Автор: Рубанова Татьяна Григорьевна
В последние годы сложилась устойчивая тенденция роста востребованности и популярности образовательных программ среднего профессионального образования (далее СПО). С 2022 года реализуется проект «Профессионалитет», который является одной из инициатив в области социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, в ходе которого осуществляется перезагрузка системы СПО по отраслевому принципу.
Проект нацелен на комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования и выстраивание новой отраслевой модели подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Повышение квалификации педагогических работников системы СПО является одним из условий, обеспечивающих реализацию мероприятий данного проекта в практике образовательных организаций – участников образовательно-производственных центров/кластеров и образовательных кластеров среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы СПО в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Перспективы развития, ресурсы, в том числе цифровые, стратегии достижения технологического суверенитета, а также особенности новой образовательной технологии «Профессионалитет» и методы внедрения в образовательный процесс современных образовательных программ включают в себя следующее:
1. Понятие и значение технологического суверенитета;
2. Принципы новой образовательной технологии «Профессионалитет».
Технологический суверенитет.
Понятие и значение технологического суверенитета.
Обеспечение технологического суверенитета нашей страны как ключевого фактора для поддержания устойчивого и безопасного развития государства. Он включает в себя не только контроль над технологическими ресурсами, но и обеспечение кибербезопасности и независимости от внешних технологических влияний.
Суверенитет – это фундаментальное понятие в политической науке и международных отношениях, обозначающее высшую власть государства на своей территории. Это право государства самостоятельно принимать решения и управлять своими внутренними внешними делами без вмешательства извне. Суверенитет включает в себя контроль над законодательством, экономикой, обороной и внешней политикой.
С развитием технологического процесса понятие суверенитета начало охватывать технологическую сферу. Концепцией технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р.
Под технологическим суверенитетом, согласно вышеуказанному документу, понимается наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы. Технологический суверенитет обеспечивается в двух основных формах – в области критических технологий исследования (по установленному перечню) и как производство высокотехнологичной продукции, основанное на указанных технологиях.
Технологический суверенитет, преимущественно обеспеченный собственными линиями разработки технологий и реализацией проектов в приоритетных отраслях экономики. Достигается при выполнении двух условий:
· в области критических технологий – установление и поддержание технологического паритета со странами-лидерами;
· в области сквозных технологий – достижение технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации.
Одним из ключевых аспектов технологического суверенитета является развитие и поддержка собственной научно-исследовательской базы и технологической инфраструктуры. Это включает создание и поддержку российских технологических компаний, инвестирование в научные исследования и образование, разработку отечественных стандартов в области технологий. Важным элементом является кибербезопасность – защита государственных и частных информационных систем от киберугроз.
Таким образом, в наиболее широком смысле, технологический суверенитет можно определить, как способность страны производить необходимый для обеспечения ее конкурентоспособности, Благосостояния и благополучия ее граждан спектр продукции, обладание соответствующими технологиями, а также способность самостоятельно их развивать и разрабатывать.
Сегодня обеспечение технологического суверенитета является ключевым вопросом для нашей страны, который охватывает множество аспектов – от государственной безопасности до экономической стабильности. В условиях быстрого развития информационных технологий Россия стремится к независимости в технологической сфере, чтобы защитить свои интересы и обеспечить устойчивое развитие.
Технологический суверенитет означает независимость и самодостаточность в ключевых технологических областях, что позволяет России защищать свои интересы, обеспечивать национальную безопасность и стимулировать экономическое развитие. В этом контексте роль университетов и научных центров является ключевой. Они не только проводят фундаментальные исследования, но и играет важную роль в развитии инноваций, подготовке кадров и сотрудничестве с промышленностью.
Университеты и профессиональные образовательные организации играют ключевую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые необходимы для создания и поддержания технологического суверенитета.
Новая образовательная технология «Профессионалитет».
Принципы новой образовательной технологии «Профессионалитет».
Новая образовательная технология «Профессионалитет» — это совокупность принципов и технологических инструментов, включая цифровой образовательный ресурс, практической реализации в образовательных организациях СПО отраслевой модели подготовки кадров с учетом запросов работодателей, потребностей региональной экономики и региональной специфики.
