Закрепление звука [Ц]

Автор: Дорогова Ирина Владимировна

Индивидуальное занятие

Закрепление звука [ц]

Цель: закрепление звука [ц], развивать артикуляционный аппарат.

Задачи:

-закрепить звук [ц] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования родственных слов;

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Материалы и оборудование: зеркало, ворота, ватка, картинки, карандаши.

Время: 20-30мин.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Формулировка темы. Знакомство с изучаемой темой.

Логопед: сегодня мы закрепим произношение звука Ц в слога, словах и предложениях. Сейчас мы сделаем артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика для свистящих (с, з, ц).

Логопед Послушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)         

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Логопед: вытяни губы вперёд трубочкой и длительно подуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

— Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

— Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Логопед: немного приоткрой рот, спокойно положи язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнеси звук «пя — пя — пя».

(Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 – 10).

Методические указания.

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Логопед: улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживай его в таком положении под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

Методические указания.

— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

— Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

— Боковые края языка должны касаться уголков рта.

— Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Логопед: улыбнись, положи широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

— Нельзя надувать щёки.

— Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Логопед: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и кончиком языка почисть нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

— Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

— Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

— Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Молодец.

2. Пальчиковая гимнастика «Су-джок»

Логопед: возьми мячик су-джок и ритмично покатай его сначала в ладонях, раскрой, в нем лежат металлические кольца, одевай кольцо на пальцы поочередно, а потом катай мячик, по пальцам начиная с большого, произнося текст:

Этот пальчик-дедушка,

этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-я,

Вот и вся моя семья!

3. Выделение звука [ц] из ряда звуков:

Логопед: В доме за печкой живёт сверчок, каждый вечер он поёт свою песенку: Ц-Ц-Ц. Давай научим Киску слушать эту песенку.

4. Слоговые ряды.

Логопед:  запомни и повтори ряды слогов.

 

цва-цво-цву-цвы

цво-цву-цвы-цво

цву-цвы-цва-цво

цвы-цва-цво-цву

цма-цмо-цму-цмы

цмо-цму-цмы-цма

цму-цма-цмо-цму

ацм-оцм-уцм-ыцм

оцм-уцм-ыцм-ацм

ыцм-ацм-оцм-уцм

 

5. Запомни.

Логопед: послушай предложения, найди и запомни похожие слова.

На лугу одуванчики и другие полевые цветы.

Саня подарил маме весенний цветок.

Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек»

На площади большая цветочная клумба.

Саня работает на огороде, а Соня  — в цветнике.

Под окошком школы куст цветущей сирени.

Проговори эти слова. Подумай, почему они называются родственными

 

цветы

цветок

цветочек

цветочная

цветник

цветущая.

 

6. Счет

Логопед: посчитай от 1 до 10 со словами цветник, цветок, соцветие.

7. Проговори скороговорку.

Логопед: повтори за мной скороговорку, правильно произнося звук Ц в словах.

раскрась картинку.

 

Зиме конец, летит птенец

И песню напевает:

 — Идет весна! Весна ясна!

На улице все тает!  

 

 

 

10. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: наше занятие закончено. О чем мы сегодня говорили? Тебе понравилось занятие?

 

×
×