Анализ опытно-экспериментальной работы по использованию музыкальных игр-этюдов для развития танцевального творчества детей

Автор: Крылова Елена Сергеевна

Анализ опытно-экспериментальной работы по использованию
музыкальных игр-этюдов для развития танцевального творчества детей

В ходе исследования было
изучено 3 направления музыкальных способностей детей старшего дошкольного
возраста: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.

Для
выявления уровня развития ладового чувства детям предлагалось 4
задания:прослушать и различить три  пьесы
разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее
движение; прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,  определить какие инструменты исполняют,
характер и содержание; с помощью дидактической игры «Птичка и птенчики»
определить высокий и низкий звуки в пределах квинты; предложить детям сочинить
историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая
флейта», обогатитьсвой рассказ движениями под музыку. Ответы и качество
выполнения детьми заданий оценивались по тем же критериям, что и на
констатирующем этапе эксперимента.

Диагностика
была проведена в экспериментальной группе и контрольной группе, результаты
представлены в таблице 5 (приложение 1).

Данные
проведенной работы занесены в протоколы (приложение 2). Наглядно данные
полученные на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.

 

0

10

20

30

40

50

60

Высокий

Средний

Низкий

 

 

Контрольная

Экспериментальная

 

 

Рисунок 2. Уровень развития ладового чувства
детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап) (%)

На рисунке 2 видно, что на контрольном этапе
эксперимента в экспериментальной группе 25% испытуемых имеют низкий уровень
развития ладового чувства, у 35% испытуемых выявлен средний уровень развития
ладового чувства, высокий уровень развития ладового чувства имеют 40%
испытуемых.

В контрольной группе выявлены следующие данные:
у 15% детей наблюдается высокий уровень развития ладового чувства, средний
уровень выявлен у 55% детей, и 30% детей контрольной группы показали низкий
уровень развития ладового чувства.

Таким образом, можно выделить следующее: уровень
развития ладового чувства у детей экспериментальной группы выше, чем уровень
развития ладового чувства в контрольной группе.

Для выявления уровня музыкально-слуховых
представлений детям предлагалось 4 задания:назвать  любимую песню, мотивировать выбор,
исполнить   ее точно после вступления под
музыкальное сопровождение; повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое
окончание; определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас
поет?»; назвать  предложенные инструменты
(металлофон, бубен, барабан и т.д.), 
показать приемы игры на различных инструментах, предложить
самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.

Диагностика была проведена в экспериментальной
группе и контрольной группе, результаты представлены в таблице 6 (приложение
1).

Данные проведенной работы занесены в протоколы
(приложение 2). Наглядно данные полученные на контрольном этапе эксперимента
представлены на рисунке 3.

 

0

10

20

30

40

50

60

Высокий

Средний

Низкий

 

 

Контрольная

Экспериментальная

 

 

Рисунок
3. Уровень развития музыкально-слуховых представлений детей экспериментальной и
контрольной групп (контрольный этап) (%)

 

На рисунке 3 видно, что
на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе 25% испытуемых
имеют низкий уровень развития музыкально-слуховых представлений, у 40%
испытуемых выявлен средний уровень развития музыкально-слуховых представлений, высокий
уровень развития музыкально-слуховых представлений имеют 35% испытуемых.

В контрольной группе
выявлены следующие данные: у 20% детей наблюдается высокий уровень развития
музыкально-слуховых представлений, средний уровень выявлен у 50% детей, и 30%
детей контрольной группы показали низкий уровень развития музыкально слуховых
представлений.

Таким образом, можно
выделить следующее: уровень развития ладового чувства у детей экспериментальной
группы выше, чем уровень развития музыкально-слуховых представлений в
контрольной группе.

Для выявления развития
чувства ритма детям были предложены 4 задания: прохлопать  простейший ритмический рисунок мелодии из 5-7
звуков (р.н.попевка «Гори, гори ясно»); двигаться в соответствии с трехчастной
формой музыкального произведения; самостоятельно инсценироватьпесню «Про меня и
муравья»; потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные
движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с
выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении).

Диагностика была
проведена в экспериментальной группе и контрольной группе, результаты
представлены в таблице 7 (приложение 1).

Данные проведенной
работы занесены в протоколы (приложение 2). Наглядно данные полученные на контрольном
этапе эксперимента представлены на рисунке 4.

 

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

Высокий

Средний

Низкий

 

 

Контрольная

Экспериментальная

 

 

Рисунок 4. Уровень развития чувства ритма детей
экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап) (%)

На рисунке 4 видно, что
на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе 25% испытуемых
имеют низкий уровень развития чувства ритма, у 40% испытуемых выявлен средний
уровень развития чувства ритма, высокий уровень развития чувства ритма имеют
35% испытуемых.

В контрольной группе
выявлены следующие данные: у 25% детей наблюдается высокий уровень развития
чувства ритма, средний уровень выявлен у 40% детей, и 35% детей контрольной
группы показали низкий уровень развития чувства ритма.

