Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках литературы

Автор: Лапаева Людмила Витальевна

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях проблемного обучения.

Проблемное обучение – это целостный тип обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

Основная идея проблемного обучения: знания в значительной своей части не передаются в готовом виде, а приобретаются учащимися в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.

Для организации многоэтапной творческой деятельности через поиск, путем определения проблемной задачи, создания и разрешения проблемной ситуации особенно удачны уроки-исследования.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка могут быть различны:

1)    конструирование микротекстов по предложениям;

2)    лингвистический эксперимент, его цель – обучение коммуникативно целесообразному употреблению слов какой-то определенной категории;

3)    проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы;

4)    анализ лингвистической миниатюры с заданием: составить аналогичный рассказ.

Сам процесс выполнения задания поискового характера – своеобразное лингвистическое исследование учащихся. Выполнение заданий такого типа способствует достижению двух целей: во-первых, овладению анализом, исследованием различных сторон языковых явлений, во-вторых, развитию связной речи учащихся. Учитывая специфику русского языка как учебного предмета, требования программы, возможности учащихся, надо постепенно усложнять мыслительную деятельность школьников. Поэтому выделяются несколько этапов обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся.

На I этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковый материал.

На II этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала. Условия выполнения работы несколько сложнее, так как предстоит изменить текст. Усложняется и логическая работа. Например, глаголы в тексте даны в форме 2-го лица единственного числа, а учащимся надо заменить их формами прошедшего времени (без стилистического задания). Если же добавляется стилистическое задание, то выполнение работы включает уже элементы поисковой деятельности.

Особым является III этап – этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, образованием слов и т.д., то есть применением языковых средств в новой ситуации.

Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопросы так, чтобы систематически воспитывать у него привычку актуализировать необходимые знания, исследовать имеющийся материал путем наблюдения и рассуждения. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.

Существует афоризм: «Тот не сделает в жизни ни одного открытия, кто не научится спрашивать».

Поэтому на уроках учимся спрашивать. Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему список вопросов.

Репродуктивные вопросы неинтересны.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное.

А развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; организовать взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; использовать некоторые  вопросы, как темы будущих сообщений.

Итак, создание на уроке проблемных ситуаций или ситуаций интеллектуального затруднения – одно из средств реализации идеи развивающего обучения. Школьников надо учить переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, раскрывать внутреннюю логику предметов. Поэтому разработан этот алгоритм обучения специальным поисковым учением:

1.     Увидеть новую проблему в языковом материале, определить ее характер.

2.     Подобрать языковые факты для решения этой проблемы и систематизировать их.

3.     Построить доказательство в процессе выполнения задания на основе найденных фактов.

4.     Сформулировать выводы на основе решения проблемы.

5.     Сформулировать способ решения.

Существуют продуктивные и непродуктивные приемы по активизации деятельности обучающихся.

 

Непродуктивно

Продуктивно

1. Проблемная ситуация ставится, но решается самим учителем.

1. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися.

2. Учитель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос.

2. Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии.

3. Приемы познавательной деятельности не подчеркиваются и не осознаются учителем.

3. Подчеркиваются приемы познавательной деятельности; анализируются конкретные ситуации, соревнование.

 

 

4. Даются только самые общие рекомендации, перечисляются номера заданий.

4. Подчеркивается важность информации для жизни, профессии, развития

     Организация групповой и парной работы.

5. – Отсутствие приемов активизации деятельности или неумелое их использование.

    – Однообразие способов активации.

5. Разнообразие методов активации:

     –  Целенаправленная ошибка.

     –  Размышление вслух.

     –  Выступления учащихся с сообщениями.

     –   Удачная пауза, дающая время на размышление.

6. Активно работает группа

6. Активность учащихся превышает активность учителя.

Активно работает большинство.

Пользуясь такой информацией, полезно проанализировать, насколько продуктивна собственная деятельность.

×
×