Методы и технологии, используемые в математике, адаптированные для старших классов коррекционной школы

Автор: Храмцова Анна Петровна

Методы и технологии используемые в математике, адаптированные

для старших классов коррекционной школы

 

Практический опыт применения методов, приемов и технологий на уроках математики в коррекционной школе

 (с акцентом на старшие классы, достаточный уровень)

 

В своей практике с учащимися старших классов коррекционной школы я руководствуюсь главным принципом: математика должна быть практической и полезной для самостоятельной жизни.

 Цель обучения — дать обучающимся инструменты, которые они смогут применять в быту, будущей профессиональной деятельности и социальной жизни.

 

1. Технологии и цифровые инструменты (для старших классов)

Использование таких технологий для подростков с нарушениями интеллекта — мощный мотиватор и способ представить информацию наглядно.

 

Интерактивные симуляции и тренажеры:

-Онлайн-калькуляторы и приложения: 

Необходимо учить осознанно пользоваться калькулятором не для простого сложения, а для расчета коммунальных платежей (сумма за газ, свет, воду), бюджета на неделю, процентов по скидке

-Тренажеры «Виртуальный магазин»: 

Специализированные программы или созданные в PowerPoint интерактивные презентации, где ученик должен «пройти» по магазину, выбрать товары по списку, посчитать общую сумму и сверить ее с данными бюджета.(если есть возможность)

-Сервисы для создания интеллект-карт (MindMeister, Miro):

 Вместе создаем карты для решения многошаговых задач. Например, в центре «Поездка на автобусе». Ответвления: «Стоимость билета», «Количество остановок», «Время в пути», «Необходимая сдача». Это помогает визуализировать логику задачи.

 

Использование видео:

Короткие видеоролики, демонстрирующие применение математики в разных профессиях (строитель, повар, продавец). После просмотра разбираем: какие расчеты производили герои сюжета?

 

Мобильные телефоны на уроке (как инструмент):

-Фотографирование: 

Даю задание сфотографировать дома геометрические фигуры в быту (круглый циферблат часов, прямоугольную дверь, параллельные линии на заборе). Потом создаем из этих фото коллаж.

-Поиск информации:

       «Найдите в интернете цену на хлеб в разных магазинах. Где

выгоднее купить?»

 

2. Проектная деятельность (более сложные и долгосрочные проекты)

 

-Проект «Семейный бюджет»:

Учащиеся (индивидуально или в группе) ведут условный расчет бюджета на месяц: доходы (зарплата), расходы (продукты, проезд, одежда). Учатся планировать, сравнивать, делать выводы о необходимости экономии.

-Проект «Планирование мероприятия»: (например, чаепитие к празднику).

Задачи: Составить список продуктов, рассчитать их количество на число гостей, найти цены в магазинах, рассчитать бюджет, распределить средства.

 

-Проект «Маршрут»:

 Спланировать поездку на общественном транспорте от школы до определенного места (библиотеки, поликлиники). Использовать реальные автобусные маршруты и тарифы.

 

 Деловые и ролевые игры (с жизненными сценариями)

 

-«Банк»: 

        Отработка навыков заполнения квитанций (например, на оплату телефона), общения с

         кассиром, расчета процентов по вкладу (на упрощенном уровне).

-«Строительный магазин»:

 Расчет количества материалов. Задача: «Чтобы поклеить обои в комнате, нужно

 посчитать периметр комнаты и количество рулонов». Работа с каталогами товаров и

 прайс-листами.

-«Кадровое агентство»: 

  Решение задач, связанных с профессиями. Например, «Повару нужно приготовить 10 порций салата. По рецепту на одну порцию нужно 100 г картофеля. Сколько картофеля нужно всего?»

 

4. Работа с реальными документами и материалами

Это ключевая технология для социализации.

-Анализ чеков из магазина: 

Найти итоговую сумму, определить самый дорогой и самый дешевый товар, проверить сдачу.

-Чтение расписаний: 

         Автобусов, поездов, уроков.

-Работа с простыми графиками и диаграммами: 

         Например, график погоды за неделю. Задания: «В какой день была самая высокая    

         температура? На сколько градусов холоднее в пятницу, чем во вторник?».

-Заполнение квитанций и бланков:

          (Упрощенные макеты). Отработка навыка письменного сложения сумм.

 

5. Дифференциация и индивидуализация заданий

Для старших классов это особенно важно, так как разброс в возможностях и будущих жизненных траекториях велик.

Уровень 1 (базовый, бытовой): Задания на прямой счет, измерение линейкой, расчет стоимости нескольких одинаковых товаров.

Уровень 2 (расширенный, с элементами профессиональной подготовки): Задачи на расчет площади/периметра, расчет времени с использованием календаря и часов, расчет скидок и коэффициентов.

 

Вывод: В старших классах технологии и методы работы смещаются от чисто игровых форм к прикладным, практико-ориентированным и профориентационным. Использование цифровых инструментов, работа с реальными жизненными кейсами и документами готовит учащихся с нарушениями интеллекта к максимально самостоятельной жизни, снижая их уязвимость в социуме и давая им уверенность в своих силах.

Выполнил(а): Храмцова Анна Петровна

Должность: учитель

×
×