Натюрморт в технике коллаж с использованием живописных работ

Автор: Белякова Ирина Юрьевна

 

Конспект урока для ДХШ и ДШИ

Натюрморт в технике коллаж с использованием живописных работ

 

Тип урока: изучение нового материала

Цель (для учителя): познакомить учащихся с техникой и приёмами создания коллажа работая над созданием натюрморта.

Цель урока: создание   натюрморта в технике коллаж .

Задачи:

1.Воспитание интереса к изучению новых изобразительных техник, таких как коллаж

2.Расширение знаний, обучающихся в области жанра изобразительного искусства — натюрморт

3.Развитие творческой инициативы и самостоятельности

4.Формирование эстетического и художественного вкуса

 

План (для детей):

1.      Вспомнить понятия коллаж, натюрморт.

2.      Узнать  историю коллажа.

3.      Подготовить живописные и другие элементы.

4.      Выполнить практическую работу.

5.      Выставка работ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, репродукции художников  и готовые работы (натюрморт в технике «аппликация» и «коллаж»), акварельная бумага А3, тонированная бумага А3(пастельная или крафт), газета, ножницы, клей, можно предложить другие материалы (газеты, салфетки, фактурную бумагу,  и т.д).

Учитель: Для определения темы сегодняшнего урока вам нужно будет выполнить  небольшое задание сопоставить определение с понятием.

 определение

понятие

1. Техника создания живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре

 

2. Жанр живописи, в котором изображены неодушевлённые предметы, например посуда, фрукты, цветы, овощи.

А) Пейзаж

 

Б) Натюрморт

 

В) Коллаж

 

Г) Скульптура

 

Ответ: 1-В, 2-Б

 

Учитель:  Ответив на мои вопросы, мы поймём, что такое коллаж и натюрморт.

Вопросы:

1. Может ли быть натюрморт частью картины?

( Да слайд картины «Охотники на привале», « Завтрак аристократа»)

2. Что переводится  с французского – «мертвая природа», с голландского – «тихая недвижная жизнь», с английского – «безмолвная натура»?

3. Какие материалы можно использовать, работая над коллажем?

Учитель: Переходим к история коллажа. Прослушав её, вы должны будете ответить на вопросы.

А что же такое коллаж? Немного истории.

Возникновение техники датируется примерно II веком до н.э. В Древнем Китае появились первые коллажи. Жители Поднебесной  наносили  на готовые картины детали из кусочков ткани или бумаги, тем самым вносили в художественную работу оригинальные штрихи.

Коллаж получил особое распространение в 20 веке.  Важным моментом  в развитии коллажа стало обращение  к этой технике художников-кубистов, таких как Жорж Брак и Пабло Пикассо  (показ репродукций с картин художников).

Творчество художника из Австрии Густава Климта является одним из запоминающихся. Его произведения представляют собой пестрый ковер, содержащий разнообразные материалы: фольга, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают (показ репродукций с картин Г. Климта).

Кубизм дал возможность раскрыться коллажу как технике.  Отечественные художники также используют данную технику (А. Лентулов, К. Малевич, О. Розанова, Л. Попова и другие мастера)

Вопросы:

1. Что наклеивали китайцы на готовые картины (кусочки из ткани и бумаги),

 2. Кто первым обратился к технике коллажа в 20 веке? (Жорж Брак и Пабло Пикассо)

На примере известных художников, мы с вами убедились, что удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов. Для создания коллажа можно использовать материал различной фактуры, главное чтобы он подходил по теме. Основой может быть чистый лист бумаги, газетный лист, лист из журнала, календарь, обои и даже использованная вами бумажная палитра,  рисунки и выкраски.

Прежде чем приступить к воплощению своей творческой идеи, вам необходимо не забывать о композиции в натюрморте. Что означает слово композиция? (ответы учащихся).

Точно. Слово композиция в переводе с латинского – «составление, связывание». Так ли просто составить натюрморт?

Наш коллаж будет в жанре натюрморт. Мы с натуры напишем рыбу(возможное исполнение на прошлом занятии). Некоторые элементы, которые вы бы хотели поместить в свою работу, можно изобразить по памяти. Например: зелень, лук, чеснок  или лавровый лист. Будем писать именно отдельными элементами, так как потом вырежем их, что бы составить композицию. Давайте посмотрим репродукции картин с изображением рыбы.

Нашу композицию будем исполнять в несколько этапов:

1. изображение элементов в живописной технике с использованием красок (акварель)

2. вырезание и обрывание этих и других элементов.

3. составление и приклеивание всей композиции.

4. доработка деталей всей композиции с использованием графических материалов (маркеры, фломастеры, цветные карандаши, пастель – по желанию)

 

Физкультминутка

А теперь, друзья, встаем!

Физкультминутку проведем!

Руки в стороны, вперед.

Все на лад сейчас пойдет!

Вправо, влево повернулись

И в коллаж все окунулись!

 

 

Учитель: приступим к выполнению практической работы.

1. Выполнение элементов натюрморта: рыбы, лук, лимон, лаврового листа и т.д. В живописной технике акварелью/гуашью (этап возможно исполнить на предыдущем занятии)

 

2. Вырезание и обрывание этих и других элементов. 

Подсказка: рыба будет лежать на газете, которую можно оборвать, а не резать ножницами. Ее можно даже смять. Это придаст композиции большей реалистичности.

 

3. Прежде чем приклеивать все элементы, их сначала нужно расположить на нашем тонированном листе.

Подсказка: не спешим приклеивать, что бы сначала примерить и подвигать элементы на листе, создать свою уникальную композицию и расположение предметов. Сначала расположили центр композиции: газету, на ней рыбу (газета выделяет наш центр композиции). Затем дополнили пустые места второстепенными персонажами: лук, лимон и прочие элементы по желанию (они у всех могут отличаться).

 

4. Когда определились с расположением элементов коллажа, их можно приклеить.

 

5. В завершении дорабатываем детали графическими материалами: маркерами, карандашами  и прочее.

Подсказка: добавляем блики, тени, мелкие предметы (вилку, перец-горошком, зелень укропа и прочее), узоры на нашем столе, возможно, это скатерть или клеенка с орнаментом – у кого-то в клетку, у кого-то в горошек или цветочек. На этом этапе можно пуститься в «творческий полет» и использовать фантазию и уникальный стиль.

 

Подведение итогов урока:

Выставка работ. Учащиеся рассказывают о своей работе, что хотели изобразить.

Вопросы:

Что бы вы посоветовали изменить в коллаже?

Что вам понравилось?

За что вы хотели похвалить авторов коллажа?

Итак, чему сегодня на уроке мы научились, что узнали нового?

Сегодня мы научились составлять натюрморт, познакомились с техникой коллажа.

Итог: Вы все отлично поработали. Главное, что работы получились яркие и жизнерадостные.

 

×
×