Автор: Сикорская Юлия Ивановна
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в международных исследованиях качества образования. Среди них наиболее авторитетным является исследование PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводится один раз в три года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В исследовании PISA оценка навыков учащихся проводится по трём основным направлениям функциональной грамотности: читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность наряду с читательской и математической грамотностью — одно из ведущих направлений исследования PISA. Какими умениями должен обладать человек, владеющий естественнонаучной грамотностью? Согласно материалам PISA, естественнонаучно грамотный человек умеет научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для понимания окружающего мира и объяснения тех изменений, которые вносит в него человек [1].
Российские учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний в простых учебных ситуациях, но затрудняются применить их в незнакомых ситуациях, близких к реальной жизни, в которых необходимо использовать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, схемах или рисунках, анализировать или сравнивать результаты естественнонаучных исследований, обосновывать свою точку зрения, используя научную аргументацию, требуется дать ответ в свободной форме. Российские учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний в простых учебных ситуациях, но затрудняются применить их в незнакомых ситуациях, близких к реальной жизни. [1]
Задания должны быть направлены на формирование компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность. К ним относятся следующие компетенции:
1) научно объяснять явления;
2) понимать особенности естественнонаучного исследования;
3) научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Каждая из трёх компетенций включает в себя набор конкретных умений, на формирование которых может быть направлен вопрос задания
[1].
Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на уроках биологии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях.
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
1. «общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
2. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
· использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
· выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
· выявлять особенности естественнонаучного исследования;
· делать выводы на основе полученных данных;
· формулировать ответ в понятной для всех форме.
· уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные
· явления;
· уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми
· они могут встретиться в средствах массовой информации;
· понимать методы научных исследований;
· выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Перечисленные выше умения уточняют понятие «естественнонаучной грамотности».
Учитель должен научить ребенка активно осмысливать учебный материал и дополнительную информацию, наблюдать, предвидеть результаты, выдвигать гипотезы, объяснять наблюдаемые факты, обосновывать свои решения, делать выводы, планировать свои действия.
Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков. [3]
Примеры таких заданий: на формирование знания учебного материала:
1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
4. Найдите в тексте возможные ошибки
5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в
популярной литературе, энциклопедии и т. д.
На формирование понимания изучаемого материала:
1. Приведите примеры к понятию, явлению, правилу
2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания
3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок)
4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
5. Составьте вопросы по данному материалу, теме
6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.
На формирование умений и навыков:
1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания
2. Выделите для себя из текста полезные новые знания
3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность
4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
На развитие внимания:
1. Продолжите предложенный текст
2. Задайте вопросы по данному тексту
3. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице
4. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
1. «Найди отличия» (можно задать их количество); – Поиск лишнего– Упорядочивание– «Цепочки»– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами– Составление и распознавание диаграмм
2. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
3. «Преднамеренные ошибки»– Поиск информации в предложенных источниках– Взаимоконтроль– «Ищу ошибки» [3]
Считаю необходимым использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой.
Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии и других школьных дисциплин, которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Учитель должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.
Прочитайте отрывок из статьи в СМИ
«В последние годы все чаще утверждается, что различные спреды и маргарины куда полезнее сливочного масла. Защитники искусственных продуктов апеллируют тем, что в сливочном масле содержится огромное количество холестерина и вредных веществ. А между тем, масло очень полезно для здоровья, диетологи рекомендуют ежедневно съедать около 20 граммов этого продукта. Но важно, чтобы сливочное масло было натуральным, сделанным из коровьего молока»
1. Как отличить, где настоящее сливочное масло, а где спред? Предложите самый простой и доступный способ отличия спреда от натурального сливочного масла в домашних условиях с помощью препаратов из домашней аптечки.
2. Проверьте эффективность вашего способа с помощью эксперимента и объясните, на чем основано применение выбранного вами способа.
Такие задания позволяют творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.
8 класс. Тема «Растворы. Массовая доля растворенного вещества»
Задача: В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих
случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ=1г/мл), который
называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медицинский работник реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора.
Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
Исходя из вышесказанного, главная цель работы учителя: развитие таких умений, знаний и навыков, которые необходимы «для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений», что будет обеспечивать успешность выпускников во взрослой жизни.
В процессе изучения биологии одновременно с биологическими умениями формируются метапредметные. Метапредметные умения это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс. К метапредметным относят умения связывать между собой знания из разных областей наук. Эти умения формируются при помощи бинарных уроков. Они не только позволяют интегрировать различные знания для решения одной проблемы, но и развивают познавательный интерес, побуждают к активному познанию, дают возможность применить полученные знания на практике.
Работу по формированию метапредметных умений выстраиваю в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и степенью сложности материала. Начиная с пятого класса, большое значение уделяю работе с различными источниками информации. Стараюсь не только научить составлять таблицы и схемы, но и грамотно воспроизводить информацию по ним, анализировать, делать выводы. Многие учащиеся мало читают, имеют
небольшой словарный запас, не всегда могут дать развернутый ответ на проблемный вопрос, обосновать свое мнение. Нестандартные уроки (уроки-путешествия, уроки-игры, уроки — семинары, уроки-экскурсии, уроки-викторины) помогают каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении учебного занятия, выступить на каком-то этапе и в роли учителя.
Эффективно то обучение, при котором ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Именно поэтому проектная и исследовательская деятельность позволяет развивать логическое мышление, учит планировать свои действия, принимать решение в ситуации выбора.
Примером могут послужить научно-практические конференции, на которых учащиеся проявляют навыки исследования, творчества, коммуникации. Перечень наших некоторых исследовательских работ:
· «Влияние тяжелых металлов на рост и развитие растений на примере пырея ползучего (Elytrigia repens) и семян фасоли»
· «Количественный химический анализ проб пищевых продуктов на наличие тяжелых металлов на примере рыбы речной»
· «Содержание нитратов и тяжелых металлов как критерии экологической и пищевой безопасности овощной продукции ЗАО «Красная Заря»
· «Экологически чистый дом. Действительное и возможное»
· «Влияние микроэлементов на рост и развитие эшшольции»
Биология — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика — умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. п. Эти умения формируются при выполнении практических и лабораторных работ исследовательского характера. Я рассмотрела некоторые способы достижения метапредметных результатов. Но хочется отметить, что устойчивые метапредметные результаты формируются при системной работе всех педагогов школы.
Рекомендация учителям: ставить перед учащимися на уроках химии и биологии проблемные вопросы, предусматривать на уроке время на обдумывание и обсуждение вопроса учащимися между собой, например, в парах или мини-группах, предлагать давать развернутые ответы для обоснования своей точки зрения, объяснения явлений или результатов исследования. Содержание естественных наук предоставляет возможности ученикам научиться формулировать свою гипотезу исследования, найти, а порой и экспериментально реализовать способ проверки гипотезы, в том числе и ошибочной. Такие задания имеют творческий, в каком-то смысле изобретательский характер. Они не могут быть одинаково успешно выполнены всеми. Но они служат достижению цели развития как общеучебных умений, так и личностных качеств. [2]
Литература
1. Асанова Л.И. ЕНГ: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников/ Л.И. Асанова, Е.Е. Барсуков, А.Г. Кудрова, А.А. Бурдакова, И.В. Шибанова – М.: Академи Минпросвещения России, 2021. 84с.
2. Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. / Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9 (часть 2) – С. 196-200
3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов — Мн.: Университетское, 2000. 95 с.