Нотная азбука

Автор: Яковлева Ирина Арсентьевна

Конспект урока музыки в 1- м классе «Нотная азбука»

 

Ход урока:

I.  Оргмомент. (вход в класс под музыку)

    Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.  Так, как у нас урок музыки, то приветствие будет музыкальным. Итак, приготовились.

Музыкальное приветствие: «Музыка, здравствуй!»

Учитель:      Распевание.  Правила пения под фортепиано.

                        

Учитель:    Как нужно петь правильно?

ПРАВИЛА ПЕНИЯ

·        Начинай и кончай пение по знаку учителя.

·        Во время пения стой или сиди прямо.

·        Перед началом пения возьми дыхание.

·        Когда берешь дыхание, не поднимай плечи.

·        Не бери дыхание посередине слова.

·        При пении правильно открывай рот.

·        Произноси ясно все слова песни.

 

Учитель:    А сейчас давайте вспомним    песню «Первый класс».

                     Итак,  «Осень, милая, шурши».                           

(Исполнение песни «Первый класс»)

 

— Дорогие ребята, сегодня наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте:

                    Что только есть прекрасного на свете –

                    Всё музыка нам может передать:

                    И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

                    Про все она нам может рассказать.

 

Учитель: — Скажите, пожалуйста, о чем этот стихотворный отрывок? (Ответы детей:  

                  О музыке)

               А где живёт музыка? (В лесу, в поле, в школе, дома, в концертном зале и т.д.)

 

Учитель:- Ребята, музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только   записывается она не буквами.

(Слайд 1)    Угадайте загадку:

                    На листочке, на страничке –

                    То ли точки, то ли птички.

                    Все сидят на лесенке

                    И щебечут песенки.

                                           (Ноты) НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.
Учитель:  — Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…

II. Новая тема.

(Слайд 2) – Нотной азбукой.

                  — Кто из вас знает, сколько бывает нот?

(Слайд 3) Поглядите – нотный дом

                 Ну, посмотрим, кто же в нем?

               — Как зовут жильцов дома? Сколько в доме этажей?

(Слайд 4) Ноты в домике живут

                 Нотным станом дом зовут.

                 Пять линеек начертили –

                 Дом для ноток получили.

Учитель:- Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом.

                  Повторите за   мной — Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его

                  называют нотоносцем. Почему?

Дети: Потому что он носит на себе ноты.

 

Учитель: Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?

Дети: Пять.

 

Учитель:  — Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

                    Посчитайте линейки (считают).

 

Учитель: Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

Дети:       Ключа.

Учитель: — Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ 

           (повторяют).  Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках,   другие между линейками.

 

 (Слайд 5)

Учитель:- У скрипичного ключа есть еще второе имя – ключ соль. Так же зовут первую   нотку, с которой мы сейчас познакомимся. Нота СОЛЬ  поживает на второй линеечке.

 

 (Слайд 6) Знакомство с нотой ДО. ДО сидит на добавочной линейке.      

 

(Слайд 7) Знакомство с нотой РЕ. Под линейкой первой линейкой живёт нота РЕ.

 

(Слайд 9) Знакомство с нотой МИ. На первой линии живет нотка МИ.

 

(Слайд 10) Знакомство с нотой ФА. Между первой и второй линейкой ФА устроилась прекрасно:                

 

(Слайд 11) Знакомство с нотой ЛЯ.  Между второй и третьей живёт задорная нота ЛЯ.

 

(Слайд 12) Знакомство с нотой СИ. А на третьей линейке устроилась нота СИ.

                        — Вот мы и познакомились со всеми нотками.

 

(Слайд 13)

Учитель: – Скажите, пожалуйста, что общего между нотами и радугой? (Ответы детей)

(семь нот и семь цветов радуги).

 Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько  песен написано!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать.   У нас получилась разноцветная нотная азбука.   Если нотки записать по порядку, то получится  ЗВУКОРЯД.

 

Пение звукоряда (Слайд 14)   Просмотр видеоролика.

 Учитель:  А теперь я вам предлагаю послушать, как звучат наши ноты,  а поможет нам в этом волшебное фортепиано,  которое вы  видите на экране (дети слушают)   А теперь сами споем звукоряд.

 

Под фортепиано поём два раза звукоряд!!!

    

                                           

Учитель: Молодцы! А теперь мы немного отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

Физ. минутка:                   ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                                             РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                                             МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                                             ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                                              СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                                              ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                                              СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                                              И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

 

 

 

 

III. Закрепление пройденного материала. Игротека.

Слайд 16

А теперь давайте проверим себя, кто что запомнил.

Назовите, на какой линеечке написаны ноты?

 

А сейчас мы с вами отгадаем загадки.  -За каждый правильный ответ на экране будет появляться веселая нотка.

 

 

1.Вначале нотного домика знак необычный

В музыке известный – это КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ

 

2.Знаем  гамму мы давно

Впереди всех нота….ДО.

 

3. А за нею на горе

Машет ручкой нота….РЕ.

 

4.Третья нота из семи

Безусловно нота…..МИ.

 

5.Нарисована графа,

А под нею нота…..ФА.

 

6.В огороде есть фасоль,

Здесь же в нотах нота…..СОЛЬ.

 

7.Быстро пальцем шевеля,

Проиграл я ноту …..ЛЯ.

 

8.У ребят у всех спроси,

Как закончить ноту…СИ.

 

ИГРА «Нотки заблудились»

 

Учитель: Приглашаю вас поиграть в игру «Нота заблудилась».

Учитель раздаёт детям макеты нот, пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют.

По окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку.

 

Учитель: Посмотрите, как мы дружно встали в ряд. Что у нас получилось?

Дети пропевают звукоряд

ЗВУК+РЯД=ЗВУКОРЯД

 

 

VI. Подведение итогов урока.  -7 мин.

         Что нового узнали на уроке?

          Запомнили ли названия нот?

          Пожалуйста, повторите названия нот!

               —   Сколько всего существует нот?

               —  Где живут ноты?

                Что такое звукоряд?

 

 

 

Итог урока.

— Сегодня мы познакомились с  нотным станом, скрипичным ключом, нотками, и узнали, на каких линеечках они живут. — Теперь давайте пусть  наши нотки зазвучат в нашем классе.  Вспомните, какую песню про ноты мы с вами знаем? Давайте исполним ее.              

                                                   «Весёлые нотки» -2 мин.

 

 

 

 

 

V.   Рефлексия

       Учитель: У вас на столах две нотки, подберите подходящую нотку к вашему настроению. Если вам на уроке было интересно, и вы поняли урок, и у вас хорошее, радостное настроение, то возьмите красную нотку.

       Если вам на уроке что-то было непонятно, то возьмите жёлтую нотку.

      

 

 Учитель: Если у кого- то плохое настроение  на свете немало песен, которые помогут вам улучшить настроение. Теперь вы первоклассники — старательные, любопытные и дружные ребята. Я предлагаю завершить наш урок с песней «Первый класс» и улучшить себе настроение.

 

Исполнение песни «Золотая осень»

 

Учитель: Молодцы!  Очень хорошо! Ребята, вы все сегодня замечательно поработали, на уроке была хорошая дисциплина, вы были внимательны, поэтому мы многое успели,  много нового узнали. Большое вам спасибо за работу, урок. А теперь, под музыку, тихо выходим из класса.

 

Учитель: До свиданья! Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×