актуальные проблемы обучения детей в ОУ

Автор: Николаева Татьяна Валерьевна

Педагог-психолог  

ГБУ ДО   ЦППС

Николаева Татьяна Валерьевна

Работа с одарёнными детьми в ГБОУ.

Опыт работы  в школе за последние пять лет с одаренными детьми  показывает, что  традиционные приемы школьного обучения и воспитания далеки от задачи развития в детские годы способностей помогающих формированию одаренного потенциала.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

Особенно трудно – своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания.

Один из лучших выходов для обучения детей с высокими способностями — специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество — они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Практическая реальность высвечивает то, что школа испытывает особые потребности в обучении педагогов, родителей  методам профессионального мастерства, которые учитывали бы     индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, а, следовательно, и их   адаптацию в обществе. Поэтому все актуальнее становиться понимание выработки системы обучения одаренных детей, которые учатся в общеобразовательной школе, а не в специальной для одаренных.

Педагогические рекомендации по работе с одаренным ребенком:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2.  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3.  Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4.  Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.

5.   Для анализа результатов работы оформить таблицу:

предмет, дата и время консультаций, главные рассматриваемые вопросы, время работы с темой по программе, фактическое затраченное время, дополнительные вопросы, не предусмотренные программой, невыясненные вопросы, причины отклонений от сроков.

6.  Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая  особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

·        с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других;

·        предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

·        тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности [1].

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

 Педагогам и родителям необходимо помогать одаренным детям усиленно заняться саморазвитием и помнить, что данный процесс наиболее активен, когда дети стремятся изучить себя; исследуют свои чувства; читают психологическую литературу и широко дискутируют; верят в свои способности и возможности; стараются быть больше открытыми; принимают других людей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Савенков А.И. «Психология детской одарённости» М.: Генезис 2010

2.     Доровская А. И. «100 советов по развитию одарённости детей» М 1997 Российское педагогическое агентство.

3.     Психологическая энциклопедия 2-е издание Корсини Р. И Ауэрбах А. Питер 2003

4.     Бабаев Ю.Д., Войскунская А.Е. «Одарённый ребёнок за компьютером» М 2003

5.     Аверкин В.Н., Зайченко О.М. «Путёвка в жизнь» М., просвещение 2005

6.     Матюшкина А.М. «Одарённость и возраст» М 2004

7.     Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, — М.,2002

8.     Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.eaicydar.ru/stati/Statya6.html]

9.     Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]

 

×
×