Автор: Анашкина Мария Владимировна, Закревская Анна Викторовна
«Интерактивные формы работы с педагогами ДОУ как фактор повышения их профессиональной компетентности и творческого потенциала в системе здоровьесбережения»
Необходимо так строить учебную и воспитательную работу, чтоб ни один человек не чувствовал себя неспособным.
В.А. Сухомлинский
Добрый день, коллеги, сегодня, в своем выступлении я хочу поделиться с вами опытом организации интерактивных форм работы с педагогами, которые повышают их профессиональную компетентность.
Повышение качества дошкольного образования, связанно с созданием условий для развития личности ребенка, и предполагает новое содержание педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, активному взаимодействию всех участников процесса.
Использование инновационных технологий, возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует совершенствования методической работы в ДОУ, использования активных форм, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов, формирование у них творческого мышления, т.е. Компетентности.
1. Организационно — деятельностная игра как средство профессионального развития педагогов дошкольной организации
1.1. Особенности игры в системе методической работы
Использование игры в рамках обучающего процесса — явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности (А.А. Вербицкий, В.А. Болотов).
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего обучающего процесса. В то же время игра повышает интерес, в нашем случае обучающихся педагогов к методическим занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет им получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия профессиональных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт профессионального и нравственного выбора.
Игра улучшает отношения между ее участниками — педагогами и руководителями, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как·у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она ставит обучающегося в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах — реальном и условном — игровом (Ю.Д. Краевский, В.Я. Платов).
Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т.д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Специалисты по интерактивным методам по-разному оценивают эффективность игр в усвоении изучаемого материала. Если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%, настаивают авторы из различных методических разработок. По другим оценкам, введение и широкое использование деловых игр, например в учебных заведениях позволяет уменьшить на 30-50% время, необходимое для изучения материала при более эффективном его усвоении. В другом исследовании при сравнении деловой игры и аналогичной ей по объему и содержанию традиционной практической работы были отмечены следующие результаты: уровень усвоения знаний в игровой группе — 79%, в группе, выполнявшей практическую работу, — 54%. Через две недели после занятий уровень знаний в игровой группе сохранялся высоким — 64%, а в традиционной — 12%. Через 4 недели контроль показал 49% и 8% соответственно. Через 6 недель — 33% и 6%, после чего произошла стабилизация уровня знаний: для игровой группы — 31%, для традиционной — 5%.
1.2. Значение и результаты применения игровых форм методического обучения педагогов
Кроме того, доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
1. стимулирование мотивации и интереса: в области предмета изучения; в общеобразовательном плане; в продолжение изучения какой-либо проблемы;
2. поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа или системного понимания; расширенного осознания различных возможностей и проблем; последствий в осуществлении конкретных планов или возможностей;
3. развитие навыков: критического мышления и анализа; принятия. решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка выступлений на МО, педсоветах и др.); готовности к специальной работе в будущем (руководство творческой микрогруппой, работа в непредвиденных условиях);
4. изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;
5. саморазвитие и развитие, благодаря другим участникам: оценка руководителем тех же умений педагога; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий педагогов, для развития у них коммуникативных, организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости и творчества на занятиях и др.
В игру включают викторины, ситуации, элементы «мозгового штурма» (атаки). Игра — это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты их игровой деятельности.
Групповая или коллективная форма работы — одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество педагогов, т.е. практически весь педагогический коллектив. До минимума сводится роль и участие руководителя в игре.
Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.
Различные игры применимы и в качестве методических занятий, они дают возможность руководителю без излишней нервозности проверить уровень теоретических знаний и методической подготовленности педагогов, выявить пробелы в знаниях и умениях педагогов, затруднения в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, участники могут составить свои варианты ее проведения.
Бурное развитие игрового метода привело к многообразию его практического воплощения. В литературе появляется описание игр-упражнений, ролевых игр, дидактических, обучающих, педагогических и многих других.
При организации организационно-деятельностной игры необходимо учитывать следующие правила:
· постановки цели организационно-деятельностной игры;
· вовлечь в работу наибольшее количество педагогов;
· уделить большое внимание созданию условий (подготовка и оформление помещения, размещение демонстрационного и раздаточного материала);
· создать условия участникам для работы в больших и малых группах;
· обозначить каждому участнику в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;
· развивать творческие способности педагогов, создавать при этом необходимые условия для профессионального развития, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.
