна.
Практика подтверждает, что нельзя достигнуть высоких результатов в развитии интеллектуальных способностей обучающихся, не изучив предварительно состояние процессов мыслительной деятельности школьников вначале обучения, т.е. в 5-ых классах и не осуществляя системную диагностику достижения учеников при последующем обучении. Показателем эффективности обучения является положительная динамика развития мыслительной деятельности каждого ребенка.
В таблице показаны результаты формирования логических умений в течении 2022-2024 года изучения биологии в 5-6 классах по ФГОС в средней общеобразовательной школы:
2022 – 2023г.г. |
|||||
Классы |
Сравнение |
Анализ и классификация |
Установление соответствия |
Обобщение |
Установление причинно-следственных связей |
5 А |
82% |
63% |
35% |
50% |
33% |
5 Б |
54% |
44% |
20% |
30% |
18% |
5 В |
68% |
36% |
31% |
50% |
31% |
2023- 2024г.г. |
|||||
6 А |
92% |
73% |
45% |
60% |
43% |
6 Б |
64% |
54% |
30% |
40% |
23% |
6 В |
78% |
46% |
41% |
50% |
41% |
В итоге за время проведения научно-исследовательской работы можно сказать о положительной динамике формирования логических умений у обучающихся 5-6 классов.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 672 с.
2. Голикова Т.В. Формирование приемов логического мышления у шестиклассников на экологическом материале. В сб.: Проблемы общей биологии и прикладной экологии. Саратов, 1997. Вып. 1. – с. 196 — 199.
3. Грюцева Н.И. «Познавательные задания». Начальная школа, 1991, №5.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994.
5. Полякова А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. Под ред. Л. В. Занкова. М., «Педагогика», 1978. – 144 с.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
7. Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. \ под редакцией И.А.Добренко, А.А.ПотапчукИсточник: “Практикум по повышению квалификации педагогов в работе с детьми (на материале использования игровых и психолингвистических средств)”http://emanuelt.ru/matherials/