Пособие «Планета дружбы»

Автор: Осипова Энзе Шарипзяновна

Название отражает идеологическую основу программы: воспитание Человека в окружающем его мире людей, вещей, природы. Мир единое, взаимосвязанное целое. Этот мир только тогда гармоничен, когда все его бесконечные составляющие направлены на единую цель интеграцию. Человек только тогда счастлив, когда он понимает и принимает окружающий мир как дружелюбную и толерантную среду обитания, любит мир во всех его многообразных проявлениях.

 Методическое пособие рассчитано на детей старшей общеразвивающей группы (5-6 лет), в которой воспитание и обучение ведется на русском языке.

Основополагающим принципом отбора материала является учет возрастных и психологических особенностей детей 5-6 лет. Обогащение (амплификация) психического развития ребёнка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). Опираясь на это положение и теорию Л.А. Венгера о развитии способностей, авторы пособия считают, что прямой задачей образовательной работы с детьми дошкольного возраста является развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка, а усвоение знаний и умений является лишь средством достижения цели. «Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то, как он даётся» (О. Скоролупова). Согласно теоретическому положению А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, образовательные задачи решаются в адекватных дошкольникам видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения. Такие виды деятельности обращены к природному любопытству детей, к удовольствию, которое они получают от игрового опыта, исследования окружающего пространства.

Содержание представленного материала направлено на формирование поликультурной личности в процессе освоения научной кар­тины окружающего социоприродного мира, которое осуществляется через интеграцию познавательного, коммуникативного, социально-психологического, билингвального (двуязычного) взаимодействия. Разработчики пособия постепенно подводят детей к триединой идентичности. Первая ступень, которой подразумевает осознание себя как гражданина малой родины, затем своей страны, в будущем — части человечества. Этому способствуют знания о национальных особенностях русского и татарского народов, а в дальнейшем народов России и мира. На воспитание поликультурности положительное влияние оказывает изучение национально-региональных особенностей своего края.

Национально-региональный компонент введен в образовательное содержание по принципу постепенного перехода от близкой, личностно-значимой среды (игрушки, дом, семья, детский сад) к макросоциальной среде (улица, транспорт, магазин, город, общественные праздники).

Цель методического пособия. На основе культурных языковых традиций русского и татарского народов, сформировать у детей 5-6 лет целостную картину мира, развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности соответственно возрасту.

      Задачи:

1.     Расширить представления дошкольника о себе, семье, ближайшем окружении, мире природы.

2.     Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

3.     Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

4.     Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

 

Особенности методического пособия.

Главная особенность представленного пособия заключается в построении педагогического процесса на принципе билингвальности, то есть, образовательный процесс строится на основе родного (русского) языка для группы русскоязычных детей или группы детей с разными национальностями, в которой преобладают русскоязычные дети. Билингвальность осуществляется с постепенным введением в активный словарь слов татарского языка. На педагога возлагается миссия обучения детей двум языкам – русскому и татарскому.  В связи с этим необходимо, чтобы педагог на хорошем уровне владел русским и татарским языками. Если воспитательно-образовательный процесс проходит в группе детей с разными национальностями, воспитатель поощряет игровые контакты, общение между детьми, применяя в речи реальное двуязычие.

Приобщение дошкольников к сокровищнице народной мудрости в форме потешек, четверостиший, песенок, загадок, сказок русского и татарского народов способствует формированию интереса к нравственным представлениям народов, к пониманию общности их ценностных ориентиров, воспитанию уважения и гуманности к другим народам, личностной национальной идентификации в поликультурной среде.

Актуальность методического пособия состоит в построении образовательной работы по принципу интеграции образовательных областей в единое русло, подчинение их общей идее комплексно-тематического планирования (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2010 год). Усвоение знаний в рамках конкретной образовательной области не должно быть самоцелью, а должно подчиняться логике развития способностей ребёнка. Поэтому основным способом обучения должна быть постановка системы взаимосвязанных задач, которые требуют самостоятельного поиска средств их решения ребёнком доступно его пониманию и близко имеющемуся у него опыту.

Образовательный процесс строится на основе специально организованной познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, являющейся центральным звеном, вокруг которой интегрировано сочетаются разнообразные виды и формы работы с детьми: сюжетно-ролевая игра, театрализация, продуктивная деятельность, строительные игры, конструктивная деятельность, труд, опытно-исследовательская деятельность в сочетании с физической активностью.

 

Принципы

·                развивающего обучения;

·                научной обоснованности и практической применимости;

·                единства воспитательных, развивающих и обучающих задач;

·            комплексно-тематического построения образовательного процесса;  

·            интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными 

    возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

    возможностями образовательных областей;

·            построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах

    работы с детьми. Основной формой работы в программе является игра;

·            учета сезонности.

 

Методические рекомендации

по организации педагогического процесса.

