Автор: Белоусова Юлия Владимировна
Инструменты логопеда: фонематические процессы
Уважаемые коллеги!
Сегодня я начинаю серию публикаций, посвящённых моим профессиональным инструментам — приёмам и методикам, позволяющим эффективно помогать детям преодолевать трудности с речью. Первая статья посвящена фонематическим процессам, которые играют ключевую роль в формировании правильной устной и письменной речи ребёнка.
Что такое фонематические процессы?
Фонематические процессы включают восприятие, различение и воспроизведение звуков речи. Они отвечают за способность ребёнка распознавать звуки родного языка, правильно произносить их и понимать разницу между похожими звуками. Нарушение фонематического восприятия ведёт к проблемам с чтением, письмом и пониманием смысла сказанного. Когда мы говорим о логопедическом заключении ФФНР, мы чётко понимаем, что речь идёт о детях с нормальным слухом и интеллектом.
Как фонематика влияет на речь?
— Устная речь: неверное произношение звуков, затруднения в различении звуков, нестабильность в звукопроизношении.
— Письменная речь: Затруднения в слоговом и звуко-буквенном анализе, на письме у таких детей мы увидим большое количество разнообразных ошибок – пропуски, недописывание, наращивание, перестановка, искажение, слитное написание слов и произвольное деление фразы на слова, и, конечно, смешение по звонкости-глухости.
Чтобы помочь ребёнку развить фонематическое восприятие, предлагаю вашему вниманию 3 этапа и ряд эффективных упражнений, проверенных многолетней практикой.
В структуру практически всех занятий входит работа над фонематическими процессами. Разумеется, что упражнения подбираются с учётом возраста и возможностей ребёнка. Для дошкольников это эмоционально насыщенные, игровые приёмы с различным инвентарём (мешочки, сундучки, карточки, повязкой на глаза, фишками, персонажами – фантазия и талант педагога не имеют границ). Для детей школьного возраста в большей степени продуктивными являются наглядные алгоритмы, тренажёры, пособия.
Упражнения для развития фонематических процессов у дошкольников.
Первое, что нужно сделать – это научить слышать заданный звук в различных вариантах:
— среди других звуков,
— в начале слова,
— в конце слова,
— в середине слова.
Здесь можно применять упражнения с различными вариациями, когда ребёнок на заданный звук производит реакцию – звенит в колокольчик, хлопает, показывает картинку с буквой, ставит фишку и т.п. Например, традиционное упражнение:
«Услышь меня».
Цель: Развитие слухового внимания.
Педагог называет ряд предметов, животных или действий, выделяя определённый звук голосом (например, «рыба», «рукав», «рама»). Ребёнок поднимает руку, услышав заданный звук.
Автоматизация звука
Как правило, к моменту, когда ребёнок стабильно слышит заданный звук, он уже находится на этапе автоматизации этого звука. Артикуляционная база готова, и мы начинаем этап, где ребёнок уже сам чётко, возможно даже утрированно, произносит звук в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, речи. Но мы ещё не включаем «коварные» случаи, где необходимо дифференцировать звук от глухой и мягкой пары. На данном этапе используются упражнения с карточками, картинками, ходилками-бродилками, интерактивные игры из полюбившихся вам источников, логоальбомы, то есть весь тот наш арсенал. Контроль за «хитрым» звуком – вот что мы отрабатываем в речи.
Интересное упражнение на данном этапе:
«Стоп: не говори!»
Цель: умение избегать употребления определённых звуков.
Ребёнок повторяет вслед за взрослым предложение, исключив заданный звук (например, исключить «Р»: Рома отдыхал = Ома отдыхал).
И вот уже наш воспитанник переходит к третьему этапу – отрабатывает умение не путать (дифференцировать) заданный звук с близкими по звучанию, пары по звонкости и глухости, твердости и мягкости. Как правило, этот этап является весьма условным, но требует внимания. Подбор материала нацелен на дифференциацию, на проговаривание пар слов где имеются заданные звуки. На этом периоде ребенок уже осознает, что звук может звучать «нежно, мило, мягко» и «сурово, твердо». Масса упражнений где ребенок распределяет картинки, предметы, буквы, ставит фишки…в этом направлении разработано множество интерактивных игр, карточек, пособий. Например, один, из самых простых упражнений:
«Разложи по корзинкам» — прекрасный способ вовлечь ребенка в активную деятельность.
Игра «Магазин игрушек»: перед ребенком выкладываются картинки названия которых содержат мягкие и твердые варианты одного звука (например, кубики с буквами К/К’, М/М’). Задача ребенка распределить на нужные полки магазина.
Упражнение «Звонкий-Глухой поезд» принцип упражнения тот же.
Таким образом, систематическая работа над развитием фонематического слуха способствует успешному овладению речью, улучшает качество чтения и письма, предотвращает трудности в обучении чтению и письму в дальнейшем школьном возрасте.
В следующей публикации постараюсь осветить особенности коррекционной работы с детьми школьного возраста, что особенно актуально, поскольку проблемы фонематического восприятия нередко становятся причиной трудностей в освоении школьной программы.