Автор: Хакимова Гульнур Хашимовна
Открытый урок математики в 6 классе
Тема: Решение задач на дроби и проценты
I. Организационный момент
Ребята отгадайте загадку, которая поможет вам определить тему нашего урока:
На рубль- копейки,
на доллары центы
Бегут, набегают в банке(что?) (Проценты)
Какая тема нашего сегодня урока? Какова цель нашего урока?
(Сегодня у нас урок закрепления по теме «Проценты». Нам предстоит решать задачи на проценты, применять правила при решении этих задач) Наша цель на уроке — обобщить знания по теме «Проценты» и суметь применить их при решении реальных жизненных задач
II. Актуализация опорных знаний и способов действий
Давайте вспомним основные задачи на проценты.
а) как найти процент от числа;
Найдите: 48% от 250
Решение: 48% = 0,48
250 × 0,48 =120
б) как найти по проценту целую величину;
Найдите: число, 8% которого равны 12.
Решение: 8% = 0,08
12 : 0,08 =150.
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Сколько процентов составляет 150 от 600?
Решение: 150 : 600 × 100% = 25%.
Мы с вами познакомились с тремя типами задач.
С какими?( 1.Нахождение дроби от числа; 2.Нахождение числа по его дроби; 3.Нахождение процентного отношения)
К какому типу относится задача?
1)Витя прочитал прочитал 50 страниц , что составляет 20% всей книги. Сколько
страниц в книге?
2) В классе 25 учеников. 40% всех учащихся являются мальчики. Найти сколько мальчиков в классе.
3) Из 80г семян взошло 64г.
Найти процент всхожих семян?
III. Закрепление знаний на практике.
Решите задачу. В некотором сказочном государстве жили были три друга:попугай, мартышка и удав. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь , ползти и прыгать было далеко. Подумав они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил 100 бананнов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетм, и ещё в клюве торчал не до конца съеденный банан.
— Чего ты облизываешся?- спросила подозрительно мартышка?
— Банан доедаю, — ответил довольный попугай.
— Как это банан доедаешь?
— Да я и сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на10%, а затем понизилась на 10%. Может вы ребята объясните?
Решение:
1) 100б : 100%*10% = 10(бананов) -10 %
2) 100+10 =110(б)цена после увеличения на 10%
3) 110:100%*10% =11(б)на столько снизилась цена
4) 110-11=99(б)- за такую цену купили вертолет
100-99 = 1(банан остался у попугая)
IV. Физминутка
Десятичная дробь – 1 раз похлопать в ладоши
Обыкновенная дробь- 2 раза
Смешанное число -3 раза
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие задач на проценты, решаемые в реальной жизни.
Учащиеся выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, защищают решение.
1. Клиент- компания сотовой связи . 1 ряд
Своему постоянному клиенту компания сотовой связи решила предоставить на выбор одну из скидок. Либо скидку 15% на звонки абонентов других сотовых компаний в своём регионе, либо 25% на звонки в другие регионы, либо 20% на услуги мобильного Интернета. Клиент посмотрел распечатку своих звонков и выяснил, что за месяц он потратил 600 рублей на звонки других компаний в своём регионе, 500 рублей на звонки в другие регионы и 300 рублей на мобильный интернет. Клиент предполагает, что затраты на следующий месяц будут такими же. Какую скидку выбрал клиент? Объясните свой выбор.
2. Продавец — покупатель. 2 ряд
Вычислите сколько рублей будет стоить весь товар с указанной скидкой.
Товар: скидка на данный товар:
Шуба — 38 500 рублей 15 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка — 2 200 рублей 5 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. 3 ряд
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 25% от начисленной суммы – премия.
И вычесть 13% — налоги.
Какую сумму получит сотрудник?
Дополнительно: (вставьте пропущенные слова)
1) Сотую часть центнера называют …? (Килограммом.)
2) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее … на 100. (Умножить.)
3) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо … число процентов на 100. (Разделить.)
4) Процентом называют одну … часть числа. (сотую)
5) Так как 1% равен одной сотой части величины, то вся величина равна …. (100%)
VI. Итоги урока. Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?
Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
VII. Домашнее задание
По учебнику : № 1.86; 1.89, 1.93 стр 24.