Алексеевна

Автор: Уралова

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уралова Эльвира Алексеевна, преподаватель дошкольных дисциплин ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»

В последние годы понятие «одарённость» становится всё более востребованным не только в научной сфере, но и среди общественности. Родители все чаще стали обращаться за помощью в различные центры развития ребёнка, чтобы развивать одарённость в своих детях начиная от одного года, а иногда и от самого

рождения. Данные учреждения набирают обороты востребованности. Но проблемой остаётся тот факт, что в большинстве случаев, родители не хотят заниматься с детьми самостоятельно, сотрудничать с педагогами детского сада, а возлагают эту ответственность на учреждения дополнительного образования, в которые платят не малые деньги.

Методология: в соответствии с законом РФ «Об образовании» перед дошкольной организации стоит задача «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Это является основными предпосылками для развития одарённости.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается: «Семья и детский

сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

В письме Минобразования РФ от 22 июня 2002 года № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» Данный документ определяет цель деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи, которая сводится к возрождению традиций семейного воспитания. Таким образом, работа педагогического коллектива и дошкольной организации должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьёй по вопросам развития ребёнка.

Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, реализует преемственность в воспитании и образовании детского сада и школы. Что помогает организовать поэтапный, целенаправленный процесс обучения и воспитания.

Таким образом, всё вышесказанной свидетельствует о том, что развитие одарённости ребёнка возможно осуществить, если будет взаимодействие между педагогами и родителями, если будет сопутствовать личный пример взрослых; если родители не будут нарушать поэтапность образовательного процесса, загружая мозг ребёнка не нужными знаниями. Ведь развитие одарённости в детях – это не значит научиться писать, читать и считать раньше положенного времени, это значит развить в детях потенциал, уже имеющие склонности направить к творческой активности.

В содержании можно выделить два направления развития одарённости:

1) вертикальная одарённость, сущность её заключается в том, что в силу нарушенного процесса сотрудничества между детским садом, родителями и школой,

родители начинают развивать в своих детях следующие способности: раньше положенного времени обучают письму, чтению, сложным математическим вычислениям и т.д. Для чего? Ведь всему этому ребёнок научится в период определенного этапа жизни (поступив в школу). Получается так, что ребёнок, который в дошкольном детстве считался «одарённым», в школьный период не является таковым, а возможно даже у него вовсе пропадает интерес к учебе;

2) горизонтальная одарённость – данный вид одарённости подразумевает в

себе, не развивать у ребёнка раньше времени основные знания, а развивать в ребёнке заложенный потенциал, способности, задатки, направлять творческую активность ребёнка, чтобы он смог воспользоваться этими знаниями решая важные задачи на своём жизненном пути, находил неординарные решения и создавал что-то новое, полезное для социума.

Поэтому очень важно, чтобы родители понимали тот факт, что отдавая ребёнка в определённый центр развития, где учат читать, писать, выполнять сложные математические задачи и т.п. – это значит развивать в детях вертикальную одарённость, которая в последующем будет равна обычному развитию ребёнка, либо пойдёт на спад, так как интерес ребёнка к учёбе угаснет. Здесь очень важно тесное сотрудничество между педагогами детского сада, школы и родителями, чтобы родители понимали, что одарённость – это значит дать ребёнку предпосылки к разным видам деятельности, пробудить творческую активность, научить

креативно мыслить и находить неординарные решения проблем, то есть развивать в ребёнке горизонтальную одарённость.

Исходя из этого, мною было отдано предпочтение. «Материнской школе»

Я.А.Коменского, ведь он первый, кто подчёркивал важность образования, которое ребёнок получает именно из уст матери. В книге «Материнская школа» он фактически ставит перед родителями задачу – разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться «с различными случайностями», и родители должны учить детей «осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними действиями, касающимися настоящей жизни». Предназначение родителей – заботиться о детях, давать им возможность приобретать «изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни…». Всё это и является предпосылками к развитию горизонтальной одарённости. А именно, ребёнок учится многому, его интересы становятся разносторонними, а значит творческая активность ребёнка на высоком уровне, он способен развиваться дальше и добиваться успехов, у него обязательно будет какое-то любимое хобби, где он добьётся совершенства в своей деятельности – это мы и можем назвать одарённостью.

Исходя из всего вышеизложенного, хочу предложить свой вариант развития

одарённости детей дошкольного возраста, основанный на управлении сотрудничеством с родителями, через организацию школы семьи при дошкольном учреждении.

Школа состоит из 3-х модулей:

1 модуль – психолого-физиологический (лекционные уроки для родителей

под руководством психолога): развитие психических процессов в разные возрастные периоды; развитие движений и действий с предметами

2 модуль – медико-биологический (лекционные уроки для родителей под руководством мед работника): гигиена тела, одежды и режим дня для ребёнка в разные возрастные периоды; гигиена питания ребёнка; оказание доврачебной помощи детям при неотложных обстоятельствах.

3 модуль – педагогический: социально-коммуникативное развитие (подборка

игр упражнений и различных видов деятельности для ребёнка в зависимости от возраста); речевое развитие (игры, упражнения и различные виды деятельности); познавательное развитие (игры, упражнения и различные виды деятельности); художественно-эстетическое развитие (игры, упражнения и различные виды деятельности); физическое развитие (игры, упражнения и различные виды деятельности).

Начиная примерно с 3-х лет, когда происходит половая идентификация детей, подбор деятельности должен осуществляться, учитывая гендерные особенности детей. Данная школа рассчитана на 8 лет, т.е. от внутриутробного периода (посещение школы беременной мамой), до достижения ребёнку 7-ми лет. В летний период, перед каждой возрастной группой, предполагается обучение родителей, по всем модулям, обучение рассчитано примерно на 1 месяц. Итогом является то, что у родителей будет создана картотека дидактического материала, соответствующая возрасту детей, на развитие горизонтальной одарённости, в которой прослеживается преемственность и систематичность в обучении, основанная на тесном сотрудничестве детского сада и семьи.

×
×