Таким образом, можно
выделить следующее: уровень развития чувства ритма у детей экспериментальной
группы выше, чем уровень развития чувства ритма в контрольной группе.

В соответствии с
набранным количеством баллов по всем трем методикам был определен уровень
развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

12-20 баллов-низкий
уровень;

21-26 баллов-средний
уровень;

27-36 баллов-высокий
уровень.

На основе
количественного и качественно анализа данных, полученных в ходе исследования,
были выявлены следующие результаты: в экспериментальной группе количество детей
с высоким уровнем развития музыкальных способностей составляет 45%, средний
уровень развития музыкальных способностей выявлен у 45% испытуемых, а низкий
уровень развития музыкальных способностей наблюдается у 10% испытуемых.

Результаты обследования
уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 8 (приложение 1),
таблицах 2, 4 (приложение 2) и на рисунке 5.

 

0

10

20

30

40

50

Высокий

Средний

Низкий

 

 

Контрольная

Экспериментальная

 

 

Рисунок 5. Уровень развития музыкальных
способностей детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап) (%)

 

Соотношение развития
музыкальных способностей детей экспериментальной и контрольной групп
представлены в таблице 9 (приложение 1) и рисунке 6.

 

25

45

3

0

5

2

0

4

35

3

0

50

25

5

4

4

5

10

0

10

20

30

40

50

60

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная группа

Констатирующий этап

Экспериментальная

группа Констатирующий

этап

Контрольная группа

Контрольный этап

Экспериментальная

группа Контрольный

этап

Рисунок 6. Соотношение развития музыкальных
способностей детей экспериментальной и контрольной групп (%)

 

Сравнение данных,
представленных в таблице 9, отражают значительное изменение показателей
критериев исследования в экспериментальной группе.

Из рисунка 6 видно, что
по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента на контрольном
этапе в экспериментальной группе на 25% уменьшилось количество испытуемых,
имеющих низкий уровень развития музыкальных способностей, количество детей,
имеющих средний уровень развития музыкальных способностей, увеличилось на 5%, и
на 20% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития
музыкальных способностей. В контрольной группе так же просматривается
положительная тенденция изменения уровня развития музыкальных способностей, но
данные по улучшению уступают данным в экспериментальной группе. В контрольной
группе показатели остались, примерно, на том же уровне, и динамика
характеризуется до 5%.

Таким
образом, в результате проведения опытно – экспериментальной работы в
экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей, имеющих
высокий и средний уровень развития музыкальных способностей, по сравнению с
контрольной группой. Следовательно, можно утверждать, что занятия ритмикой
могут являться эффективным средством в развитии музыкальных способностей у
детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по второй
главе

В
рамках настоящего исследования проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальное
исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 245, в исследовании
приняла участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная-
20 детей, контрольная – 20 детей.

Результаты диагностики
показали, что уровень развития музыкальных способностей у детей старшего
дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах примерно
одинаков.

На формирующем этапе
эксперимента была реализован комплекс разработанных ритмических занятий с
использованием музыкально-ритмических разминок, игровых упражнений, музыкальных
игр, парных и круговых плясок, сюжетных и характерных танцев, направленных на
развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Повторная диагностика
уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста,
проведенная на контрольном этапе эксперимента, показала, что в результате
занятий ритмикой, направленных на развитие музыкальных способностей у детей,
увеличилось количество испытуемых, имеющих высокий и средний уровень развития
музыкальных способностей, количество испытуемых, имеющий низкий уровень
развития музыкальных способностей уменьшилось. Следовательно, можно утверждать,
что занятия ритмикой являются эффективным средством развития музыкальных
способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Заключение

Музыкальное
развитие ребенка является результатом его формирования в процессе активной
музыкальной деятельности. В процессе музыкального развития детей происходит
взаимодействие и взаимообусловленность внутреннего мира ребенка, его внешней
окружающей среды и сама музыкальная деятельность, осуществляемая ребенком.

Музыкальное воспитание детей осуществляется при
организованном педагогическом процессе и направленно на формирование
эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на
основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.

В
младшем дошкольном возрасте дети при восприятии музыки проявляют ярко
контрастные эмоции, слуховые ощущения у них более дифференцированы, впервые
ребенок сознательно воспроизводит певческие интонации; проявляются
индивидуальные различия в слуховой чувствительности, дети начинают петь вместе с
взрослым. Ребенок овладевает ритмическими движениями позволяющие ему плясать и
играть.

Особенностями
музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; высокий уровень эмоциональной
отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в
певческом и музыкально–ритмическом исполнительстве

В
дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти
на всю жизнь, большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий
на ребенка. Музыкальные игры-этюды, являясь важным средством танцевального
творчества детей. Это умение детей импровизировать под различные мелодии,
комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые
танцевальные композициии способствуют развитию музыкальных способностей:
ладового чувства, музыкально–слуховых представлений и чувства ритма.

