Автор: Жигарева Юлия Михайловна, Костюхина Светлана Александровна
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений.
«Помощники для зайки».
Программное содержание:
Закреплять умение детей различать предметы по величине.
Учить детей правильно называть предметы. Называть краткую характеристику предметов и их применение.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, методом наложения предметов друг на друга. Обозначать результат сравнения словами: больше – меньше.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Мягкие квадратные модули 15х15, и 30х30 одинакового цвета по количеству детей. Игрушка зайчиха. Демонстрационный материал с одинаковым изображение, но различным по величине 594х841 мм, 297х420 мм
Раздаточный материал. Капуста и морковка различные по величине, на каждого ребенка.
I часть. Воспитатель в группе разложил мягкие квадратные модули различной величины по количеству детей.
Воспитатель:
— ребята, давайте посмотрим, что это такое?
Дети:
— кубики!
Воспитатель:
-давайте возьмем каждый по кубику в руки и положим перед собой. (дети берут кубик любой величины и кладут перед собой)
— у нас остались еще кубики, давайте возьмём своему кубику парочку, только другой величины. (дети берут кубики и кладут рядом к уже выбранному).
— посмотрите, пожалуйста, у каждого кубика есть друг? Они одинаковые?
Дети:
— кубики разные, один большой другой маленький.
Воспитатель:
Правильно. Вы отлично справились с заданием. Теперь давайте поставим все большие кубики вместе в одну линию. (воспитатель показывает куда ставить), дети выполняют задание. После этого, воспитатель просит поставить маленькие кубике на большие, для наглядного сравнения кубиков по величине (метод наложения). Ребята выполняют задания и называют результаты сравнения.
— этот кубик больше!
— этот кубик меньше!
II часть
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Раздувайся пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и встают в круг.
Раздувайся пузырь (дети маленькими шагами отходят назад
Раздувайся большой не расцепляя рук, увеличивая размер круга)
Оставайся такой
Да не лопайся!
Пузырь лопнул!!! (дети произносят звук ш-ш-ш-ш, сжимают круг,
не отпуская рук.)
После игры воспитатель спрашивает у детей:
— какой у нас был пузырь?
Дети:
-маленький (могут показать жестом)
Воспитатель:
— а потом мы его надули, и он стал…?
Дети:
— большим (так же могут обозначить жестами).
III часть. Со словами «к нам с сегодня обратился за помощью зайчик» воспитатель вешает демонстрационные плакаты с изображением зайчика с корзинкой (демонстрационные плакаты разные по величине) и показывает мягкую игрушку зайчика. Воспитатель имитирует голос персонажа обращается к детям.
— ребята, помогите моим братьям – зайчикам заполнить корзинки овощами.
Воспитатель:
— давайте положим к зайчикам в корзинку капусту и морковку соответствующего размера. Для этого надо сначала определить методом наложения какой предмет больше.
Дети берут изображения овощей и, по аналогии с мягкими модулями, выкладывают перед собой сначала большие картинки, а на них сверху кладут маленькие. (большая капуста- маленькая капуста, большая морковка – маленькая морковка). Выполнив сравнение, дети кладут овощи к зайчикам в корзинку по размеру.
Зайчик благодарит детей за помощь и прощается с ними.