Образовательная программа «Профессионалитет» включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации, разрабатываемый под запросы конкретного работодателя с учетом потребностей региональной экономики.
Новая образовательная программа «Профессионалитет» направлена на формирование единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить качественную подготовку в системе непрерывного образования, и опирается на следующие подходы к подготовке квалифицированных кадров:
· компетентностный подход к разработке образовательных программ ориентированных на достижение планируемых в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования результатов освоения программ и трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах (при наличии) либо иных квалифицированных справочниках;
· практикоориентированность образования, выражающаяся в основополагающей роли практической подготовки в формировании профессиональных, общих, корпоративных компетенций в сочетании с теоретической подготовкой непосредственно в профессиональной среде или условиях, максимально имитирующих предстоящую профессиональную деятельность специалиста/квалифицированного рабочего в сопряжении с запросами конкретных работодателей;
· ориентация на формирование корпоративных компетенций будущего работника, способствующих решению профессиональных задач в ситуациях, требующих инновационных или нестандартных подходов при выполнении трудовых функций, а также ранней профессиональной адаптации обучающихся на этапе обучения к условиям производственной среды;
· направленность на формирование цифровых компетенций и навыков, позволяющих работать в условиях современного технологического процесса и развития цифровой экономики;
· применение интегрированных педагогических подходов при формировании содержания и реализации образовательных программ;
· ориентация на образовательные и личностные достижения.
Конструирование образовательных программ с применением НОТ «Профессионалитет» основывается на следующих принципах:
Ø интенсификация образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегрированных педагогических подходов, включая подходы по интеграции программ СПО. Принцип предполагает организацию образовательного процесса, в котором применяют наиболее эффективные средства обучения при активном внедрении цифровых технологий. Освоение содержания учебного материала происходит без снижения качества его освоения при условии оптимизации сроков обучения;
Ø интеграция содержания и технологий образования с профессиональной средой, которая основана на сквозном распределении изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей в течении всего периода обучения по профессии/специальности, как на базе образовательной организации, так и непосредственно на современном оборудовании работодателей, начиная с первого периода обучения. Интеграция предполагает установление прочных визуализируемых межпредметных/междисциплинарных/внутриотраслевых связей между содержанием учебной информации, формируемых компетенциями и производственной средой, определяющих дальнейшее успешное выполнение трудовых функций в условиях реальной профессиональной деятельности выпускника;
Ø целевое взаимодействие с работодателем предполагает совместную разработку модели компетенций выпускника, формирование образовательной программы и ее реализацию с использованием возможностей сетевой формы и ресурсов организаций образовательно-производственного центра/образовательного кластера;
Ø принцип ориентации на регионального работодателя предполагает добровольное участие работодателя в совместной деятельности по реализации образовательных программ ФП «Профессионалитет», который в рамках сотрудничества оказывает содействие в подготовке кадров, а по завершению освоения обучающимися образовательной программы получает необходимых квалифицированных рабочих или специалистов с необходимым набором трудовых функций, наиболее востребованных конкретным работодателем.
Приведенные принципы расширяют возможности свободного конструирования содержания образования в вариативной части образовательных программ «Профессионалитет», дают право выбора учебно-методического сопровождения, возможность внедрения современных образовательных технологий, педагогических приемов и методик, в том числе НОТ «Профессионалитет».
