Автор: Зиневич Ольга Сергеевна
Адаптация приёмного ребёнка и замещающей семьи
Ожидания кандидатов и реальность
Практика показывает, что большинство кандидатов в замещающие родители создают некий идеальный образ приемного ребенка и наделяют его набором качеств, в реальности не сочетающихся друг с другом. Портрет идеального приемного ребенка выглядит следующим образом: девочка с голубыми глазами, светлыми волосами, не старше 6 лет, не имеющая психических, соматических заболеваний и проблем в развитии, родители погибли и других кровных родственников не имеется. Не правда ли, редкое сочетание?
Также ожидания замещающих родителей в отношении приемных детей зависят и от мотивов принятия ребенка в семью. Кто-то удовлетворен результатами воспитания собственных детей и ждет, что приемный ребенок станет таким же; кто-то надеется на то, что приемный ребенок станет хорошим братом или сестрой кровным детям, товарищем по играм и учебе; кто-то думает, что ребенок, взятый из интернатного учреждения скрасит его одиночество, разбавит однообразие будней, либо поможет сохранить семью; многие полагают, что ребенок — сирота должен быть благодарен за то, что его взяли на воспитание, должен любить приемных родителей, никогда не вспоминать о кровных родственниках и не просить о встрече с ними. Да мало ли еще чего ждут от малыша!
Необходимо отметить, что все эти ожидания оказываются ошибочными, ложными и не приносят ничего, кроме разочарований родителям от ребенка и ребенку от родителей. Во избежание подобных разочарований, осложнений детско-родительских отношений и, как крайней мере — возвратов, замещающие родители не должны предъявлять завышенных непосильных требований к ребенку, не ждать, что он в одночасье воплотит все планы и надежды, связанные с ним.
Страхи приемных родителей
Люди, желающие принять в свою семью ребенка, руководствуются самыми добрыми чувствами и намерениями. И эти добрые побуждения попадают на «одну чашу весов» в процессе принятия решения. А на «другой чаше весов» оказываются как социальные стереотипы («мифы») в отношении детей из государственных учреждений, так и вполне реалистичные опасения.
Какие из этих страхов напрасны, а чего все же стоит опасаться? А главное — что делать, чтобы опасения не сбылись? Давайте поговорим об этом.
Какие страхи относительно появления в вашей семье приемного ребенка есть у вас?
Непонимания и отверженности. Это прекрасный способ узнать, как к тебе на самом деле относятся люди. Родственники, близкие, друзья, те, кто с тобой душой — не уйдут и не отвернутся. Просто некоторым нужно время.
Если мы не справимся с трудностями воспитания, наш брак рухнет. Непременно рухнет! Но разве это единственная причина, по которой может разрушиться брак? Ведь отказ от идеи усыновления вовсе не гарантирует паре долгую счастливую жизнь до старости. Но тут обратная сторона медали — важно, чтобы решение взять ребенка было общим! Если один из супругов сомневается, лучше взять «тайм аут» и не давить. Иначе это будет просто эксперимент — над собой и ребенком. Что, конечно, безнравственно.
Ребенка могут дразнить «приемным», «детдомовцем», обижать. Да, могут. Но можно научить его давать отпор — без агрессии, обид и рукоприкладства. И помочь ему принять самого себя, свою историю. Не как позор или беду, а как счастливую историю рождения семьи.
Когда ребенок узнает, что мы не кровные родители, отвернется от нас. Вопрос решается просто — не делать из этого тайны. Маленькому ребенку не так важно, как он пришел в этот мир и в эту конкретную семью. Он радуется маме, которая с ним рядом — окружает вниманием, заботой и любовью.
К моменту, когда он станет уже достаточно взрослым, чтобы поднять, наконец, все эти сложные и неудобные темы, его связь с семьей, с матерью, растившей его, будет уже очень крепкой, чтобы выдержать все испытания, связанные с осознанием себя. Конечно, не стоит ждать, что тема усыновления никогда не будет всплывать в вашей семье. В порыве злости и обиды, ребенок может вспомнить, что вы ему «не родные», кольнуть острым словом, задеть. Но все это можно пережить. И необходимо помочь пережить все это самому ребенку.
