Автор: Авхиева Рания Радиковна
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.
СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
Выделяют три степени адаптации ребёнка к детскому саду в зависимости от длительности адаптационного периода:
1. Лёгкая адаптация. Длится 1–16 дней. У ребёнка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2. Средняя адаптация. Нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к условиям детского сада длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20–40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша.
3. Тяжёлая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений. Ребёнок начинает часто болеть, постоянно капризничает, могут появляться частые истерики или неустойчивое эмоциональное состояние большую часть времени.
ВИДЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Виды адаптации в детском саду также бывают разные в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.
· Активная. Это самый распространённый вид. Первые 2–3 недели ребёнок грустит, переживает, плачет, а потом его эмоциональное состояние нормализуется, он чувствует себя более уверенно и безопасно.
· Пассивная. Внешне в поведении малыша ничего не меняется. Он не истерит, не плачет, не цепляется за маму, охотно идёт в группу к детям — изменения касаются других сторон жизни. К примеру, у ребёнка нарушается сон, пропадает аппетит, он капризничает по вечерам, отказываясь идти на водные процедуры. Со временем ситуация приходит в норму и состояние крохи налаживается.
· Отложенная. Первое время малыш посещает группу без слёз и истерик. Но через 2–3 недели наступает день, когда он наотрез отказывается идти в садик, рыдает в раздевалке, не хочет заходить в группу. Дальше процесс адаптации протекает по схеме активного вида.
· Проваленная. Ребёнок не привыкает к саду ни через две, ни через три недели, ни через несколько месяцев. Он отказывается соблюдать режим, плохо или совсем не контактирует с другими детьми и воспитателем, и даже ко времени перехода в школу не адаптируется к новой среде и условиям жизни.
Адаптационный период считается законченным , если ребенок с аппетитом ест , быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении , играет один или со сверстниками.