Автор: Лапаева Людмила Витальевна
Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях проблемного обучения.
Проблемное обучение – это целостный тип обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Основная идея проблемного обучения: знания в значительной своей части не передаются в готовом виде, а приобретаются учащимися в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.
Для организации многоэтапной творческой деятельности через поиск, путем определения проблемной задачи, создания и разрешения проблемной ситуации особенно удачны уроки-исследования.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка могут быть различны:
1) конструирование микротекстов по предложениям;
2) лингвистический эксперимент, его цель – обучение коммуникативно целесообразному употреблению слов какой-то определенной категории;
3) проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы;
4) анализ лингвистической миниатюры с заданием: составить аналогичный рассказ.
Сам процесс выполнения задания поискового характера – своеобразное лингвистическое исследование учащихся. Выполнение заданий такого типа способствует достижению двух целей: во-первых, овладению анализом, исследованием различных сторон языковых явлений, во-вторых, развитию связной речи учащихся. Учитывая специфику русского языка как учебного предмета, требования программы, возможности учащихся, надо постепенно усложнять мыслительную деятельность школьников. Поэтому выделяются несколько этапов обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся.
На I этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковый материал.
На II этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала. Условия выполнения работы несколько сложнее, так как предстоит изменить текст. Усложняется и логическая работа. Например, глаголы в тексте даны в форме 2-го лица единственного числа, а учащимся надо заменить их формами прошедшего времени (без стилистического задания). Если же добавляется стилистическое задание, то выполнение работы включает уже элементы поисковой деятельности.
Особым является III этап – этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, образованием слов и т.д., то есть применением языковых средств в новой ситуации.
Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопросы так, чтобы систематически воспитывать у него привычку актуализировать необходимые знания, исследовать имеющийся материал путем наблюдения и рассуждения. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.
Существует афоризм: «Тот не сделает в жизни ни одного открытия, кто не научится спрашивать».
Поэтому на уроках учимся спрашивать. Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему список вопросов.
Репродуктивные вопросы неинтересны.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное.
А развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; организовать взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; использовать некоторые вопросы, как темы будущих сообщений.
Итак, создание на уроке проблемных ситуаций или ситуаций интеллектуального затруднения – одно из средств реализации идеи развивающего обучения. Школьников надо учить переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, раскрывать внутреннюю логику предметов. Поэтому разработан этот алгоритм обучения специальным поисковым учением:
1. Увидеть новую проблему в языковом материале, определить ее характер.
2. Подобрать языковые факты для решения этой проблемы и систематизировать их.
3. Построить доказательство в процессе выполнения задания на основе найденных фактов.
4. Сформулировать выводы на основе решения проблемы.
5. Сформулировать способ решения.
Существуют продуктивные и непродуктивные приемы по активизации деятельности обучающихся.
Непродуктивно |
Продуктивно |
1. Проблемная ситуация ставится, но решается самим учителем. |
1. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися. |
2. Учитель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос. |
2. Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии. |
3. Приемы познавательной деятельности не подчеркиваются и не осознаются учителем. |
3. Подчеркиваются приемы познавательной деятельности; анализируются конкретные ситуации, соревнование. |
|
|
4. Даются только самые общие рекомендации, перечисляются номера заданий. |
4. Подчеркивается важность информации для жизни, профессии, развития Организация групповой и парной работы. |
5. – Отсутствие приемов активизации деятельности или неумелое их использование. – Однообразие способов активации. |
5. Разнообразие методов активации: – Целенаправленная ошибка. – Размышление вслух. – Выступления учащихся с сообщениями. – Удачная пауза, дающая время на размышление. |
6. Активно работает группа |
6. Активность учащихся превышает активность учителя. Активно работает большинство. |
Пользуясь такой информацией, полезно проанализировать, насколько продуктивна собственная деятельность.