Автор: Яковлева Ирина Арсентьевна
Конспект урока музыки в 1- м классе «Нотная азбука»
Ход урока:
I. Оргмомент. (вход в класс под музыку)
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Так, как у нас урок музыки, то приветствие будет музыкальным. Итак, приготовились.
Музыкальное приветствие: «Музыка, здравствуй!»
Учитель: Распевание. Правила пения под фортепиано.
Учитель: Как нужно петь правильно?
ПРАВИЛА ПЕНИЯ
· Начинай и кончай пение по знаку учителя.
· Во время пения стой или сиди прямо.
· Перед началом пения возьми дыхание.
· Когда берешь дыхание, не поднимай плечи.
· Не бери дыхание посередине слова.
· При пении правильно открывай рот.
· Произноси ясно все слова песни.
Учитель: А сейчас давайте вспомним песню «Первый класс».
Итак, «Осень, милая, шурши».
(Исполнение песни «Первый класс»)
— Дорогие ребята, сегодня наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте:
Что только есть прекрасного на свете –
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про все она нам может рассказать.
Учитель: — Скажите, пожалуйста, о чем этот стихотворный отрывок? (Ответы детей:
О музыке)
А где живёт музыка? (В лесу, в поле, в школе, дома, в концертном зале и т.д.)
Учитель:- Ребята, музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами.
(Слайд 1) Угадайте загадку:
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ноты) НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.
Учитель: — Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…
II. Новая тема.
(Слайд 2) – Нотной азбукой.
— Кто из вас знает, сколько бывает нот?
(Слайд 3) Поглядите – нотный дом
Ну, посмотрим, кто же в нем?
— Как зовут жильцов дома? Сколько в доме этажей?
(Слайд 4) Ноты в домике живут
Нотным станом дом зовут.
Пять линеек начертили –
Дом для ноток получили.
Учитель:- Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом.
Повторите за мной — Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его
называют нотоносцем. Почему?
Дети: Потому что он носит на себе ноты.
Учитель: Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?
Дети: Пять.
Учитель: — Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.
Посчитайте линейки (считают).
Учитель: Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?
Дети: Ключа.
Учитель: — Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ
(повторяют). Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками.
(Слайд 5)
Учитель:- У скрипичного ключа есть еще второе имя – ключ соль. Так же зовут первую нотку, с которой мы сейчас познакомимся. Нота СОЛЬ поживает на второй линеечке.
(Слайд 6) Знакомство с нотой ДО. ДО сидит на добавочной линейке.
(Слайд 7) Знакомство с нотой РЕ. Под линейкой первой линейкой живёт нота РЕ.
(Слайд 9) Знакомство с нотой МИ. На первой линии живет нотка МИ.
(Слайд 10) Знакомство с нотой ФА. Между первой и второй линейкой ФА устроилась прекрасно:
(Слайд 11) Знакомство с нотой ЛЯ. Между второй и третьей живёт задорная нота ЛЯ.
(Слайд 12) Знакомство с нотой СИ. А на третьей линейке устроилась нота СИ.
— Вот мы и познакомились со всеми нотками.
(Слайд 13)
Учитель: – Скажите, пожалуйста, что общего между нотами и радугой? (Ответы детей)
(семь нот и семь цветов радуги).
Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. У нас получилась разноцветная нотная азбука. Если нотки записать по порядку, то получится ЗВУКОРЯД.
Пение звукоряда (Слайд 14) Просмотр видеоролика.
Учитель: А теперь я вам предлагаю послушать, как звучат наши ноты, а поможет нам в этом волшебное фортепиано, которое вы видите на экране (дети слушают) А теперь сами споем звукоряд.
Под фортепиано поём два раза звукоряд!!!
Учитель: Молодцы! А теперь мы немного отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.
Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!
РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!
МИ – побегаем на месте 1-2-3!
ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!
СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!
ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!
СИ – надуемся как шар 1-2-3!
И все дружно спустим пар 1-2-3!!!
III. Закрепление пройденного материала. Игротека.
Слайд 16
А теперь давайте проверим себя, кто что запомнил.
Назовите, на какой линеечке написаны ноты?
А сейчас мы с вами отгадаем загадки. -За каждый правильный ответ на экране будет появляться веселая нотка.
1.Вначале нотного домика знак необычный
В музыке известный – это КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ
2.Знаем гамму мы давно
Впереди всех нота….ДО.
3. А за нею на горе
Машет ручкой нота….РЕ.
4.Третья нота из семи
Безусловно нота…..МИ.
5.Нарисована графа,
А под нею нота…..ФА.
6.В огороде есть фасоль,
Здесь же в нотах нота…..СОЛЬ.
7.Быстро пальцем шевеля,
Проиграл я ноту …..ЛЯ.
8.У ребят у всех спроси,
Как закончить ноту…СИ.
ИГРА «Нотки заблудились»
Учитель: Приглашаю вас поиграть в игру «Нота заблудилась».
Учитель раздаёт детям макеты нот, пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют.
По окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку.
Учитель: Посмотрите, как мы дружно встали в ряд. Что у нас получилось?
Дети пропевают звукоряд
ЗВУК+РЯД=ЗВУКОРЯД
VI. Подведение итогов урока. -7 мин.
— Что нового узнали на уроке?
— Запомнили ли названия нот?
— Пожалуйста, повторите названия нот!
— Сколько всего существует нот?
— Где живут ноты?
— Что такое звукоряд?
Итог урока.
— Сегодня мы познакомились с нотным станом, скрипичным ключом, нотками, и узнали, на каких линеечках они живут. — Теперь давайте пусть наши нотки зазвучат в нашем классе. Вспомните, какую песню про ноты мы с вами знаем? Давайте исполним ее.
«Весёлые нотки» -2 мин.
V. Рефлексия
Учитель: У вас на столах две нотки, подберите подходящую нотку к вашему настроению. Если вам на уроке было интересно, и вы поняли урок, и у вас хорошее, радостное настроение, то возьмите красную нотку.
Если вам на уроке что-то было непонятно, то возьмите жёлтую нотку.
Учитель: Если у кого- то плохое настроение на свете немало песен, которые помогут вам улучшить настроение. Теперь вы первоклассники — старательные, любопытные и дружные ребята. Я предлагаю завершить наш урок с песней «Первый класс» и улучшить себе настроение.
Исполнение песни «Золотая осень»
Учитель: Молодцы! Очень хорошо! Ребята, вы все сегодня замечательно поработали, на уроке была хорошая дисциплина, вы были внимательны, поэтому мы многое успели, много нового узнали. Большое вам спасибо за работу, урок. А теперь, под музыку, тихо выходим из класса.
Учитель: До свиданья! Урок окончен.