Автор: Наумов Станислав Юрьевич
Образование Мордовской АССР и опыт реализации хозяйственного, политического и национального принципов районирования республики
Аннотация. Статья посвящена анализу процесса образования Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) и реализации хозяйственного, политического и национального принципов ее районирования. Рассматриваются ключевые факторы, обусловившие преобразование автономной области в республику: достижения в экономике, культуре, рост национального самосознания и формирование местных управленческих кадров.
Особое внимание уделено административно-территориальным реформам 1930-1970-х годов, направленным на оптимизацию управления и адаптацию к экономическим изменениям, включая индустриализацию и урбанизацию. Подчеркивается значение Конституции МАССР 1937 года, закрепившей новый статус республики, ее политическую систему и национально-культурные особенности в рамках СССР.
Ключевые слова: Мордовская АССР, национальная политика, автономия, административно-территориальное деление, Конституция 1937 года, советы, индустриализация.
В декабре 1934 года возникла инициатива по изменению статуса Мордовской автономной области, предложив её преобразование в автономную советскую социалистическую республику. К тому времени регион достиг значительных успехов в политической, экономической и культурной сферах, что свидетельствовало о его зрелости. Повышение уровня классового и политического самосознания местного населения также сыграло важную роль, создав прочную основу для перехода к более высокой форме национального самоуправления. Именно эти факторы стали движущей силой, которая привела к активным действиям, направленным на создание автономной республики[1].
Отстаивая интересы и чаяния трудящихся, руководство Мордовской автономной области в лице бюро обкома ВКП(б) и Президиума облисполкома, готовясь ко Второму съезду Советов, выступило с инициативой о смене статуса региона. Обращение с просьбой о преобразовании области в Мордовскую АССР было направлено в Средне-Волжский крайком партии и крайисполком. После тщательного изучения всех аргументов, подтверждающих целесообразность данного шага, краевые власти 9 декабря 1934 года утвердили совместное постановление, приуроченное к пятилетнему юбилею автономии.
В этом документе подчеркивалось, что достигнутый уровень экономического и культурного развития, а также сформировавшийся корпус национальных кадров позволяют области в полной мере реализовать права и обязанности, связанные с более высокой формой государственности. Учитывая эти факторы, крайком ВКП(б) и крайисполком не только одобрили ходатайство местных органов власти, профсоюзных и общественных организаций, но и взяли на себя инициативу по обращению в ЦК партии и союзное правительство с предложением об учреждении Мордовской Автономной Республики в составе Средне-Волжского края.
20 декабря 1934 года Политбюро ЦК ВКП(б), руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, всесторонне изучило вопрос о придании Мордовской автономной области статуса республики. В ходе обсуждения были учтены ключевые факторы: компактное расселение мордовского народа, его численность, достигнутые успехи в хозяйственном развитии и сформировавшийся корпус национальных кадров. Принятое решение основывалось на стремлении создать оптимальные условия для ускоренного развития мордовского народа, укрепления его связей с другими народами СССР[2].
Одобрив ходатайство Средне-Волжского крайкома и крайисполкома, Политбюро постановило безотлагательно оформить преобразование через ВЦИК. В тот же день Президиум ВЦИК, отражая волю населения области, закрепил это решение официальным постановлением: существующая Мордовская автономная область в прежних границах преобразовывалась в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Этот акт стал закономерным итогом политического и социально-экономического развития региона, открыв новый этап в его истории.
В законодательном порядке образование МАССР было закреплено XVI Всероссийским съездом Советов, состоявшемся 15-23 января 1935 года, которым утвердил постановление Президиума ВЦИК от 20 декабря 1934 года.
20 марта 1935 года ВЦИК официально утвердил решение о включении Мордовской АССР в состав Куйбышевского края (переименованного из Средне-Волжского 27 января того же года). В постановлении подчеркивалось, что данное решение было принято с учетом волеизъявления трудящихся республики, а также необходимости координации хозяйственного развития регионов, обладающих схожими природно-географическими и экономическими характеристиками[3].
Документ содержал прямую ссылку на постановление Президиума ВЦИК от 28 июня 1928 года, регламентирующее порядок вхождения автономных республик в состав краевых объединений. Это обеспечивало Мордовской АССР сохранение своего особого статуса даже в рамках краевого подчинения.
Как полноценная автономная республика в составе РСФСР, Мордовская АССР обладала всеми атрибутами национальной государственности. Она имела право разрабатывать и принимать собственную Конституцию, отражающую специфику мордовского народа, формировать высшие органы власти и управления, включая судебную систему. Территориальная целостность республики гарантировалась законом – изменение границ могло осуществляться только с ее согласия. Дополнительными символами государственности выступали республиканское гражданство, официальный флаг и столица (город Саранск). Эти правовые нормы подчеркивали особый статус Мордовской АССР как национально-государственного образования в составе советской федерации.
