СОЗДАНИЕ СЕРИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Автор: Симонова Арина Алексеевна

Аннотация статьи. В статье раскрываются возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русскими народными сказками, посредством использования интерактивных игр.

Ключевые слова: интерактивная игра, русская народная сказка, книга, чтение.

Художественная литература играет важную роль в развитии детей и оказывает значительное влияние на их жизнь. Она способствует развитию речи у дошкольников и развивает их мышление и воображение. Кроме того, она позволяет детям обобщать свои эмоции и предоставляет прекрасные образцы русского литературного языка. При прослушивании знакомых сказок и стихотворений, дети переживают и волнуются вместе с героями, что помогает им развивать понимание литературных произведений и формировать свою личность. Ознакомление с художественной литературой рекомендуется с использованием произведений разных жанров, таких как басни, стихотворения, рассказы и сказки. [4, с. 448].

Русские народные сказки являются одним из наиболее доступных и эффективных средств развития эмоциональной сферы у детей в любое время. Педагоги и родители всегда использовали эти сказки для воспитания детей. При выборе сказки для ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности психического развития и определить, в каком возрасте она будет наиболее полезна.

Важно отметить актуальность ознакомления детей с русскими народными сказками. С помощью сказки легче всего объяснить детям основные нравственные понятия, такие как «хорошо» и «плохо». Герои сказок обычно представлены как хорошие или плохие, что позволяет детям различать добро и зло. По мере взросления, дети начинают отождествлять себя с положительными героями. Сказки помогают снимать тревогу у детей и расширяют их словарный запас, помогая формировать связную логическую речь и умение задавать вопросы. Чтение сказок с четким произношением всех звуков помогает избежать посещения логопеда. Сказки также представляют многовековую народную мудрость. Несмотря на то, что сказки могут быть жестокими, взрослый воспринимает их реалистичностью, в то время как ребенок видит их образно.

Ознакомление детей дошкольного возраста с русскими народными сказками осуществляется через чтение художественной литературы, обсуждение содержания прочитанных произведений, рассмотрение иллюстраций, различные дидактические игры и интерактивные игры.

Интерактивная игра является методом обучения и воспитания, в котором сочетаются образовательные, развивающие и воспитательные функции. Познавательная деятельность ребенка является одним из ведущих направлений использования интерактивных игр. Одним из основных преимуществ таких игр является их наглядность — это средство для освоения новых понятий, свойств и явлений. Помимо наглядности, дети усваивают новую информацию, слушая и двигая объекты. Кроме того, занимаясь самостоятельно с интерактивными играми, ребенок может контролировать ритм и количество заданий, что соответствует принципу индивидуализации, предусмотренному ФГОС ДО.

Книга в первую очередь является источником знаний. Через книги дети узнают многое о жизни общества, природе, мире чувств и отношений. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, а также обогащает эмоциональный мир детей, прививает любовь к родине и природе. Следовательно, детская художественная литература считается основным источником воспитания, обладающим большим развивающим потенциалом.

Один из важных аспектов воспитания дошкольников — формирование их личности. Детская художественная литература играет значительную роль в этом процессе. При ознакомлении с художественной литературой у детей формируются основы базовой культуры личности, положительное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, а также предоставляются равные возможности для творческой деятельности и полноценного развития личности. [1, с. 27].

Читая, ребенок познает окружающую жизнь, природу, труд людей, строит отношения со сверстниками, радуется их успехам и порой сталкивается с неудачами. Слово влияет не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Оно может вдохновить его, вызвать желание стать лучше и сделать что-то хорошее, помогает понять человеческие отношения и узнать о моральных качествах. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор и формирует художественный вкус.

Интерес к книге у детей возникает уже в раннем возрасте. Сначала он увлекается перелистыванием страниц, прослушиванием чтения со стороны взрослого и рассматриванием иллюстраций. Когда ребенок начинает интересоваться картинками, его внимание привлекается к тексту. Исследования показывают, что в трехлетнем возрасте можно заинтересовать ребенка судьбой персонажей повествования, заставить его следить за событиями и переживать новые чувства. [2, с. 167].

 

Сопереживание героям является одной из особенностей восприятия литературных произведений детьми. Ребенок активно включается в процесс восприятия, ставя себя на место главного героя, мысленно выполняя его действия и сражаясь с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети часто вмешиваются в ход событий, пытаются помочь героям и подсказывают им, что делать.

Использование интерактивных игр помогает вызвать интерес детей старшего дошкольного возраста к русским народным сказкам. Такие игры также проверяют уровень усвоения сказок детьми. [3, с. 127].

В своей деятельности мы создавали интерактивные игры по таким русским народным сказкам, как: «Морозко», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Заюшкина избушка» и многие другие. Создание интерактивных игр позволяет не только повысить интерес у детей и добиться всеобщего понимания детьми содержания произведений, но и набраться опыта самому педагогу. Ведь создавая интерактивные игры, мы пробуем себя в данной деятельности, свои возможности, это становится интересно не только детям, но и нам взрослым.

Сейчас существует огромное количество платформ, позволяющих создавать такие игры. В своей практике мы использовали такую платформу, как «SMART Notebook». В нём простой интерфейс и много возможностей.

Подобные платформы позволяют создавать такие игры, как: «Лабиринт», «Собери пазл», «Дорисуй», «Обведи», «Задание на соответствие» и другие.  Особенный интерес у детей вызывают видеообращения с экрана сказочных персонажей. Они создают высокую мотивацию и переносят детей в мир сказки.

Подводя итог, хочется отметить, что применение интерактивных игр на занятиях в ДОУ возможно и необходимо. Они способствуют повышению интереса детей к ознакомлению с русскими народными сказками.

×
×