Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности

Автор: Атарщикова Елена Владимировна

Консультация

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из

центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой

момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности

жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей

безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного,

природного и экологического неблагополучия.

В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в

рамках ФГОС ДО в образовательной области социально-коммуникативное развитие

(формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).

На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного

образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой и программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

были обозначены цели и задачи по ОБЖ.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Цели:

1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности

окружающего мира)

Задачи:

1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира

природы ситуациях и способах поведения в них;

2. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы

поведения;

3. Передавать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в

качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально

опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Основные направления работы по ОБЖ

 Безопасное поведение в природе

 Безопасное поведение на дорогах

 Безопасность собственной жизнедеятельности

Примерное содержание работы

1. Ребенок и другие люди:

 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

 Ребенок и другие дети.

 Если «чужой» приходит в дом.

2. Ребенок и природа:

 В природе все взаимосвязано.

 Загрязнение окружающей среды.

 Бережное отношение к живой природе.

 Ядовитые растения.

 Контакты с животными.

3. Ребенок дома:

 Умение правильно обращаться с некоторыми предметами в том числе

электроприборами, газовой плитой, инструментами и т.д.

 Открытое окно, балкон как источник опасности.

 Купание в водоемах

 Умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.

4. Ребенок и улица:

 Устройство проезжей части.

 Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

 Правила езды на велосипеде.

 О работе ГИБДД.

 Правила поведения в транспорте.

 Если ребенок потерялся на улице

Формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми

— заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

— отгадывание загадок, кроссвордов;

— чтение художественной литературы,

— рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

— сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

— театрализованные представления,

— обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);

— встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

— участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и

педагогов,

— мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

-работа над проектами.

Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно:

 I Этап. «Я знаю»

Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения

дошкольников преимущественно через дидактические игры.

Здесь используются такие методы и приемы, как:

-обучение

-чтение и обсуждение

-рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий

-загадывание загадок, разные задания

Обучение занимает ведущее место (через дидактические игры)

Игры направлены на закрепление знаний об источниках опасности

 «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам».

 «Что расскажет экологический знак», «Убери на место» и др.

Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях

 «Мы — спасатели», «Сто бед», «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны»,

«Предметы быта», «Веселинка — Грустинка».

Чтение и обсуждение художественной литературы (особая роль здесь отводится

игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним из-за

нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения)

Использование фотографий, картинок, иллюстраций

Загадывание загадок, разные задания и т. п. (сказочный персонаж)

II Этап. «Я знаю и понимаю»

Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и

моделирования возможных угрожающих ситуаций.

Здесь используют такие методы и приемы, как:

-ситуативно — имитационное моделирование;

-инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации;

-обыгрывание отрывков из литературных произведений;

-обсуждение сюжетов ролевых игр;

-продуктивная деятельность.

 Ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать

действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать

угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

-использование макета домашней обстановки (лес, поляна, луг) или специально

сконструированной предметно-игровой среды;

-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением

детей;

— введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

— «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой

деятельности;

-поддержание адекватного эмоционального фона.

Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и

не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель,

инструменты, бытовая техника и др.

Например:

В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята

подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы

не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак

Х – нельзя пользоваться.

! – осторожно пользоваться.

Вспомнить вместе с детьми правила безопасности:

• Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.

Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а вовторых,

неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду,

хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.

 III Этап. «Я знаю, понимаю, могу изменить»

На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается

осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для

изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и

безопасности окружающих.

Здесь используются следующие методы и приемы:

— проблемно – игровые ситуации;

— игры – драматизации и инсценировки;

— игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий;

— формулирование выводов;

— выбор новой модели поведения.

Проблемно-игровые ситуации

Помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся

ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники,

кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями

региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об

опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с

животными.

Например:

«В парке», «Ядовитые растения», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное»,

«Собака – друг человека».

 Игры тренинги с телефоном

Для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и

закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

В игровой тренинг ребенок дома один; ребенок дома с братьями, сестрами; ребенок

дома со взрослыми — следует включить разного рода «уговоры», привлекательные

обещания (например: «Волк и семеро козлят»).

 Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг

способствует развитию у них поисковой активности.

Моделирование ситуаций

Дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает

мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных

ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить

детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель

постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их

строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Например:

моделирование ситуации: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод,

что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе и твои

действия.

Например:

Задания типа «Составим план — карту групповой комнаты и отметим опасные места

красными кружочками».

Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.

Игры –драматизации

Способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия

-после прочтения художественного произведения, развлечение «Кошкин дом»

 -чтение художественного произведения с последующим рассматриванием

иллюстраций или картин;

-чтение и последующая изобразительная деятельность;

-занятие-инсценировка «Когда мамы нет дома».

Например:

Игра «Путешествие в лес»

(учить тренировать звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя

вести).

Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и

оценивать поведение других люде

×
×