Обладая собственным гражданством, Мордовская АССР сохраняла его в рамках общесоюзного законодательства, что гарантировало жителям республики полное участие в политической и социально-экономической жизни страны при одновременном выполнении всех обязанностей советских граждан. Данный правовой статус отражал двойственную природу автономных республик, сочетавших черты национальной государственности с интеграцией в единую советскую систему. С образованием МАССР ее территория не увеличилась. Население на 1 января 1934 года составляло: 37, 7% — мордвы, 4,7% — татар.
Мордовская АССР в административном отношении делилась на 20 районов, в которых имелось 4 городских, 3 поселковых и 598 сельских Советов, в том числе мордовских – 215, татарских – 34, русских – 332, и смешанных – 17.
Постановлением ВЦИК «О новой сети районов Средне-Волжского края и Мордовской АССР» от 25 января 1935 года было установлено новое административно-территориальное деление республики. В ее составе было выделено 23 района. В 1937 году в целях приближения советского аппарата к населению было произведено разукрупнение некоторых районов. Постановлением Президиума ВЦИК «Об образовании новых районов в Мордовской АССР» от 10 мая 1937 года в составе республики были образованы 7 новых районов, а также уточнено административно-территориальное деление вновь образованных районов. Произошло разукрупнение и сельских Советов, в результате чего их общее количество увеличилось до 605.
5 июня 1937 года постановлением Президиума ВЦИК рабочий поселок Рузаевка был преобразован в город, выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением ЦИК Мордовской АССР[4].
В дальнейшем все изменения административно-территориального устройства Мордовской АССР можно условно разделить на три периода:
— ранний период (1934-1940 гг.);
— средний период (1940-1970 гг.);
— поздний период (1970-1991 гг.)[5].
Становление районного деления в Мордовской АССР отражало процесс адаптации административного аппарата к специфике региона, обеспечивая эффективное управление с учётом особенностей расселения и хозяйственной деятельности местного населения. Эти преобразования заложили организационные основы для реализации национальной политики и способствовали укреплению новой системы власти в условиях приобретённой автономии. Изначально в составе МАССР входило 23 района: Ардатовский, Атяшевский, Ачадовский, Беднодемьяновский, Дубенский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Инсарский, Ковылкинский, Козловский, Кочкуровский, Краснослободский, Наровчатский, Ромодановский, Рузаевский, Рыбкинский, Саранский, Старошайговский, Талызинский, Темниковский, Теньгушевский, Торбеевский и Чамзинский. Однако уже в 1933 на территории компактного проживания татар был образован Лямбирский татарский национальный район. В 1935 году были упразднены Ачадовский и Козловский районы, и образованы Больше-Березниковский и Кадошкинский районы. В 1937 были образованы 7 новых районов: Атюрьевский, Вертелимский, Козловский, Ладский, Пурдошанский, Старосиндровский и Ширингушский. Через год Вертелимский район был переименован в Мельцанский. В то же время Лямбирский район потерял статус национального[6].
Вышеперечисленные преобразования позволили оптимизировать работу местных органов власти. Эти изменения не только упростили административные процедуры, но и облегчали доступ жителей к социальным и экономическим услугам.
Индустриализация Мордовской АССР потребовала кардинального пересмотра административных границ, чтобы обеспечить эффективное размещение новых предприятий и трудовых ресурсов. Этот процесс спровоцировал значительный приток рабочей силы из других регионов страны, ускорив рост городского населения и многонациональный характер республики. Территориальные преобразования проводились с чёткой ориентацией на перспективы промышленного развития, создавая основу для сбалансированного экономического роста всех районов автономии. Таким образом, изменения административно-территориального устройства Мордовской АССР в 1934-1940 годах отразили более широкие тенденции в развитии советского государства и его политики в отношении национальных республик.
В период с 1940 по 1970 годы административно-территориальное устройство Мордовской АССР претерпело существенную трансформацию, отражавшую общие тенденции советского территориального управления. Начальный этап преобразований характеризовался расширением сети районов, достигшей к концу 1940-х годов 31 единицы, с образованием новых административных единиц, включая Ичалковский, Темниковский и Рузаевский районы, тогда как некоторые существующие, как Ельниковский, были ликвидированы.
