Автор: Дорогова Ирина Владимировна
Индивидуальное занятие
Закрепление звука [ц]
Цель: закрепление звука [ц], развивать артикуляционный аппарат.
Задачи:
-закрепить звук [ц] в слогах, словах, предложениях;
-закрепить навыки образования родственных слов;
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, речевое дыхание;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Материалы и оборудование: зеркало, ворота, ватка, картинки, карандаши.
Время: 20-30мин.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Формулировка темы. Знакомство с изучаемой темой.
Логопед: сегодня мы закрепим произношение звука Ц в слога, словах и предложениях. Сейчас мы сделаем артикуляционную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика для свистящих (с, з, ц).
Логопед Послушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.
1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Логопед: вытяни губы вперёд трубочкой и длительно подуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
— Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
— Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Логопед: немного приоткрой рот, спокойно положи язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнеси звук «пя — пя — пя».
(Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 – 10).
Методические указания.
— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Логопед: улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживай его в таком положении под счёт от 1 — 5, 5 — 10.
Методические указания.
— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
— Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
— Боковые края языка должны касаться уголков рта.
— Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Логопед: улыбнись, положи широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
— Нельзя надувать щёки.
— Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Логопед: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и кончиком языка почисть нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания.
— Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
— Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
— Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Молодец.
2. Пальчиковая гимнастика «Су-джок»
Логопед: возьми мячик су-джок и ритмично покатай его сначала в ладонях, раскрой, в нем лежат металлические кольца, одевай кольцо на пальцы поочередно, а потом катай мячик, по пальцам начиная с большого, произнося текст:
Этот пальчик-дедушка,
этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-я,
Вот и вся моя семья!
3. Выделение звука [ц] из ряда звуков:
Логопед: В доме за печкой живёт сверчок, каждый вечер он поёт свою песенку: Ц-Ц-Ц. Давай научим Киску слушать эту песенку.
4. Слоговые ряды.
Логопед: запомни и повтори ряды слогов.
цва-цво-цву-цвы
цво-цву-цвы-цво
цву-цвы-цва-цво
цвы-цва-цво-цву
цма-цмо-цму-цмы
цмо-цму-цмы-цма
цму-цма-цмо-цму
ацм-оцм-уцм-ыцм
оцм-уцм-ыцм-ацм
ыцм-ацм-оцм-уцм
5. Запомни.
Логопед: послушай предложения, найди и запомни похожие слова.
На лугу одуванчики и другие полевые цветы.
Саня подарил маме весенний цветок.
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек»
На площади большая цветочная клумба.
Саня работает на огороде, а Соня — в цветнике.
Под окошком школы куст цветущей сирени.
Проговори эти слова. Подумай, почему они называются родственными
цветы
цветок
цветочек
цветочная
цветник
цветущая.
6. Счет
Логопед: посчитай от 1 до 10 со словами цветник, цветок, соцветие.
7. Проговори скороговорку.
Логопед: повтори за мной скороговорку, правильно произнося звук Ц в словах.
раскрась картинку.
Зиме конец, летит птенец
И песню напевает:
— Идет весна! Весна ясна!
На улице все тает!
10. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.
Логопед: наше занятие закончено. О чем мы сегодня говорили? Тебе понравилось занятие?