Автор: Кашапова Венера Галеевна
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающим чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы дети в дошкольном возрасте приобрели навыки толерантности, как основы своей жизненной позиции.
Что же такое толерантность? Удачное определение толерантности даёт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей». В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей.
Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет. Дети данного возраста не вступают в конфликт с людьми другой национальности, вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание. В их основе лежат следующие факторы – это детская непосредственность и бестактность, ограниченный жизненный опыт.
Формирование толерантности — это длительный процесс, который требует постоянного воспитания.
Наша малая родина Башкортостан – это многонациональный край. Здесь воедино сплелись и мирно сосуществуют традиции и обычаи различных национальностей: башкир, русских, татар, чувашей…
Наша группа детей со сложной структурой дефекта имеет многонациональный состав. В группе обучаются дети разных национальностей и разного возраста. Воспитанники имеют вторичные отклонения в развитии как задержку психо-речевого развития, поэтому планирование работы по формированию толерантности имеет свои трудности и особенности. Педагоги нашей группы при разработке перспективного плана
учитывали возрастные и индивидуальные возможности детей и их особенности диагноза.
Работа проводилась по следующим направлениям:
· Моя семья
· Моя малая Родина
· Культура и традиции
Для детей с ОВЗ большое значение играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их семье, городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Педагогами были определены следующие задачи:
· Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание к людям.
· Развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к другим национальным культурам
· Воспитание чувства общности и единства с людьми, находящиеся в группе ДОУ или живущими рядом.
· Воспитание уважения и терпимости к людям независимо от национальной принадлежности.
· Формирование понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
· Формирование сознания «человека мира», чувства сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России, малой Родине.
· Развитие способности понимать эмоциональное состояние людей: все люди схожи в своих заботах, интересах, радости и печали, желании быть счастливыми.
· Формирование социальных способов поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям, культура межличностного взаимодействия детей в группе.
· Умение осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулирование положительного отношения к сверстникам.
Все эти задачи могут реализовываться через различные формы педагогической работы, такие как беседы, игры, чтение художественной литературы, проведение праздников и театрализованных представлений. В связи с этим педагоги группы разработали перспективный план, который включает в себя разные области развития и виды деятельности детей. Реализация плана происходит во время тематических дней («День русской березы», «Открываем секреты татарской культуры», «Посиделки у юрты», «День чувашского костюма») содержание работы происходит по выбору педагога.
Образовательные области |
Тематический день |
|||
Содержание работы |
«Посиделки у юрты» |
«День русской березы» |
«Открываем секреты татарской культуры», |
«День чувашского костюма» |
Познавательное развитие |
Беседа по теме: — Рассматривание элементов башкирского орнамента (Кускар – голова быка, солярный знак символ солнца) |
Беседа по теме: — Берещенье – что за праздник?
|
Беседа по теме: «Секреты бабушкиного сундука» |
Беседа на тему: «Знакомство детей |
Физическое развитие |
— П/И «Юрта» |
— Хоровод «Березка» — Игра-соревнование «Перетягивание каната»
|
— Хоровод «Березка» — Игра-соревнование «Перетягивание каната»
|
— Игры |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование «Укрась ковер» Ручной труд (из ткани) коллективная работа «Юрта» |
Театр на столе «Репка», «Теремок», Театрализованная постановка по потешке «Огуречик, огуречик» |
Рисование «Платье для Айсылу» «Татарский ковер» «Ознакомление с татарскими орнаментами. «Тюбетейка» |
Рисование «Укрась фартук» |
Театрализованная деятельность |
Театрализованная постановка «Как Айдар-батыр дэва победил» |
Театр на столе «Репка», «Теремок», Театрализованная постановка по потешке «Огуречик, огуречик» |
Посещение театрализованной представления в старшей группе |
Посещение театрализованной представления в старшей группе |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Значение пословицы: «Отца с матерью почитать – горя не знать» |
