«Адаптивная физическая культура в коррекционной школе»

Автор: Авдеева Наталья Владимировна

Адаптивная физическая культура в коррекционной школе.

 

Авдеева Наталья Владимировна

Учитель физической культуры

МКОУ «Школа-интернат № 2»

Киселевский городской округ.

 

Адаптивная физкультура в коррекционной школе – это один из компонентов системы образования, направленный на создание условий для полноценного физического и психоэмоционального развития обучающихся с особенностями.

     Целью адаптивной физкультуры является помощь обучающимся в развитии физических навыков, улучшении здоровья и их социальной интеграции.

     Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью отличаются от здоровых тем, что у них наряду с изменениями функционирования и определенного развития внутренних органов и самочувствия, качественно меняется и психическое состояние. Чтобы ученики были здоровыми, сильными, крепкими, могли по окончанию школы продолжить укреплять свое здоровьем и участвовать в активной жизни общества, нужно развивать у них физические качества.

     В своей практике использую здоровьесберегающие технологии, которые на уроках адаптивной физической культуры являются одними из наиболее важных образовательных технологий.

     Основной целью своей работычителя физкультуры) считаю разностороннее развитие личности, обеспечение сохранности здоровья обучающегося, а также применение ими знаний по физической культуре в окружающем социуме.

     Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики и координации, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье, поэтому с учетом этого используются разнообразные типы уроков, формы (индивидуальная работа, групповая работа и фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом), а также средства обучения и технологии.

         Индивидуальный подход заключается в том, что каждому ребенку разрабатывается индивидуальная программа занятий, учитывающая его физические возможности, уровень развития и медицинские показания.

На уроках физической культуры применяются тренажеры «ТИСА».

Каждый ученик выполняет упражнение на своем тренажере. Специально подобранные упражнения улучшают координацию, ориентировку в пространстве, проблемы опорно-двигательного аппарата и нормализуют мышечный тонус.

      Тренажеры: беговая дорожка, бегущая по волнам, балансиры, простой педальный тренажер, пресс-скамья. Работа на этих тренажерах оказывает положительные эмоции. Они предназначены для силовой тренировки.

При использовании вышеперечисленных тренажеров обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося. Тренажеры используются в соответствии с инструкцией.

Групповая работа.

       Упражнения для формирования правильной осанки.

У большинства умственно отсталых школьников наблюдается мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Это зависит от того, что состояние мышц и связочного аппарата низкого уровня. Чаще всего нарушение осанки сочетается с плоскостопием.

Упражнения выполняются стоя, сидя на полу, сидя на стуле, лежа на животе, лежа на спине. Разнообразные комплексы упражнений направлены на укрепление и повышение общей и силовой выносливости. На уроках используются лечебно – профилактические танцы.

      Основной причиной плоскостопия у умственно отсталых детей является слабость мышц связочного аппарата. Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия проводятся из положения: лежа, сидя, стоя, в ходьбе.

На уроках используется разнообразное оборудование. Мячики, шишки, балансировочные подушки, гимнастические палки и т. д.

Все упражнения вначале выполняются в медленном темпе, после усвоения упражнений выполняются в среднем темпе. Самые смышленые ученики выполняют упражнения под счет.

Общеразвивающие упражнения иногда выполняют с предметами и без предметов, под музыку. Музыка поднимается настроение у обучающихся.  Выполнение упражнений под музыку у детей развивает чувство ритма.

     Дыхательная гимнастика.

Умственно отсталые дети не умеют правильно дышать. Основная масса обучающихся дышит через рот. У них наблюдается неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Поэтому во время бега, ходьбы акцентирую внимание на их правильном дыхании. При этом постоянно напоминаю, когда дышать через нос, а когда выдыхать через рот. Когда обучающимся удается выполнить это действие, обучаю вдоху и выдоху через нос. Причем выдох должен быть длиннее вдоха.

      Игры являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями. Обучающиеся становится их непосредственными участниками, веселятся и радуются, забывая о своих дефектах.  На занятиях используются разнообразные игры, направленные на развитие моторики и координации.

Игры проводятся по упрощенным правилам. Чаще всего используются игры-путешествия, сюжетные. Самые популярные игры у обучающихся «Пустое место», «Снайпер», «Невод», «Ловишки» (с ленточками), «Утки и охотники», «Хитрая лиса».

        Проводятся активные уроки на свежем воздухе (прогулки, спортивные эстафеты и т. д.).

      Важным аспектом является сотрудничество с родителями, это вовлечение родителей в процесс физического воспитания, что способствует созданию комфортной и поддерживающей среды.

 

     Таким образом, адаптивная физическая культура в коррекционной школе играет огромную роль в формировании полноценной личности обучающегося, способствует физическому, социальному и эмоциональному развитию.

 

×
×