Инструменты реализации принципов НОТ«Профессионалитет»
Таблица
Принцип |
Инструмент |
Результат |
Эффект |
Ориентация на регионального работодателя |
Матрица компетенций (МК) как основа конструирования образовательных программ |
Макет МК образовательной программы |
Учет отраслевой специфики и запросов региональных работодателей, фиксируемых ведущими предприятиями отрасли, в ПОО-П и ОПОП-П |
Цифровой конструктор компетенций (ЦКК) |
Федеральная информационная платформа для автоматизированной сборки образовательных программ под запрос отрасли и конкретного заказчика (предприятия-партнера) |
||
Интеграция |
Сквозное освоение учебных дисциплин через распределение учебной нагрузки при изучении общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в течении всего периода обучения |
Календарный учебный график с учетом сквозного освоения всех учебных дисциплин |
Оптимизация сроков обучения (сокращение до 40% сроков освоения образовательной программы)
Рост разнообразия ОПОП-П |
Сквозное освоение профессиональных модулей, начиная с 1-го курса обучения |
Календарный учебный график с учетом сквозного освоения профессиональных модулей |
||
Интеграция содержания и технологий образования с профессиональной средой |
Практика входит в обязательный и дополнительный профессиональный блок Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с учебными занятиями |
||
Цифровой конструктор компетенций (ЦКК) |
Содержание учебного материала дисциплины для определенной группы профессий/специальностей с учетом основных видов профессиональной деятельности Включение в содержание разделов и тем практико-ориентированных заданий, лабораторных работ, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью |
||
Интенсификация |
Увеличение практической подготовки от общего объема учебной нагрузки до 80% |
План обучения на предприятии: план содержит тематический и календарный план-график практической подготовки и служит основой для дальнейшего обучения студентов на предприятии |
Оптимизация сроков обучения (сокращение до 40% сроков освоения образовательной программы)
Рост разнообразия ОПОП-П |
Цифровой образовательный контент (ЦОК) |
Создание единой цифровой образовательной среды и расширение возможностей для реализации моделей смешанного обучения |
||
Проектное обучение |
Организация командной работы обучающихся над решением актуальной проблемы, поставленной работодателем Банк практико-ориентированных проектов ЭОМ), сформированный с учетом требований конкретного производства или работодателя |
||
Усиление вариативности образовательных программ |
«Брендированный» дополнительный профессиональный блок образовательной программы |
Расширение основных видов деятельности Введение дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой экономики |
Гарантированное трудоустройство
Расширение возможностей карьерного роста для выпускника |
Демонстрационный экзамен профильного уровня |
Участие работодателя: — в разработке комплектов оценочной документации; — в подготовке Центра проведения ДЭ; — в оценке результатов выполнения заданий ДЭ в качестве эксперта |
||
Формирование цифровых компетенций |
Внедрение цифрового модуля |
Освоение базовых и профессиональных компетенций для цифровой экономики |
|
При отсутствии логического соответствия между трудовыми функциями, корпоративными компетенциями и заявленными в ФГОС СПО профессиональными компетенциями (в видах деятельности) и общими компетенциями в модели/матрице компетенций выпускника, образовательная организация совместно с работодателем вправе внести дополнительные профессиональные компетенции в уже имеющиеся профессиональные модули дополнительные междисциплинарные курсы, либо в дополнительный профессиональный блок – профессиональный модуль для освоения дополнительного вида деятельности.
На основании запроса работодателя составляется ОПОП-П, которая утверждается образовательной организацией и согласовывается с работодателем. Основываясь на требованиях работодателя, рабочей группой вносятся изменения в рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей.
Аналогичным образом формируются контрольно-оценочные материалы, определяются и формы проведения промежуточной и государственной аттестации.
Образовательная организация совместно с работодателем разрабатывает план обучения на предприятии.
Промежуточная аттестация проходит с участием работодателя, задания для проведения аттестации разрабатываются совместно с работодателем и должны быть максимально приближены к реальной практической деятельности в условиях предприятия.
Алгоритм проектирования образовательных программ под запрос работодателя
Шаг 1: Формирование перечня видов деятельности и профессиональных квалификаций
— анализ внешних и внутренних условий;
— согласование профиля выпускника с работодателем;
— формирование перечня видов деятельности;
— определение профессиональных компетенций
Результат шага: Сформированный перечень видов деятельности и профессиональных компетенций, учитывающий требования ФГОС СПО и ПС, запросы регионального рынка труда и потребностей работодателей.
Шаг 2: Определение перечня характеристик профессиональной деятельности выпускника
— анализ требований ФГОС СПО;
— анализ результатов опроса работодателей;
— определение характеристик профессиональной деятельности;
— разработка перечня характеристик профессиональной деятельности
Результат шага: Перечень характеристик профессиональной деятельности выпускников, включающий обязательные виды деятельности, соответствующие ФГОС СПО, и дополнительные, ориентированные на требования работодателей и региональные особенности.