Утаивая от ребенка информацию о его происхождении, родители живут в постоянном страхе разоблачения. Их ложь, которая, по их убеждениям, должна быть во благо, может легко обернуться против них самих. Доверие, такое важное особенно в этот трудный для ребенка период принятия и осознания себя, может быть безвозвратно утеряно.
Хотя, тут могут быть разные мнения. Право хранить тайну усыновления по закону есть у каждого приемного родителя.
Биологическая мать будет пытаться вернуть ребенка. Выйдет на связь. Такие случаи редкость. Пусть так, но шанс встречи с биологическими родителями есть всегда. Или с родственниками. Гарантий, что никто не раскроет тайну, что никто никогда не объявится — нет. Просто нужно постараться быть максимально готовым к этой встрече.
Когда появляется ребенок — неважно, каким образом — единственный вариант — любить и постараться понять и принять, не ожидая ничего взамен. Даже если он потом ошибется, предаст, уйдет. Если вы как замещающий родитель не готовы к безусловной любви (хотя бы понимать ее смысл, стремиться к этому), любые другие варианты ущербны.
Органы опеки могут забрать ребенка из семьи и отдать другим родителям. Это возможно, но только в варианте опеки (не усыновления), если опекун, по мнению опеки, не справляется со своими обязанностями. Что тут скажешь? Надо знать свои права. Свои обязанности по закону. И грамотно выстраивать отношения с органами опеки, избегая конфликтов — с одной стороны, и чрезмерной открытости — с другой.
Дети из детских домов озлобленные, конфликтные и необучаемые. Это, конечно, не так. Они разные, как и все дети. Общее — то, что они имеют за плечами совсем не детский опыт страдания, который отразился на их душе и развитии. Но надо понимать, что эти приобретенные качества личности подлежат коррекции.
Со временем, все негативные последствия переживания отверженности и одиночества, страха и боли пройдут. Главное условие — создание «пространства любви» для ребенка, теплой семейной атмосферы, в которой он будет постепенно восстанавливаться и открываться.
Говорить о необучаемости можно только в случае, когда были испробованы все возможные способы и средства. Заподозрить подобное рвение у сотрудников детского дома вряд ли кому-то придет в голову. Даже простого внимания деткам катастрофически не хватает. Если сюда прибавить тревожность и стресс, сенсорное голодание в раннем детстве, травму привязанности, становится понятно, что в подобной ситуации чему-то научиться в принципе проблематично. Поэтому ставить такие диагнозы ребенку, находящемуся в учреждении, как минимум преждевременно.
Исключения бывают. Но в большинстве случаев, кажущаяся необучаемость — следствие пережитого огромного горя и педагогической запущенности. Не стоит рассчитывать конечно, что как только ребенок попадет в семью, его развитие ракетой устремится вверх. Только после завершения периода адаптации, длящегося в среднем, по утверждению психологов, полтора года, можно ожидать ощутимый прогресс. Но при терпеливом внимательном и чутком подходе, каждый ребенок сможет постепенно раскрыть свой потенциал. Каков он — покажет только время. Впрочем, как и в случае с кровными детьми.
Здесь, на мой взгляд, уместна формулировка Гордона Ньюфелда: «Развитие происходит из точки покоя».
Страх первого шага — я не подойду. Многие уверены, что не смогут быть приемными родителями, что им не дадут под опеку детей. Между тем, в нашей стране уже есть опыт очень молодых одиноких приемных мам — моложе двадцати пяти лет! Есть примеры, когда опекуном, и даже усыновителем, становился одинокий папа, не кровный родственник ребенка.
Есть четкий перечень требований к кандидатам в усыновители и опекуны. Там нет ничего сверхъестественного. Напротив, вопреки расхожему мнению, даже иметь в собственности жилье не обязательно. Можно предъявить договор аренды жилья на срок от одного года.
Сам процесс сбора документов тоже многих пугает. И совершенно напрасно! Побегать по инстанциям, конечно, придется. Но не больше, чем, например, при покупке квартиры в ипотеку.
Вы проходите обучение в школе приемных родителей, совмещая процесс обучения с работой. Обучение очное, но оно проходит, как правило, вечером, два-три раза в неделю. Весь курс занимает примерно три месяца и завершается экзаменом. В случае успешной сдачи экзамена, выпускник получает пожизненный сертификат о том, что он прошел подготовку и может быть приемным родителем.