Последующее десятилетие ознаменовалось политикой укрупнения административных единиц, сопровождавшейся ликвидацией ряда районов, включая Большеберезниковский и Дубенский, и созданием более крупных территориальных образований типа Чамзинского района. Особое значение имела реформа 1959 года, повлекшая за собой утрату Голицыном статуса райцентра и последующее перераспределение сельсоветов между административными образованиями.
1960-е годы стали периодом радикального сокращения количества районов до 22, осуществлявшегося через слияние и реорганизацию существующих административных единиц, что сопровождалось ликвидацией Большеигнатовского, Ковылкинского и Лямбирского районов. Этот процесс совпал с качественным изменением экономического профиля региона, трансформировавшегося из аграрно-индустриального в индустриально-аграрный, чему в значительной степени способствовала газификация территории через строительство газопровода Саратов-Горький.
К 1970-м годам административная карта республики стабилизировалась, сохранив сложившуюся структуру с незначительными корректировками границ. Таким образом, рассматриваемый период продемонстрировал эволюцию от расширения сети районов через их последующее укрупнение к окончательной стабилизации административно-территориального деления, отражавшей как общесоюзные тенденции, так и специфику социально-экономического развития Мордовской АССР.
Поздний период развития административно-территориального устройства Мордовской АССР (1970-1991 гг.) характеризовался относительной стабильностью сложившейся системы районного деления. В отличие от предыдущих десятилетий, когда происходили масштабные преобразования, в эти годы сохранялась неизменной основная сетка административных районов, что свидетельствовало об окончательном формировании оптимальной системы территориального управления.
Наиболее заметными изменениями этого периода стали локальные корректировки межрайонных границ, направленные на устранение исторически сложившихся несоответствий и повышение эффективности управления. Параллельно наблюдались процессы урбанизации, выразившиеся в создании новых городских поселений — в 1979 году статус города получила Рузаевка, а в 1981 году был образован рабочий поселок Большие Березники. Эти преобразования отражали общую тенденцию развития производительных сил региона.
Существенной особенностью данного периода стало преобразование статусов отдельных населенных пунктов, преимущественно связанное с переводом сельских поселений в категорию рабочих поселков. Однако подобные изменения носили точечный характер и не затрагивали основ административного деления. Таким образом, заключительный этап советского периода в истории Мордовской АССР продемонстрировал завершение процесса формирования устойчивой системы административно-территориального устройства, требующей лишь незначительных текущих корректировок.
Таким образом, переход мордовского народа от административно- политической автономии к государственно-политической имел важное значение для социалистической реконструкции экономики Мордовии, а также подъема национальной культуры республики. Находясь в составе Куйбышевского края, она сохраняла все свои конституционные права, тем самым полностью обеспечивались ее автономия, культурно-хозяйственный рост и национальное развитие.
Как и прочие автономные республики, Мордовская АССР реализовывала свои функции и задачи, опираясь на принципы социалистической демократизации. Для этого использовалась разветвленная система органов власти – как высших, так и местных, которые обладали необходимыми полномочиями, материальными ресурсами и организационными инструментами, позволяющими эффективно осуществлять государственное управление.
В 1934-1937 годах прошли два съезда Советов Мордовской АССР. Первый из них состоялся 22-27 декабря 1934 года, став важной вехой в истории республики. Именно на данном съезде было официально закреплено создание автономии, а также принят комплекс мер для реализации второго пятилетнего плана, направленного на развитие народного хозяйства и культурной сферы МАССР[7].
Съезд сформулировал ключевые направления социалистического преобразования экономики. В промышленности акцент делался на внедрение передовых технологий, ускоренное возведение фабрик, заводов и электростанций, а также поддержку кустарного производства и перерабатывающих отраслей, использующих местное сельхозсырьё и торф.
Не менее значимыми стали решения по аграрному сектору. Делегаты определили стратегию укрепления колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций, предусматривающую механизацию труда, увеличение пахотных земель и рост урожайности. Эти меры должны были стимулировать вступление крестьян в коллективные хозяйства.
Особый акцент был сделан на животноводстве. В ходе рассмотрения доклада о состоянии отрасли съезд объявил её приоритетной, утвердив целевые показатели на 1935 год. План включал рост поголовья, повышение продуктивности скота, обеспечение кормами, улучшение условий содержания животных, а также подготовку специалистов для колхозных и совхозных ферм.
Съезд поставил задачу полностью искоренить неграмотность в республике и усилить коммунистическое воспитание молодёжи, одновременно повышая качество образования на всех уровнях – от школ до вузов. Эти меры стали важной частью культурного строительства в эпоху социалистических преобразований.
