Музыкальная весна

Автор: Балахонова Наталья Родженальдовна

Цель: Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, образного мышления, воображения, эмоциональной сферы через музыкальную деятельность. 

Задачи: 1. Образовательные:
— обогатить музыкальные представления художественными ассоциациями.

 — продолжать знакомить детей со звуками окружающей природы.

 — совершенствовать танцевальные движения и умение самостоятельно начинать и заканчивать движение;

 — упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком;

— знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), слышать начало и конец музыкальной фразы.

2.Развивающие:
— развивать музыкальные способности детей: звуковысотный слух, чувство ритма;

— закреплять вокально-певческие навыки

— развивать ловкость в играх, умение двигаться в соответствии с характером музыки.

3.Воспитательные
 — совершенствовать коммуникативные качества личности. уважительное отношение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга. Уступать в различных ситуациях.

 — воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, инициативность и творческие проявления

 Демонстрационный материал: 

• Детские музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, колокольчики, бубен, ложки и т.д.),

• палитра и кисть,

• слайдовая презентация 

 

Музыкальный репертуар: 

• Валеологическая песенка-распевка «Доброе  утро» 

• А.Делиб «Пиццикато»

•   Музыкально коммуникативная игра «В лесу хорошо»

Песня «К нам идёт красавица  Весна» муз.А.Евтодьевой

·       «Апрель» муз. М.Басовой

• Фонопедическое упражнение «Весенние голоса»

П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена   года»                  

·       Песня  «Баркады жарач» муз. В.Цолбоева 

·       «Парная полька»

·       Игра «Ищи»

Ход занятия

Дети под фонограмму песенки «Солнечная капель» заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель встречает детей                                         

М. Р. Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас, в этот музыкальный час.
Ребята! Почти каждое утро мы приходим в этот зал, но не всегда здесь нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались здесь, чтобы встретиться с этим волшебством. Давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются)

Валеологическая песенка-распевка «Доброе  утро» 

М. р.  Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во-первых на полу я нашла вот эти следы (показываю макет следа)
 во-вторых на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние?
(на столе лежат кисточка и палитра) (дети отвечают)

М. р.  Верно, ребята я с вами согласна, что палитра и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей)
Я тоже так думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник. Но что же он здесь делал?(ответ детей)                                                                                     

М. р.— Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую — то картину не успел дорисовать. Интересно какую?                                                                                                                                             (Показ слайда с картинами «Времена года»)
— Посмотрите на экран, может быть, там вы найдёте ответ
(на слайде картины всех времён года раскрашены, а весенняя картина не раскрашенная) Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник? (ответ детей)
 Правильно, это картина о весне. Ребята, а может, мы с вами сделаем сюрприз художнику – раскрасим весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как?
(ответ детей)
М.Р. Я предлагаю использовать музыкальные краски. Что нам может помочь на музыкальном занятии нарисовать сказочную картину? (музыка, наши ручки, наше тело, наш ротик)
Вот видите, сколько у нас всего волшебного. Мы с вами волшебники. Давайте рисовать весеннюю картину. И нам сейчас поможет музыка. Отправляемся за красками.                                                      

 Музыкальная танцевальная импровизация «Рисуем картину» под муз. А.Делиб «Пиццикато» —

 Мы сначала перемешаем все весенние краски (плавные движения кистями рук)
 Белые, голубые, серые (идут в круг на носочках, продолжая плавные движения руками)
 Добавим немножко желтенького солнечного лучика
(брызги пальчиками)
и пойдем на волшебную полянку.
(Взялись за ручки и на носочках идут по кругу)
Ой, лужа! (два хлопка)
Вот наша полянка (идут в круг 2 хлопка)
А на ней красивые деревья. Ах!
(руки поднимаются вверх над головой, опускаются вдоль тела, внизу два хлопка)
На деревьях сидят птички
(постукивание пальцами одной руки по другой от кисти к локтю)
И на другой веточке
(движения повторяются с другой рукой)
Покажем ствол дерева. Какой он красивый
(движения рук по телу сверху вниз)
Спускаемся вниз по стволу И убегают наши пальчики                                                     Вдруг пошел дождик (брызги пальчиками)
А теперь наши ручки будут рисовать небо, которое как вы сказали голубое с белыми облаками.                                                                                                                                Возьмемся за руки и пойдем на носочках (идут по кругу)
 И тут мы нарисуем ручеек.                                                                                                 Теперь на пяточках  (ходьба вкруг и из круга)
 Вот мы и нарисовали весеннюю картину. Посмотрите, получилась?
(Показ слайда «Весна»)
М. р. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что наш художник и есть Красавица – Весна. Сегодня она пригласила нас совершить прогулку по весеннему лесу, чтобы услышать музыку природы, удивиться и восхититься ее красотой. 

М.Р, — Ну что ребята, отправимся в сказочный весенний лес.

