Автор: Белякова Ирина Юрьевна
Конспект урока для ДХШ и ДШИ
Натюрморт в технике коллаж с использованием живописных работ
Тип урока: изучение нового материала
Цель (для учителя): познакомить учащихся с техникой и приёмами создания коллажа работая над созданием натюрморта.
Цель урока: создание натюрморта в технике коллаж .
Задачи:
1.Воспитание интереса к изучению новых изобразительных техник, таких как коллаж
2.Расширение знаний, обучающихся в области жанра изобразительного искусства — натюрморт
3.Развитие творческой инициативы и самостоятельности
4.Формирование эстетического и художественного вкуса
План (для детей):
1. Вспомнить понятия коллаж, натюрморт.
2. Узнать историю коллажа.
3. Подготовить живописные и другие элементы.
4. Выполнить практическую работу.
5. Выставка работ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, репродукции художников и готовые работы (натюрморт в технике «аппликация» и «коллаж»), акварельная бумага А3, тонированная бумага А3(пастельная или крафт), газета, ножницы, клей, можно предложить другие материалы (газеты, салфетки, фактурную бумагу, и т.д).
Учитель: Для определения темы сегодняшнего урока вам нужно будет выполнить небольшое задание сопоставить определение с понятием.
определение |
понятие |
1. Техника создания живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре
2. Жанр живописи, в котором изображены неодушевлённые предметы, например посуда, фрукты, цветы, овощи. |
А) Пейзаж
Б) Натюрморт
В) Коллаж
Г) Скульптура
|
Ответ: 1-В, 2-Б
Учитель: Ответив на мои вопросы, мы поймём, что такое коллаж и натюрморт.
Вопросы:
1. Может ли быть натюрморт частью картины?
( Да слайд картины «Охотники на привале», « Завтрак аристократа»)
2. Что переводится с французского – «мертвая природа», с голландского – «тихая недвижная жизнь», с английского – «безмолвная натура»?
3. Какие материалы можно использовать, работая над коллажем?
Учитель: Переходим к история коллажа. Прослушав её, вы должны будете ответить на вопросы.
А что же такое коллаж? Немного истории.
Возникновение техники датируется примерно II веком до н.э. В Древнем Китае появились первые коллажи. Жители Поднебесной наносили на готовые картины детали из кусочков ткани или бумаги, тем самым вносили в художественную работу оригинальные штрихи.
Коллаж получил особое распространение в 20 веке. Важным моментом в развитии коллажа стало обращение к этой технике художников-кубистов, таких как Жорж Брак и Пабло Пикассо (показ репродукций с картин художников).
Творчество художника из Австрии Густава Климта является одним из запоминающихся. Его произведения представляют собой пестрый ковер, содержащий разнообразные материалы: фольга, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают (показ репродукций с картин Г. Климта).
Кубизм дал возможность раскрыться коллажу как технике. Отечественные художники также используют данную технику (А. Лентулов, К. Малевич, О. Розанова, Л. Попова и другие мастера)
Вопросы:
1. Что наклеивали китайцы на готовые картины (кусочки из ткани и бумаги),
2. Кто первым обратился к технике коллажа в 20 веке? (Жорж Брак и Пабло Пикассо)
На примере известных художников, мы с вами убедились, что удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов. Для создания коллажа можно использовать материал различной фактуры, главное чтобы он подходил по теме. Основой может быть чистый лист бумаги, газетный лист, лист из журнала, календарь, обои и даже использованная вами бумажная палитра, рисунки и выкраски.
Прежде чем приступить к воплощению своей творческой идеи, вам необходимо не забывать о композиции в натюрморте. Что означает слово композиция? (ответы учащихся).
Точно. Слово композиция в переводе с латинского – «составление, связывание». Так ли просто составить натюрморт?
Наш коллаж будет в жанре натюрморт. Мы с натуры напишем рыбу(возможное исполнение на прошлом занятии). Некоторые элементы, которые вы бы хотели поместить в свою работу, можно изобразить по памяти. Например: зелень, лук, чеснок или лавровый лист. Будем писать именно отдельными элементами, так как потом вырежем их, что бы составить композицию. Давайте посмотрим репродукции картин с изображением рыбы.
Нашу композицию будем исполнять в несколько этапов:
1. изображение элементов в живописной технике с использованием красок (акварель)
2. вырезание и обрывание этих и других элементов.
3. составление и приклеивание всей композиции.
4. доработка деталей всей композиции с использованием графических материалов (маркеры, фломастеры, цветные карандаши, пастель – по желанию)
Физкультминутка
А теперь, друзья, встаем!
Физкультминутку проведем!
Руки в стороны, вперед.
Все на лад сейчас пойдет!
Вправо, влево повернулись
И в коллаж все окунулись!
Учитель: приступим к выполнению практической работы.
1. Выполнение элементов натюрморта: рыбы, лук, лимон, лаврового листа и т.д. В живописной технике акварелью/гуашью (этап возможно исполнить на предыдущем занятии)
2. Вырезание и обрывание этих и других элементов.
Подсказка: рыба будет лежать на газете, которую можно оборвать, а не резать ножницами. Ее можно даже смять. Это придаст композиции большей реалистичности.
3. Прежде чем приклеивать все элементы, их сначала нужно расположить на нашем тонированном листе.
Подсказка: не спешим приклеивать, что бы сначала примерить и подвигать элементы на листе, создать свою уникальную композицию и расположение предметов. Сначала расположили центр композиции: газету, на ней рыбу (газета выделяет наш центр композиции). Затем дополнили пустые места второстепенными персонажами: лук, лимон и прочие элементы по желанию (они у всех могут отличаться).
4. Когда определились с расположением элементов коллажа, их можно приклеить.
5. В завершении дорабатываем детали графическими материалами: маркерами, карандашами и прочее.
Подсказка: добавляем блики, тени, мелкие предметы (вилку, перец-горошком, зелень укропа и прочее), узоры на нашем столе, возможно, это скатерть или клеенка с орнаментом – у кого-то в клетку, у кого-то в горошек или цветочек. На этом этапе можно пуститься в «творческий полет» и использовать фантазию и уникальный стиль.
Подведение итогов урока:
Выставка работ. Учащиеся рассказывают о своей работе, что хотели изобразить.
Вопросы:
Что бы вы посоветовали изменить в коллаже?
Что вам понравилось?
За что вы хотели похвалить авторов коллажа?
Итак, чему сегодня на уроке мы научились, что узнали нового?
Сегодня мы научились составлять натюрморт, познакомились с техникой коллажа.
Итог: Вы все отлично поработали. Главное, что работы получились яркие и жизнерадостные.