Автор: Чернявская Ольга Вадимовна
Развитие общего образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, а также с учетом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов. Поэтому современная ситуация в образовании требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. В основе реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Рассматривая различные определения, можно резюмировать, что активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и ученики. Работа учителя не должна быть направлена на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведением. Задача преподавателя — самостоятельное овладение обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между учителем и учеником, так и между самими обучающимися. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь обучающихся. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и другие.
Одним из наиболее известных и широко применяемых является метод анализа ситуаций. Актуальность его использования в современном образовании обусловлена ориентацией системы обучения на формирование умений и навыков аналитической мыслительной деятельности, на развитие способностей к самообучению и самостоятельной переработке информации. Этот метод органично вписывается в педагогическую среду креативного образования, ориентированного на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности. Необходимость применения метода обусловлена новыми требованиями рынка труда, так как метод способствует формированию таких качеств, в которых нуждается общество, развивающееся по законам рыночных отношений. Методика преподавания — специально подготовленный учебный материал, содержащий письменное описание ситуации. Информация может быть представлена в нескольких форматах: текст ситуации, схемы и рисунки, таблицы и т. д. Некоторые из них содержат выдержки из статей в средствах массовой информации, отчеты по исследованиям, видео- и аудиоматериалы. Этот метод является одним из часто применяемых методов обучения там, где преобладает так называемая ситуативная деятельность, т. е. где часто возникают нестандартные проблемы и сложные случаи, в которых необходимо уметь быстро принимать решения. Отличительной особенностью метода является активная форма передачи и усвоения новых знаний. Работая с ситуацией, обучающиеся по- иному смотрят на теоретические знания и по-другому работают с учебниками, справочниками, монографиями. При традиционных способах образования получаемые знания усваиваются «впрок», «на всякий случай». В этом методе теоретические знания применяются сразу же, для того чтобы разобраться в конкретной практической проблеме, и обучаемые оценивают их как реально полезные и, соответственно, бесспорно необходимые. Общепризнанно, что обучение с помощью этого метода развивает логические и аналитические способности. Выбирая возможные способы решения проблемы, возникшей в той или иной ситуации, человек вынужден тщательно взвешивать все «за» и «против», предусматривать возможные варианты развития событий, продумывать логическую цепочку доказательств, чтобы затем обосновать свою точку зрения и убедить в ее правильности других. Это очень непросто, но от ситуации к ситуации умения оценивать, взвешивать, доказывать совершенствуются. Чем больше обучающимся изучено ситуаций, тем он увереннее чувствует себя в обстоятельствах, когда требуется анализировать и убеждать. Применение метода способствует также формированию особых личностных свойств: уверенности в собственных силах, умения работать в команде, внимательного отношения к чужому мнению, способности к разумному компромиссу, коммуникативности. Я как учитель активно применяю этот метод на своих уроках. Результатом применения этого метода является то, что обучающиеся привлекаются к самостоятельной познавательной деятельности, проявляют интерес к решению познавательных задач и применяют полученные знания на практике.
Подводя итог выше сказанному, сегодня требуются новая система и новые методики, которые будут нацелены на раскрытие творческого потенциала личности, на развитие у людей способности мыслить и действовать самостоятельно в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. Мир стоит на пороге новой эры, в которой образование должно будет играть определяющую роль, как важнейший фактор перестройки мировоззрения и массового сознания людей на новые гуманистические ценности, нравственные нормы и жизненные ориентиры.
Аннотация
В данной статье раскрываются отличительные особенности и достоинства инновационного метода активного обучения через изучение ситуаций. Этот метод широко применяется в практике образования и обладает высоким креативным потенциалом.