«Развитие мелкой моторики как один из факторов, повышающий речевое развитие у детей дошкольного с возраста»

Автор: Печенина Светлана Владимировна

  1.  

         Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений рук.  Для определения уровня развития речи, детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.  До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

         Таким образом, совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук начинать надо с пальчиковой гимнастики. Как и много лет назад, применять игры с резиночками на сопротивляемость, выработку упругости мышц ручной мускулатуры, игры с кубиками, с веревочкой. Сейчас наша промышленность создает очень красочные, эстетически оформленные пособия с веревочками, которые многофункциональны. Не надо забывать и о бархатной бумаге для массажа, тренировки подушечек пальцев. Также применяйте в своей работе природный материал (мелкие камушки, гальку, скорлупу ореха и т.д.), спички для составления предметов и букв. Для достижения лучших результатов, чтобы работа была занимательной и увлекала детей можно применять такой прием, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. В последнее время широко применяется такой метод, как кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой, развитие межполушарного взаимодействия, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

×
×