Автор: Храмцова Анна Петровна
Методы и технологии используемые в математике, адаптированные
для старших классов коррекционной школы
Практический опыт применения методов, приемов и технологий на уроках математики в коррекционной школе
(с акцентом на старшие классы, достаточный уровень)
В своей практике с учащимися старших классов коррекционной школы я руководствуюсь главным принципом: математика должна быть практической и полезной для самостоятельной жизни.
Цель обучения — дать обучающимся инструменты, которые они смогут применять в быту, будущей профессиональной деятельности и социальной жизни.
1. Технологии и цифровые инструменты (для старших классов)
Использование таких технологий для подростков с нарушениями интеллекта — мощный мотиватор и способ представить информацию наглядно.
Интерактивные симуляции и тренажеры:
-Онлайн-калькуляторы и приложения:
Необходимо учить осознанно пользоваться калькулятором не для простого сложения, а для расчета коммунальных платежей (сумма за газ, свет, воду), бюджета на неделю, процентов по скидке
-Тренажеры «Виртуальный магазин»:
Специализированные программы или созданные в PowerPoint интерактивные презентации, где ученик должен «пройти» по магазину, выбрать товары по списку, посчитать общую сумму и сверить ее с данными бюджета.(если есть возможность)
-Сервисы для создания интеллект-карт (MindMeister, Miro):
Вместе создаем карты для решения многошаговых задач. Например, в центре «Поездка на автобусе». Ответвления: «Стоимость билета», «Количество остановок», «Время в пути», «Необходимая сдача». Это помогает визуализировать логику задачи.
Использование видео:
Короткие видеоролики, демонстрирующие применение математики в разных профессиях (строитель, повар, продавец). После просмотра разбираем: какие расчеты производили герои сюжета?
Мобильные телефоны на уроке (как инструмент):
-Фотографирование:
Даю задание сфотографировать дома геометрические фигуры в быту (круглый циферблат часов, прямоугольную дверь, параллельные линии на заборе). Потом создаем из этих фото коллаж.
-Поиск информации:
«Найдите в интернете цену на хлеб в разных магазинах. Где
выгоднее купить?»
2. Проектная деятельность (более сложные и долгосрочные проекты)
-Проект «Семейный бюджет»:
Учащиеся (индивидуально или в группе) ведут условный расчет бюджета на месяц: доходы (зарплата), расходы (продукты, проезд, одежда). Учатся планировать, сравнивать, делать выводы о необходимости экономии.
-Проект «Планирование мероприятия»: (например, чаепитие к празднику).
Задачи: Составить список продуктов, рассчитать их количество на число гостей, найти цены в магазинах, рассчитать бюджет, распределить средства.
-Проект «Маршрут»:
Спланировать поездку на общественном транспорте от школы до определенного места (библиотеки, поликлиники). Использовать реальные автобусные маршруты и тарифы.
Деловые и ролевые игры (с жизненными сценариями)
-«Банк»:
Отработка навыков заполнения квитанций (например, на оплату телефона), общения с
кассиром, расчета процентов по вкладу (на упрощенном уровне).
-«Строительный магазин»:
Расчет количества материалов. Задача: «Чтобы поклеить обои в комнате, нужно
посчитать периметр комнаты и количество рулонов». Работа с каталогами товаров и
прайс-листами.
-«Кадровое агентство»:
Решение задач, связанных с профессиями. Например, «Повару нужно приготовить 10 порций салата. По рецепту на одну порцию нужно 100 г картофеля. Сколько картофеля нужно всего?»
4. Работа с реальными документами и материалами
Это ключевая технология для социализации.
-Анализ чеков из магазина:
Найти итоговую сумму, определить самый дорогой и самый дешевый товар, проверить сдачу.
-Чтение расписаний:
Автобусов, поездов, уроков.
-Работа с простыми графиками и диаграммами:
Например, график погоды за неделю. Задания: «В какой день была самая высокая
температура? На сколько градусов холоднее в пятницу, чем во вторник?».
-Заполнение квитанций и бланков:
(Упрощенные макеты). Отработка навыка письменного сложения сумм.
5. Дифференциация и индивидуализация заданий
Для старших классов это особенно важно, так как разброс в возможностях и будущих жизненных траекториях велик.
Уровень 1 (базовый, бытовой): Задания на прямой счет, измерение линейкой, расчет стоимости нескольких одинаковых товаров.
Уровень 2 (расширенный, с элементами профессиональной подготовки): Задачи на расчет площади/периметра, расчет времени с использованием календаря и часов, расчет скидок и коэффициентов.
Вывод: В старших классах технологии и методы работы смещаются от чисто игровых форм к прикладным, практико-ориентированным и профориентационным. Использование цифровых инструментов, работа с реальными жизненными кейсами и документами готовит учащихся с нарушениями интеллекта к максимально самостоятельной жизни, снижая их уязвимость в социуме и давая им уверенность в своих силах.
Выполнил(а): Храмцова Анна Петровна