С целью профессионального развития педагогов в нашем ДОУ (МБДОУ г. Иркутске детском саду № 129) в соответствии с годовым планированием проводятся обучающие семинары, круглые столы, диспуты. Одной из наиболее эффективных форм работы является организационно-деятельностная игра. Тематика игр разнообразна. Организационно-деятельностная игра дает возможность педагогам подняться над ситуацией и взглянуть на события с новых углов зрения, увидеть происходящие процессы со стороны и предложить что-то новое, выйдя за рамки привычного. Эмоции и впечатления у педагогов очень разные, но никто не остаётся равнодушным. Игры всегда долго обсуждаются, анализируются их итоги и результаты, в последствии воспитатели активно используют новые полученные знания и подходы в своей работе, что позволяет избегать шаблонного мышления как в своей повседневной деятельности.
Организационно-деятельностная игра проводилась в 3 этапа:
1. Систематизация знаний (10 мин).
2. Интеллектуальное затруднение (20 мин).
3. Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности (10 мин).
В ходе игры педагоги работали в группах и индивидуально. Были определены правила работы: педагоги были распределены на три группы. В каждой группе был свой капитан. Каждый член группы имел право на высказывание собственного мнения во время коммуникации, в результате формировалось общее мнение членов всей группы. Готовность команды к ответу обозначал ведущий с помощью сигнальной карточки. Мнение каждой группы высказывал тот, кому даст слово ведущий. Выполнение каждого задания было строго регламентировано. Балл получала та группа, которая первая давала правильный ответ. Выиграла та группа, которая набрала наибольшее количество баллов. В случае если участники нарушали правила игры, с группы снимались баллы. Начало и конец задания обозначался звуковым сигналом.
В процессе организационно-деятельностной игры участники выстраивали модель профессионального развития педагога. Организационно-деятельностная игра положительно повлияла на создание продуктивного профессионального общения.
В результате работы выявлены следующие результаты:
1. принятие групповой работы и согласование различных точек зрения как ценности и способа жизни коллектива;
2. выработка и присвоение общих норм коллективного взаимодействия при решении проблем;
3. освоение механизмов разрешения проблемных ситуаций, противоречий.
Эффективность использования организационно-деятельностной игры в профессиональном развитии педагогов показала:
1. развитие у педагогов коммуникативных знаний, умений и навыков;
2. умение работать в команде;
3. обеспечение педагогов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
4. личностно-профессиональный рост педагогов, специалистов, руководителя;
5. продуктивное общение и взаимодействие;
Анализ организационно-деятельностной игры показал, что игра способствовала формированию нового образа педагога. Организуя профессиональное развитие на основе осмысления своего собственного опыта через рефлексию, педагоги начинают глубже понимать сущность умений учиться и то, каким образом они могут организовывать условия развития этих умений у воспитанников в ходе образовательного и воспитательного процессов.
Практика проведения организационно-деятельностной игры показывает, что в игре вырабатываются рефлексивные учения, которые помогают педагогу дошкольной образовательной организации быть более гибким в меняющихся условиях: учитывать особенности ситуации, выстраивать кооперации с профессионалами, прослеживать результаты своей работы и вносить необходимые изменения.
Список литературы:
1. Акбашаева Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений Текст.: дисс. .канд. пед. наук/ Р.Ш. Акбашаева. Уфа, 2000. — 210 с.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
3. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие. Мн.: Университетское, 1989. — 125 с.
4. Емельянова Профессиональное становление педагога: трудности и свершения, статья [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.o-detstve.ru/.
5. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина М.: Зодиак, 1993. — 232 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
7. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Ушева Т.Ф. Мыследеятельностный подход в формировании рефлексивных умений студентов // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — 2012. — № 4 (12). — С. 200—205. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/usheva_.pdf
9. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество. Дошкольное воспитание, — 1964, — № 4. — С. 24—32.
10. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. В сб: Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., МНИИПУ, 1983. — 144 с.
11. Яковлев А.А. Рефлексия и игра. В сб: Проблемы методологии. М., 1984.
12. Проблемы повышения профессиональной квалификации педагогов и руководителей школ // Под. ред. Е.П. Тонконоговой. М.: Педагогика,1999. — 168 с.
13. Приказ Минобрнауки России «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 30 января 2013 г., Решение Совета министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам от 28 августа 2013 года об утверждении ФГОС дошкольного образования, Приказ Минюста от 15.11.2013 г. «Об утверждении ФГОС ДО».