Ребёнок-дошкольник нуждается в социальных и коммуникативных взаимодействиях для своего благополучного эмоционального и познавательного развития. Именно общаясь со своими сверстниками и с взрослыми в игре, ребёнок приобретает социальные навыки. Роль воспитателя в этом процессе — это роль помощника. Он должен быть готов подтолкнуть, усложнить игру, задав в нужный момент проблемный вопрос, заставляющий думать. Ему следует знать, когда дать дополнительную информацию, прояснить непонимание, добавить новые материалы и, если возможно, организовать дополнительные мероприятия, такие как целевые экскурсии, которые бы ещё больше стимулировали мышление и познание. При организации непосредственной образовательной деятельности рекомендуется шире использовать современные информационно- коммуникативные технологии – интерактивное оборудование, компьютер. 

Данная разработка, предлагая ежедневные коммуникативные пятиминутки, призвана помочь детям найти ответы на вопросы. Когда дети участвуют в диалоге, задают собственные вопросы, у них появляется интерес, мотивация к познанию и общению. Роль воспитателя состоит в умелой организации коммуникативного процесса, в которой бы ребёнок принимал заинтересованное участие, приводил примеры из личного опыта, и задавал вопросы. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы придать процессу развивающий характер. Другими словами, направить ребёнка на поисковую деятельность, в которой он мог бы сделать собственное маленькое «открытие».  Педагог должен проявить заботу о каждом малыше, показать ребёнку, что тот любим, что может рассчитывать на поддержку.   При этом необходимо показать важность знания обоих языков и русского, и татарского — это главная задача воспитателя, работающего по данной модели.

В соответствии с Законом «Об образовании» одной из задач
системы образования является «защита… национальных культурных и
региональных культурных традиций в условиях многонационального
государства».

Поликультурность территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания.

Задачи поликультурного воспитания — готовить детей к социальной адаптации в рамках мирового контекста (владение языками, знание мировой культуры) однако, каждый человек интересен как носитель своей культуры, поэтому необходимо, чтобы в рамках системы образования дети становились носителями своего народа. Укоренение ребенка в родной, близкой ему культуре служит отправной точкой для построения диалога культур и постижения мировой общечеловеческой культуры.

Предлагаемое пособие рекомендует решение проблемы поликультурного воспитания старших дошкольников на основе их ознакомления с культурой народов Поволжья. Этнокультурный компонент введен по принципу постепенного перехода от близкой, личностно-значимой среды к макросоциальной среде. Данная последовательность положена в основу поликультурного образования дошкольников.

Цель: на основе культурных языковых традиций русского и татарского народов, сформировать у детей 5-6 лет целостную картину мира, развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности соответственно возрасту.
Задачи.

1.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

2.Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

3.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Методические рекомендации, исходя из задач поликультурного воспитания дошкольников, в данном пособии упор делается на методы, формирующие личностную заинтересованность в процессе познания, развитие познавательного интереса, умение добывать знания самостоятельно, на методы деятельностной реализации полученного культурного опыта. впроцессе ознакомления детей с окружающим миром целесообразно использовать интегрированные формы работы, включающие наблюдение, экспериментирование, продуктивные виды деятельности, и др. Важное место в пособии отводится игровым методам, которые позволяют ребенку, проигрывая ситуации в соответствии с взятой на себя ролью, усваивать культурные ценности, народные традиции, находиться в поликультурной среде, осваивать и познавать ее. Ребенок-дошкольник нуждается в социальных и коммуникативных взаимодействиях для своего эмоционального и познавательного развития. Именно общаясь со своими сверстниками и взрослыми в игре, ребенок приобретает социальные навыки. Роль воспитателя в этом процессе – это
роль помощника. Он должен быть готов подтолкнуть, усложнить игру, задав в нужный момент проблемный вопрос, заставляющий думать. Главная особенность данного пособия заключается в построении педагогического процесса на принципе билингвальности. Другими словами, образовательный процесс строится на основе родного (русского) языка. Билингвальность осуществляется с постепенным введением в словарь слов татарского языка. на педагога возлагается миссия обучения детей двум языкам – русскому и татарскому. При этом педагог формирует толерантные качества личности ребёнка. Приобщение старших дошкольников к сокровищнице народной мудрости в форме потешек, четверостиший, песенок, загадок, сказок русского и татарского народов способствует формированию интереса к нравственным представлениям народов, к пониманию общности их ценностных ориентиров, воспитанию уважения и гуманности к другим народам, личностной национальной идентификации в поликультурной среде.

 

Литература:

1.     Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1984.

2.     Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной русской народной культуры. – СПб: Детство-Пресс, 1998.

3.     Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.

4.     Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.

5.     Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2022.

6.     Бобылева Л.А. Формирование поликультурной личности на уроках окружающего мира в начальной полингвальной школе. Материалы международной конференции. – Владикавказ, 2006.

7.               Бобылева Л.А. Естественнонаучная составляющая национально-регионального компонента образовательного стандарта по окружающему миру для республики Северная Осетия-Алания // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы международной конференции. – Владикавказ, 2006.

8.      Камболов Т.Т. Стратегия образования в Осетии: полилингвальность и поликультурность // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы международной конференции. Владикавказ, 2006.

9.  Камболов Т.Т. Полилингвальная образовательная модель в системе образования РСО-Алания // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы II международной конференции. Владикавказ, 2008.

 

×
×