Заучивание потешки «Огуречик, огуречик» — Рассматривание иллюстраций к народным сказкам |
Настольные игры |
Сюжетно-ролевая игра «Кукольное чаепитие» |
Работа с родителями |
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Народные традиции в семье» |
Консультация «Воспитание толерантности в семье» |
Домашнее задание Фотоколлаж «Готовим вместе с ребенком любимое национальное блюдо |
Совместное чаепитие «Родительские посиделки» |
Развлечения и досуги |
«Сабантуй» — народный праздник |
Праздник «Рождественские гадания»,
|
Развлечения «Грачиная каша» |
Саварни – народный праздник
|
Словарная работа |
Дэв, батыр, птица Сэмригош, мудрец Шульган |
Изба, печь, лавка, палати, ухват горшок, ступа |
Чак-чак(тат), ичиги (сапоги), тюбетейка (головной убор) |
хуплу сара (квас), арджя (сундук) |
Месяц |
Слова |
Методическое мероприятие |
Форма проведения |
Сентябрь |
Изба, печь, лавка, палати, ухват, горшок, ступа. |
«Изба. Её убранство и предметы быта.» |
Беседа по картине, иллюстрации |
Октябрь |
Конечик, хвост. Значение пословицы «Отца с матерью почитать – горя не знать»
|
Театрализованная постановка «Огуречик, огуречик…» по мотивам русской народной потешки |
Театрализованная постановка для детей младших групп (русск.) |
Ноябрь |
Юрта, пиала, туесок, сундук, тюндюк |
«Юрта. Дом, который можно перевозить? Убранство башкирской юрты. Деревянная утварь.» |
Беседа по картине, иллюстрациям. |
Декабрь |
Блюда: Чак-чак(тат), кастыбый (баш), блины (руск), хуплу (чуваш), Напитки: кумыс, квас, сара (чув) |
Национальная кухня башкир, татар, чуваш и русских народов. Обычай встречи гостей. |
Познавательная беседа с элементами театрализации. Разыгрывание обряда. |
Январь |
|
«Рождественские гадания» |
Развлечение (руск) |
Февраль |
Кускар — голова быка; Символ солнца, огонь, вода, небо, земля (руск, чув) |
Национальные костюмы. Виды башкирского, русского, татарского и чувашского орнамента. |
Познавательная беседа с элементами изодеятельности |
Март |
Масленница. Саварни. Каргатуй. |
«Масленница. Саварни. Каргатуй. Что за праздник? Кто его отмечает?» |
Беседа (рус, чув, башк.) |
Апрель |
Дев, батыр, птица Сэмрегош, мудрец Шульган |
Театрализованная постановка сказки «Как Айдар-батыр Дева победил» |
Театрализованная сказка для детей старших групп (башк) |
Май |
Слова: Берещенье |
«Березка – красавица наших лесов! Берещенье – что за праздник?»
|
Познавательная беседа (руск.)
|
Июнь |
|
Праздник плуга. У каких народов отмечается? Что он означает? Сабантуй, Троица |
Беседа (все)
Развлечение на воздухе (все) |
Работа по перспективному плану предусматривает расширение и обогащение предметно-развивающей среды, внесение элементов национальной самобытности и колорита в уголки: природы, кукольный, сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр.
Также необходимо пополнить атрибутами и элементами костюмов уголок физической культуры и создать картотеку с народными играми.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо обогатить предметно-развивающую среду художественной литературой, которая знакомит с трудом и бытом людей других национальностей, иллюстрациями сказочных героев, картотекой архаизмов и историзмов (устаревших слов) с расшифровкой их значений, что способствует пониманию фольклора своей малой Родины.
Большую роль в формировании толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки, запевы и заклички. Несмотря на их краткость в них отражается самобытность, многогранность и национальные особенности.
Особую радость несет детям национальная кукла. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Как ее зовут? Дошкольники могут ее рассматривать, играть, изготовлять из ткани или природных материалов, сделать ее как украшение или подарок, использовать ее в играх.
Толерантность у дошкольников формируется через эмоции и игру, так как игра является ведущим видом деятельности. В эмоциональной сфере необходимо формировать у детей характер нравственных переживаний, связанных с нормами и отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, самолюбие, эмпатию и стыд. Метод воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучении его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний.
Особая роль театрализованной деятельности по средствам, которой дети узнают о национальных героях, видят красоту и отзывчивость их поступков, формируются представления о добре и зле, правде и лжи, храбрости, верности и трудолюбии.
Таким образом, чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду у детей с ОВЗ, перерастут в понимание и принятие культурных различий народов мира. Доказательством служит мудрое выражение: «Толерантность — это гармония в многообразии»