Шаг 3: Сопряжение требований профессиональных стандартов и особенностей технологических процессов работодателей в перечне характеристик выпускника
— анализ профессиональных стандартов;
— оценка специфики технологических процессов работодателя;
— сопряжение профессиональных стандартов с требованиями работодателей;
— формирование перечня характеристик выпускника
Результат шага: Детализированный перечень характеристик профессиональной деятельности выпускника, учитывающий требования профессиональных стандартов, специфические ожидания работодателей.
Шаг 4: Моделирование матрицы компетенций выпускника
— внесение в матрицу общих и профессиональных компетенций;
— детализация показателей освоения компетенций;
— соотнесение компетенций с учебными дисциплинами;
— анализ и оптимизация матрицы компетенций;
— формирование окончательной матрицы компетенций
Результат шага: Матрица компетенций, включающая все ключевые виды деятельности и необходимые профессиональные компетенции.
Шаг 5: Разработка учебного плана с учетом принципов
— предварительное заполнение бюджета времени;
— оптимизация матрицы компетенций и первичного проекта учебного плана;
— определение перечня дисциплин и модулей;
— расчет трудоемкости;
— распределение времени по видам учебной деятельности;
— согласование с сетевыми партнерами;
— формирование календарного учебного графика;
— окончательное согласование и утверждение учебного плана
Результат шага: Утвержденный учебный план, учитывающий все требования и нормы, соответствующий запросам работодателей и возможностям сетевых партнеров.
Шаг 6: Проектирование результатов обучения по дисциплинам
— анализ требований к результатам освоения дисциплины (профессионального модуля);
— проектирование ключевых результатов обучения по дисциплине (профессиональному модулю);
— декомпозиция ключевых результатов на подрезультаты;
— определение структуры дисциплины (профессионального модуля)
Результат шага: Сформированные конкретные и измеримые результаты обучения по каждой дисциплине и профессиональному модулю, соответствующие профессиональным компетенциям. Результаты лягут в основу структуры дидактических единиц, выбора методов обучения и разработки оценочных средств.
Шаг 7: Проектирование системы оценивания по дисциплине (профессиональному модулю)
— проектирование оценочных мероприятий, направленных на проверку сформированности ключевых РО;
— проектирование оценочных мероприятий на основе РО тем;
— разработка плана оценочных мероприятий
Результат шага: Система оценивания, которая обеспечивает проверку и контроль достижения запланированных РО по дисциплине/модулю.
Шаг 8: Использование цифрового образовательного контента
Результат шага: Система использования ЦОК, обеспечивающая улучшение восприятия учебного материала студентами, рост мотивации и оптимизацию процесса освоения компетенций.
Шаг 9: Проектирование сценария учебного процесса по дисциплине
— определение модели обучения;
— разработка сценария учебного занятия;
— использование активных методов обучения;
— организация работы в электронной среде;
— планирование обратной связи и рефлексии
Результат шага: сценарий учебного процесса, включающий планирование деятельности студентов на всех этапах занятия в аудитории и в электронной среде использованием активных методов обучения.
Современные программы обучения, включающие передовые курсы в области инженерии, информационных технологий, биотехнологий и других наук, обеспечивают студентов знаниями и навыками, необходимыми для работы в высокотехнологичных отраслях. Качественное профессиональное образование и обучение должно соответствовать современным требованиям рынка труда и быть адаптированным к быстро меняющейся технологической среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Машиностроение. Отраслевая брошюра/Управление развития компетенций и карьеры ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», 2024-76 стр.
2. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машинистроителя: в 3 т.Изд. 9-е, перераб. И доп. Машиностроение, 2008.
3. Виноградов В. М. Методология научных исследований в машиностроении: учебное пособие Кнорус, 2018, Бакалавриат и магистратура.
4. Гаркунов Д. Н. Триботехника: учебное пособие/Гаркунов Д. Н., Мельников Э. Л., Гаврилюк В. С. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 408 с.