СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС В КОРРЕКЦИОННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор: Егорова Дарья Валерьевна

Д.В. Егорова

Учитель- дефектолог первой квалификационной категории МБДОУ № 7 «Радуга»

 

 

«СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС В КОРРЕКЦИОННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Аннотация.  Важнейшая социальная функция любой семьи – воспитание и развитие детей. Особое внимание стоит уделить семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление такого ребенка в семье всегда влечет  за собой эмоциональные переживания  родителей и близких родственников. Семейные неудачи и «родительская неэффективность» в итоге формируют недоверие к миру.  Необходимость оказания помощи и поддержки семей в связи с некомпетентностью и отсутствием  знаний для обучения ребенка вне учреждения, диктуют необходимость  совместной работы учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова. Семья как социальный ресурс воспитания, современный детский сад, помощь семье, родительский клуб.

Развитие коррекционной  педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей повышения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями  здоровья. Социализация этих детей не может быть достигнута без приобщения к этому  процессу членов его семьи, и в первую очередь, родителей.

Родители детей с ОВЗ часто испытывают психологические трудности в общении с другими людьми из-за воздействия длительной травмирующей психику ситуации, явившейся результатом переживания по поводу нарушений развития у ребенка.

При проведении анкетирования родителей было выявлено, что родители по-разному реагируют на выявление особенностей ребенка. Некоторые родители адекватно и объективно принимают и воспринимают ту ситуацию, а есть родители, которые возможно и принимают, но не компетентны в вопросах воспитания и развития особого ребенка. Главную роль играют эмоциональная направленность и насыщенность переживаний родителей, которые связаны с болезнью ребенка, осознанием ими своей роли в дальнейшей судьбе ребенка.

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает  гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Первой формой работы специалистов с родителями особенных детей, является образовательно – просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, а не на функционировании семьи, не на ее членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Наше дошкольное учреждение обеспечивает сопровождение семей с детьми с ОВЗ, обеспечивает реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому сотрудничеству с семьёй с ограниченными возможностями здоровья.

В программе сопровождения родителей детей с ОВЗ «Проще говоря», учтены запросы родителей, а также их потребности в личностной психологической помощи и поддержке.

Цель программы – это повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и  социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого педагогического просвещения и привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Срок реализации программы – 12 месяцев

Продолжительность  занятия 1 час.

Основной состав группы постоянный, что позволяет родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании  детей в домашних условиях.

Программа представляет  собой клубные встречи для родителей и детей. В течение года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников.

Формы  работы клуба «Проще говоря» включают в себя разнообразную работу, как с детьми, так и их родителями. Это индивидуальные и групповые занятия с детьми и родителями, где они учатся правильно взаимодействовать со своим ребенком, радоваться успехам своего ребенка. Это очень стимулирует родителей, а совместное творчество позволяет увидеть  родителям в своих детях особенные таланты.

Также одной из эффективных форм работы является просветительская работа через консультации и беседы, где родители могут ознакомиться с информацией, а также получить индивидуальную консультацию по своим запросам.

Тренинги для родителей в клубе «проще говоря», являются самым любимым занятием для родителей,  потому что разнообразные методы работы включают в себя не только дискуссии и лекции, но и более интересную работу: игры,  квесты, упражнения. На тренингах родители раскрепощаются и расслабляются, что способствует плодотворной работе.

Цель нашего родительского клуба «Проще говоря» — поддержать каждого родителя на пути личностного роста, помочь мамам и папам стать более осознанными и понять процессы развития их ребенка для того, чтобы заложить основу здоровой и гармоничной личности.

 

×
×