Диагнозы детей в базе. И длинные очереди. Все так. В зависимости от того, ребенка какого возраста вы хотите взять, и с какими его особенностями готовы мириться. Если на первое место встает мотив помощи, заботы и Любви, пол и возраст ребенка и даже диагноз — теряют свою важность. Есть малыш, который нуждается в помощи — надо брать его и любить. Если есть ресурсы, силы и желание — бери и делай.
Мотив получить радость и счастье, в первую очередь — для себя, приводит к неизбежному разочарованию.
Подготовка окружающих к появлению приемного ребенка в семье. Близкие люди могут как помочь, так и помешать воспитанию приемного ребенка. Ребенка воспитывают не одни родители, реально его воспитывает семья в целом, вся семейная система.
На Руси всегда так было принято, к естественным родам женщины готовилась вся семья, все 9 месяцев беременности ребенка ждали. Приемного ребенка тоже должна ждать вся семья.
Семья — это единый организм, и любое событие в жизни одного члена семьи касается и влияет на всех членов семьи. Это стоит учитывать, принимая важные решения.
Ребенка не воспитывают только папа и мама, если внимательно вспомнить себя в детстве, мы увидим, что часто близкие родственники, бабушка или дедушка, значительно повлияли на ваши представления о жизни, на ваш характер или даже судьбу.
То же самое будет и с приемным ребенком. Значит, ваши близкие должны знать и принимать в этом участие. Но почему иногда так сложно сказать о своем решении? Если мы знаем, что нас не поддержат и даже наоборот, то вполне может прийти решение молчать до последнего.
Адаптационный период в замещающей семье проходит довольно сложно для всех ее членов. Пытаясь построить комфортные взаимоотношения, замещающие родители совершают распространенные для подобных семей ошибки. Приход приемного ребенка в совершенно новую семью — это, в своем роде вызов для него и для принимающей стороны. Это означает, что все члены семьи, в которой появился приемный ребенок, должны абсолютно по-новому реагировать на обыденные ситуации. Во избежание сложностей в воспитании такого ребенка, необходимо обратить внимание на типичные ошибки воспитания в замещающей семье.
Ошибка 1. Завышенные ожидания родителей
Зачастую ожидания не совпадают с поведением приемного чада в реальности. Полное несоответствие модели поведения представлениям родителей приемного ребенка порождает всплеск негативных эмоций, что, несомненно, отражается на его поведении в семье.
Ошибка 2. Искажение мотивации поступков приемного ребенка
«Он надо мной издевается!», — самая распространенная фраза от замещающих родителей. Если приемный ребенок не осознает свою роль в семье, то это начинает его тревожить, и он начинает проверять на прочность своих замещающих родителей. Именно поэтому замещающие родители связывают такое поведение с наследственными факторами, тем самым совершая ошибку 3.
Ошибка 3. Пренебрежительное отношение к биологическим родителям
Какими бы плохими ни были его кровные родители, эмоциональное состояние приемного ребенка будет тесто связано с ними. Не стоит относиться пренебрежительно к его биологическим родителям, поскольку это является главным фактором его гармоничного развития.
Ошибка 4. Ожидание благодарности
Вы должны понимать, что приемные дети просто не знают и недопонимают, как выразить свою благодарность. Именно замещающие родители, должны научить его этому своим примером.
Основные причины ошибок в воспитании ребенка сводятся к тому, что в новой семье ранее практиковалась несколько иная модель семейной жизни, иные взаимоотношения друг с другом, другая модель поведения и методы воспитания детей вообще.
В завершении дискуссии ведущий дает потенциальным родителям советы, как воспитывать приемного ребенка:
1. Будьте примером для подражания.
2. Найдите свободное время для каждого ребенка.
3. Старайтесь реагировать не на отрицательное поведение, а на чувства ребенка, которые вызвали изменения в его поведении.
4. Не стоит переносить свои проблемы на взаимоотношения с ребенком.
5. Хвалите ребенка как можно чаще.
6. Предоставьте ребенку возможность извлекать уроки из допущенных ошибок.
Данные советы помогут построить доверительные отношения с приемным ребенком, только при наличии атмосферы уважения и чуткого отношения к сопереживанию друг друга.