Автор: Беляева Юлия Сергеевна
Ю.С. Беляева– магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева,
(г. Чебоксары)
Научный руководитель — Е.Н. Григорьева, канд. пед. наук, доцент кафедры европейских языков и лингводидактики
ФГБОУ ВО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассматривается важность раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку. Обучение иноязычной речи способствует зарождению устойчивого интереса к дальнейшему изучению языка, развивает у детей память, мышление, воображение, эмоции, способность самостоятельно организовывать свою деятельность, ставить цели и задачи и решать их.
Авторами также раскрываются особенности обучения дошкольников английской лексике, рассматриваются этапы ознакомления с новыми лексическими единицами (знакомство, тренировка и закрепление, употребление в речи), важность применения наглядных пособий и музыкального сопровождения в процессе формирования лексических навыков.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сензитивный период, обучение лексике, английский язык, мультисенсорный подход.
Abstract: The article discusses the importance of early teaching English to preschool children. Teaching foreign language speech contributes to the development of a stable interest in further language learning, as well as the development of children’s memory, thinking, imagination, emotions, and the ability to independently organize their activities, set goals and objectives, and achieve them.
The authors also explore the specifics of teaching English vocabulary to preschool children, including the stages of introducing new lexical units (familiarization, practice, and consolidation, as well as their use in speech), and the importance of using visual aids and music in the process of developing lexical skills.
Keywords: preschool age, sensitive period, vocabulary learning, English language, multisensory approach.
В настоящее время знание иностранного языка является одним из базовых навыков, без которых невозможно представит успешное будущее. Изучение английского языка открывает большие возможности положительно влияя на все сферы жизнедеятельности ребенка. В свою очередь раннее обучение иностранному языку способствует зарождению устойчивого интереса к дальнейшему его изучению и возможности поступления в языковую школу.
Изучение английского языка развивает у детей дошкольного возраста память, мышление, воображение, эмоции, способность самостоятельно организовывать свою деятельность, ставить цели и задачи и решать их.
«Дошкольный возраст (англ. рreschool age) – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6–7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3–4 года); средний дошкольный возраст (4–5 лет) и старший дошкольный возраст (5–7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного возраста» [3].
А.Н. Леонтьев считает, что дошкольный возраст — это «период первоначального фактического склада личности» [5].
Таким образом, дошкольным возрастом является возраст с 3 до 7 лет, в течении которого происходит процесс интенсивного развития физического и психического состояния ребенка, развиваются основные личностные качества, происходит активное освоение нравственных механизмов поведения, формируются волевые качества, такие как решительность, ответственность, упорство, настойчивость. Чаще всего дети посещают дошкольные образовательные учреждения, но иногда обучаются дома.
Рассмотрим особенности формирования иноязычных лексических навыков детей дошкольного возраста. Для этого необходимо рассмотреть их психологический особенности.
Дошкольный период является уникальным, у ребёнка активно формируются познавательные процессы, он быстро осваивает и запоминает все новое, способен не смешивать языковой материал, разграничивать разные языки. Все это способствует развитию его личности, расширению кругозора, улучшению его речевых способностей.
Детям дошкольного возраста свойственно отсутствие страха и языкового барьера, в своей речи они смешивают языки, не бояться задавать вопросы, принимают активное участие в выполнении разного вида заданий и играх.
М.М. Гохлернер и Г.В. Ейгер выделяют следующие компоненты лингвистических способностей:
· «ярко выраженная вербальная память;
· быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;
· имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях;
· способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;
· способность к формализации вербального материала» [2].
А.А. Леонтьев критикует эти формулировки утверждая, что нет способностей к языку. «В целом способности к языку складываются… из многих компонентов, чаще всего неспецифических, неспециализированных» [4, c.17]. К таким неспецифическим способностям А.А. Леонтьев относит «общий тип нервной системы, темперамент, характер, индивидуальные различия в протекании психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения), а также индивидуальные особенности личности, связанные с общением» [4].
Однако И.Л. Шолпо считает, что «говорить о некоторых специфических способностях к языку все же возможно» [8, с. 57], таким образом, она выделяет следующие основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей одаренности человека в области изучения иностранных языков:
1. «Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, ритмической и интонационной сторонам речи.
2. Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный.
3. Лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму, проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных словообразующих суффиксов и приставок, определять оттенки значений при выборе необходимого слова из синонимического ряда и т.п.
4. Грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать стройное целое из разрозненных элементов, чувствовать общность грамматических конструкций, вычленять грамматический стержень, определять способы формообразования и согласования слов в предложении.
5. Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, ощущение »вкуса», своеобразия данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную абстракцию.
6. Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию» [8, с. 62].
Для успешного овладения иностранным языком особое значение имеют положительные установки, активный интерес к миру в целом, жизни и культуре людей стран изучаемого языка в частности, способность и желание легко общаться, развитие коммуникативных навыков, умение адаптироваться к различным ситуациям.
Дошкольники сензитивно к фонетике и интонации незнакомого им языка, следовательно важно обратить внимание на этот аспект речи, успешно закреплять материал. «Несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением» [7]. Неверное запоминание ведет к непониманию, снижению мотивации к обучению. Важность использования дидактических игр для развитие фонематического слуха и речевого дыхания отмечала М.З. Биболетова [1].
Дошкольники имеют хороший речевой слух и цепкую языковую память. «У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их, прежде всего своим звучанием. Дети пяти-шести лет особенно чувствительны к фоносемантическим закономерностям» [6].
При ознакомлении детей с иноязычными лексическими единицами важно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе дошкольники знакомятся с лексическими единицами, на втором тренируют и закрепляют их и лишь затем употребляют их в речи. В процессе формирования лексических навыков важно применение наглядных пособий (игрушки, картинки, окружающие нас предметы и т.д.).
В настоящее время мультисенсорный подход, являясь передовым методом обучения иностранному языку, широко используется во всем мире. Необходимо также использовать его при знакомстве дошкольников с английской лексикой. Рисование, изготовление поделок, занятия аппликацией могут быть занятиями по развитию речи, тренировке и закреплению лексического материала. Можно привязать их к определенной теме изучения лексики.
Музыкальное сопровождение занятия организует движения, способствует повышению работоспособности, повышает настроение, вызывает положительные эмоции. Детские песенки благодаря мелодичности и ритму воспринимаются разными каналами при помощи нескольких органов чувств, являются отличным инструментом знакомства с новой лексикой и ее закрепления.
Таким образом, в процессе обучения английской лексике важно учитывать особенности детей дошкольного возраста, этапы и последовательность освоения лексического материала с использованием мультисенсорного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биболетовой М.З.и др. Английский язык для маленьких. -М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
2. Гохлернер М. М. О развитии лингвистического мышления при программированном обучении иностранному языку [Текст] : (Доклад) / М. М. Гохлернер, Г. В. Ейгер ; Акад. пед. наук СССР. Дом пропаганды пед. знаний и передового опыта. — Москва : [б. и.], 1967. — 19 с.
3. Дошкольный возраст — психологический словарь — URL: https://www.b17.ru/dic/doshkolnyy_vozrast/?ysclid=mei32zfrq502001400].
4. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. – 1985. –№5. – С. 24-29.
5. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. —М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
6. Проблема лингвистических способностей дошкольников — URL:https://scienceforum.ru/2017/article/2017036441?ysclid=mei8732e7l716294970 .
7. Развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет — URL:https://tropko-nf-petrov.edumsko.ru/folders/post/3165633]
8. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности »Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб., 1999.