Упражнение «Музыкальная дорожка» 

М. р.  Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся (идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка
(выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем
(идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!                                                                   А сейчас мы поспешим, на носочках побежим
(легкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, через лужи мы поскачем
(выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка
(выполняют хороводный шаг)
 А теперь, дружно стой, мы уже пришли с тобой!
(дети останавливаются, образуя круг)                                                                  Звучит спокойная музыка.(Показ слайда «Лес») Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте отдохнем здесь. Понюхаем аромат весенних цветов. Вдох – выдох. Как хорошо в лесу, как свежо, пахнет весной, давайте вместе вдохнём аромат весеннего леса. Дети  выполняют дыхательное упражнение

Фонопедическое упражнение «Весенние голоса»                            

 Слышите, ветерок по верхушкам пролетел – «ууууууу»                                               Тучка вздохнула «ах-ах» (показ.рукой и голосом низкие и высокие звуки)
Деревья зашумели, зашептали «ш – ш – ш »                                                         по лесу побежал весенний ручеек (болтают язычком)
 Из под коры вылезли жуки и букашки (жужжат Ж-Ж-Ж) (З-З-З)
Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало(шур – шур)
 и вылез маленький ежик (сопят носиками)
 И лес наполнился разными птичьими голосами (подражают птичьему пению)
 Наступила весна!                                                                                                            М.Р.По земле весна идет, свою музыку несет,                                                                  Эту музыку послушать каждый рад везде и всюду.                                                                 А хотели бы вы попробовать изобразить музыку весны. Делимся на подгруппы,берем инструменты. Итак у нас в руках….отвечают                                        Все вместе мы кто?….оркестр                                                                                         А кто управляет оркестром? дирижёр

  Музыкально коммуникативная игра «В лесу хорошо» с музыкальными инструментами  

М.Р. Молодцы, ребята! Дети убирают инструменты, под музыку садятся на стульчики.  

М.Р.  Ребята, о весне поэты пишут стихи, художники рисуют картины, а композиторы посвящают весне свою музыку. И сегодня в этом волшебном  лесу я хочу вам предложить послушать музыкальное произведение .                                                          Звучит произведение П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена   года»

М.Р. Как называется произведение, которое вы сейчас прослушали?                           Дети: «Подснежник»                                                                                                        М.Р. Назовите  композитора, который написал это прекрасное произведение Дети: Написал русский композитор П.И.Чайковский.                                               

Слайд -Портрет П.И.Чайковского

М.Р. Да. Мы с вами познакомились с произведением на прошлом занятии. Давайте вспомним сколько частей в произведении ?                                                    Дети: В музыкальном  произведении 3части.                                                                  М.Р.   Как звучит музыка первой части? Какая она по настроению?                             Дети:  Музыка ласковая, певучая, светлая, нежная, воздушная, подснежник радуется  наступившей весне.                                                                                                      М.Р.  А как звучит средняя часть? Давайте послушаем.                                              Дети: Взволнованно, тревожно, трепетно, беспокойно, порывисто, стремительно.                                                                                                                             М.Р. А как вы думаете почему изменился характер произведения? Почему тревожился подснежник, чего он боялся?                                                    Дети: Наверно, он боялся, что замёрзнет, ведь ещё холодно на улице, вдруг его ветерок сломает, поэтому и музыка была взволнованная.                                            М.Р. Да, это произведение трепетное, по весеннему взволнованное, хотя в этой произведении  нет слов, оно очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике.  Композитор рассказал языком музыки, как пробуждается природа.                                                                             М.Р. Скажите, это вокальное или инструментальное произведение?                                                  Дети: Инструментальное.                                                                                                 М.Р.: Молодцы. на следующих занятиях мы ещё поговорим с вами о произведении П.И.Чайковского «Подснежник»                                                           М.Р.: Ребята, давайте сейчас по мелодии отгадаем знакомую весеннюю песенку. Звучит мелодия песни, дети дают название песни                                         М.Р.: Прежде чем мы приступим с вами к пению, я вам предлагаю немножко размяться, поиграем в игру «Приключение язычка», а теперь разогреем горлышко и подготовим к пению «Мы похлопаем немножко, разотрём свои ладошки»                                                                                                                     Распевка  « Цветочек» предлагаю распеться  стоя.                                                             М.Р.: Подготовили  голоса к пению, разучивание  песни: напоминаю, что петь будем ровным звуком, без крика, потому что «Крик- наш враг», окончание музыкальных фраз поём мягким звуком точное начало пения. Применяю методические приёмы: пение по подгруппам, цепочкой,  произношение слов шёпотом в ритме песни, отхлопываем ритмический рисунок. Слежу за осанкой детей во время пения.

Песня «К нам идёт красавица  Весна» муз.А.Евтодьевой

М.Р.: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?                                                         Дети: Весна. Уточнить, что на календаре месяц «апрель», предложить детям исполнить песню «Апрель» муз.М. Басовой дети выходят под музыку и расходятся  по всему залу.

Песня «Апрель» муз.М. Басовой

М.Р. Весна пришла  и в наш любимый  цветущий город Моздок. С приходом весны город наполняется красками, звуками, запахом и вдохновением.Наши ребята исполнят песню о нашем родном крае.

Песня  «Баркады жарач» муз. В.Цолбоева(  группа детей. поёт на осетинском языке)

М.Р. Наше путешествие продолжается и я предлагаю вам на нашей полянке потанцевать весёлую польку. Мальчики приглашайте девочек на танец и становитесь по кругу. Прежде чем мы начнём танцевать, давайте вспомним элементы танцевальных движений( три притопа, выставление ноги на носочек, поскоки, боковой галоп).

Парная полька «Добрый жук»

М.Р. Приглашаю детвору на весёлую игру, давайте поиграем в прятки.

Игра «Ищи»

М.Р. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу, Весна нам показала, как звучит музыка природы.  Ребята, что для вас показалось самым интересным на занятии? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А какое задание было самое трудное для вас? Ответы детей 

М.Р. Наша Весна – волшебницаВот такую корзину с подснежниками вам дарит Весна. Цветы эти не простые, они с сюрпризом. Раздаём цветы детям.

М.Р:  А теперь нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам поможет наша волшебная музыкальная дорожка. Под музыку дети пробегают по дорожке, прощаются с гостями и возвращаются в группу.                                       

 

×
×