Первый съезд Советов Мордовской АССР уделил особое внимание развитию здравоохранения, поставив задачи по расширению сети медучреждений, усилению санитарного контроля и улучшению медицинского обслуживания, прежде всего в сельских районах. Делегаты обязали местные органы власти усилить руководство этой сферой и оказать всестороннюю поддержку лечебно-профилактическим учреждениям[8].
Съезд принял постановление «О вхождении Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики в Средне-Волжский край», а также «О государственном гербе и флаге». Были избраны ЦИК Мордовской АССР первого созыва в количестве 111 членов и 36 кандидатов, а также делегаты на Всероссийский и Всесоюзный съезды Советов.
Второй чрезвычайный съезд Советов Мордовской АССР проходил в два этапа: первый состоялся 14-17 ноября 1936 года, где обсуждались проект новой Конституции СССР, выполнение плана развития животноводства и выборы делегатов на вышестоящие съезды Советов, а второй — 26-30 августа 1937 года, после принятия союзной и российской конституций, на котором была утверждена Конституция МАССР при участии 276 делегатов. Съезд констатировал, что благодаря ленинской национальной политике мордовский народ преодолел экономическую и культурную отсталость, что нашло отражение в новой конституционном устройстве республики[9].
Проект новой Конституции СССР вызвал массовый отклик среди жителей Мордовии — около 72% взрослого населения республики приняли участие в обсуждении через 703 пленума местных Советов, 461 заседание секций и 2342 собрания граждан. Эта широкая дискуссия принесла плоды: участники внесли 1238 конкретных предложений по совершенствованию текста Основного Закона.
Отражая волю народа, Второй чрезвычайный съезд Советов МАССР не только поддержал представленный проект, но и дал четкие указания своим делегатам на VIII Всесоюзном съезде голосовать за его принятие. Историческое решение было принято 5 декабря 1936 года, увенчав собой почти шестимесячный период всенародного обсуждения и завершив десятидневную интенсивную работу съезда.
В январе 1937 года, следуя духу новой союзной Конституции, XVII Всероссийский съезд Советов после детального рассмотрения утвердил обновлённый вариант Конституции РСФСР. Этот основополагающий документ стал образцом для регионального законодательства — в том же году Второй чрезвычайный съезд Советов Мордовской АССР, рассмотрев и доработав с участием редакционной комиссии проект республиканской Конституции, 30 августа принял Основной Закон МАССР.
Принятые решения обоих съездов (1934 и 1937 годов) наглядно демонстрировали системную работу советского государства по реализации социалистических реформ. Каждое постановление отражало комплексный подход к преобразованию всех сфер общественной жизни — от экономики до культурного строительства.
5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов Союза ССР утвердил новый текст Конституции СССР, которая законодательно провозгласила победу социализма в стране и новое общественное и государственное устройство.
Новая Конституция СССР 1936 года внесла принципиальные изменения в статус автономных республик по сравнению с Основным Законом 1924 года. Впервые в истории советского конституционного права был выделен специальный раздел (глава VII), детально регламентирующий их правовое положение. В статье 92 особо подчеркивалось право автономных республик на собственную Конституцию, которая должна была учитывать национальную специфику при строгом соответствии с Основным Законом союзной республики[10].
Конституция 1936 года учредила принципиально новую систему органов власти автономных республик. Согласно статьям 89-91, высшим законодательным и представительным органом становился Верховный Совет, который, в свою очередь, формировал подотчетные ему органы управления — Президиум и Совет Народных Комиссаров (статья 93). Таким образом, в основу конституционного регулирования был положен принцип верховенства представительных органов, осуществляющих контроль над исполнительными структурами республики.
Был урегулирован и ряд других вопросов, связанных с автономными республиками. Так, статья 35 установила, что в Совет Национальностей Верховного Совета каждая из них избирает 11 депутатов. В статье 22 были перечислены автономные республики, входящие в состав РСФСР, в том числе и Мордовская АССР. Таким образом, Мордовия вышла из состава Куйбышевского края и вошла непосредственно в состав РСФСР.
30 августа 1937 года Второй чрезвычайный съезд Советов МАССР утвердил Конституцию республики, законодательно закрепившую преобразование автономной области в Мордовскую АССР и переход к Советам депутатов трудящихся. Основной закон, разработанный в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР, сочетал общесоюзные принципы социалистического строительства с учётом национально-исторических особенностей региона. Документ зафиксировал демократизацию избирательной системы и укрепил конституционные основы мордовской государственности. Принятие Конституции стало важным этапом в развитии республики, подтвердив её равноправный статус в советской системе.
Глава о государственном устройстве Мордовской АССР уточняла ее компетенцию и принципы вхождения в состав РСФСР: Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика по форме своего государственного единства представляет собой социалистическое унитарное государство, входит в состав РСФСР и осуществляет государственную власть на автономных началах (статья 13). В III-VI главах Конституции определялись структура высших и местных органов государственной власти и управления и их компетенция. В главе VII были отражены принципы организации и порядок осуществления правосудия в республике, призванного стоять на страже общественного и государственного строя и прав граждан. Глава VIII Конституции Мордовской АССР закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.
Таким образом, образование Мордовской АССР в 1934 году стало закономерным итогом социально-экономического и культурного развития региона, достигшего необходимой зрелости для получения республиканского статуса. Опыт реализации хозяйственного районирования показал эффективность сочетания общесоюзных принципов планирования с учетом национальных особенностей, что выразилось в создании оптимальной системы административно-территориального деления. Политическое строительство в республике базировалось на принципах советской демократии, обеспечивая участие трудящихся в управлении через разветвленную систему Советов. Национальная политика успешно решила задачу ликвидации культурной отсталости мордовского народа, сохранив при этом его этническую идентичность в рамках социалистической государственности.
Список использованных источников
1. Абрамов В. К. Мордвины вчера и сегодня: Краткие очерки мордовской государственности и национального движения / В. К. Абрамов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. – 240 с.
2. Бибина Ю. М. Становление государственности Мордовии / Ю. М. Бибина. – Саранск: Изд-во Морд, ун-та. 2006. – 126 с.
3. Бочкарева С. В. Мордовская автономная область в составе Средне-Волжского края как один из этапов становления национальной государственности мордовского народа / С. В. Бочкарева, Д. В. Садомская, А. И. Мокеева // Контентус. – 2017. – № 10(63). – С. 56-66.
4. Бочкарева С. В. История государства и права Республики Мордовия : Учебное пособие для студентов юридического факультета, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция / С. В. Бочкарева, Е. П. Лезина. – Саранск : Общество с ограниченной ответственностью «ЮрЭксПрактик», 2022. – 256 с.
5. Букин М. С. Становление Мордовской советской национальной государственности / М. С. Букин. – Саранск: Морд. книж. изд-во, 1990. – 287 с.
6. Букин М. С. Мордовская автономия: страницы истории / М. С. Букин. // Вестник Мордовского университета. – 1990. – № 1. – С. 12-15.
7. История Мордовской АССР с древнейших времен до наших дней / под ред. А.В. Клеянкина, Е.Д. Черниловского, М.Ф. Жиганова. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1984. — 256 с.
8. Лезина Е. П. Образование Мордовской АССР в составе Куйбышевского края: система органов государственной власти / Е. П. Лезина, М. М. Герасимова // Контентус. – 2022. – № 7(120). – С. 3-9.
9. Наумов С. Ю. Трансформация административно-территориального устройства Мордовской АССР (1934-1991 г) исторический аспект / С. Ю. Наумов // Время развития. – 2017. – С.1-8.
10. Щанкина К. С. К вопросу о правовом положении Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края / К. С. Щанкина // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития : Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и магистров, Липецк, 30 ноября 2022 года. Том Часть I. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2022. – С. 156-162.
[1] Букин М. С. Становление Мордовской советской национальной государственности. Саранск, 1990. С.23.
[2] Лезина Е. П. Образование Мордовской АССР в составе Куйбышевского края: система органов государственной власти. 2022. № 7(120). С. 4.
[3] Букин М. С. Мордовская автономия: страницы истории. Вестник Мордовского университета. 1990. № 1. С. 13.
[4] Бибина Ю. М. Становление государственности Мордовии. Саранск: Изд-во Морд, ун-та. 2006. с. 43.
[5] Наумов С. Ю. Трансформация административно-территориального устройства Мордовской АССР (1934-1991 г) исторический аспект. Время развития. 2017. С. 3.
[6] Абрамов В. К. Мордвины вчера и сегодня: Краткие очерки мордовской государственности и национального движения. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. С. 22.
[7] Щанкина К. С. К вопросу о правовом положении Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края. Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2022. С. 158.
[8] Бочкарева С. В. Мордовская автономная область в составе Средне-Волжского края как один из этапов становления национальной государственности мордовского народа. 2017. № 10(63). С. 59.
[9] История Мордовской АССР с древнейших времен до наших дней. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1984. С. 111.
[10] Бочкарева С. В. История государства и права Республики Мордовия. Саранск : Общество с ограниченной ответственностью «ЮрЭксПрактик», 2022. С. 81.