Музыкальное
развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка
совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать
и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память.

Поэтому
развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой
личности, что очень важно.

Именно
музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают
возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции –
радость, удовольствие. 

Музыка
и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через
музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и
творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется
внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмические
и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической
релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как
индивидуальности.

Один
из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует
развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные
движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки
зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств
личности.

Главная
линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют
коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед
ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом
используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая
линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега,
прыжков, техники движений. 

Третья
линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

Четвертая
линия – ориентировка в пространстве. 

Пятая
– основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении –
импровизация. 

Лучшие
варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Главной
целью педагогов – познакомить дошкольников с языком движений и принципами
танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой
общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному
опыту, но исполняемого подмузыку танцевальном в исполнении. Помочь детям
поверить в свои творческие способности. С использованием нетрадиционных
разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального
воспитания детей, позволяющие насытить образовательный процесс положительными
эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным
фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Стремление
родителей и педагогов в том, чтобы вырастить детей счастливыми, позитивно
воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению
наиболее полной творческой самореализации. Именно здоровье – важнейшая
предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли,
дарований и природных способностей.

Ритмика
помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие
движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и
мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают
добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм,
который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Занятия
по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих
возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится
управлять собой, своим поведением, телодвижениями.

Развития
творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать
развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения,
заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно
развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога,
а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку
развить свои творческие способности.Музыкальные игры- основной путь раскрытия
музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание
произведения, на его характер и на средства музыкальной
выразительности.Основная задача музыкальной игры формировать у детей восприятие
музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с
музыкой.Музыкальный образ складывается с помощью разнообразных средств
выразительности (мелодическая линия, ладовая окрашенность, временные
соотношения, гармонии, нюансы), которые необходимы для выражения эмоционального
содержания произведения. Добиваясь выразительности при выполнении движений
детьми, я слежу за тем, насколько сильно и точно передают они особенности того
или иного музыкального произведения. В процессе коллективных занятий
развиваются индивидуальные способности каждого ребенка. В игре я ставлю ребенка
в такие условия, когда он должен проявить инициативу, активность, находчивость,
решительность, а музыка, сопровождающая движения, повышает жизненный тонус
детей, улучшает качество движений, способствует ритмичности и большей
координации. С помощью музыкальных и творческих игр теоретический материал
преподносится легко и с интересом воспринимается детьми.В своей работе я
применяю различные педагогические технологии. Ведущей технологией, используемой
мною в практической деятельности, является личностно — ориентированный подход.
Он обеспечивает: самопознание детей, овладение способами саморегуляции,
самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и
оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
формированию у обучающихся творческих способностей. Также внедряю здоровье
сберегающие технологии.Музыкальные игры включены в комплексную программу
«Хореография», по которой работает творческое объединение.На своих уроках я
использую такие виды игр: музыкально — ритмичные игры для детей, танцы
импровизации и пластичные этюды, танцевальные подвижно — образные игры
упражнения, танцевальные подвижно — образные игры — упражнения.Такой подход в
обучении позволяет детям самовыражаться в танце, развиваясь эмоционально и
духовно. Благодаря интересу детей к играм, они легче втягиваются в обучение,
вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы.
Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней
в коллективе сверстников, компании друзей. Они учатся плодотворно
взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного
творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к
коммуникации. Дети могут использовать свои новоприобретенные танцевальные навыки
и дома, например, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники.
Движение – это важное средство воспитания, а также жизненно необходимая
потребность ребенка. Чем разнообразней движение, тем больше информации
поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.Слияние игр и танца
дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То,
что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного
будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры на занятии
приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья,
самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее на занятиях хореографии,
ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них
больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и
концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой. Игровой
процесс задействует все чувства ребёнка, поэтому, навыки, полученные в этот
момент, развиваются с невероятной быстротой. Усвоение нового материала идёт ещё
быстрее, когда заложенные природой творческие порывы находят выражение в
овладении своим телом. Этот необычайно эффективный метод, как правило,
становится заразительным примером для окружающих детей. Как показала практика
работы, учет возрастных психологических особенностей, позволяет выделить
основную направленность в работе: внимание сенсорному воспитанию, развитию
музыкальности, танцевальной координации движений, умение ориентироваться в
пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков.

Для
развития танцевального творчества дошкольников рекомендуется использовать
музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные
двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой.
Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим
особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность
игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета.
Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в
процессе интерпретации танцевальных образов. Ребенок начинает импровизировать,
создавать свой музыкально-игровой образ, а затем и танец.

Музыкальные
этюды – это форма музыкально-ритмического воспитания, способствующая развитию
личностного потенциала дошкольника, формированию у него творческого начала.
Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста диктует свои
особенности применения методики музыкальных этюдов: 1. Опора на знания и
умения, опыт эмоционального восприятия музыки, который дети получили к данному
возрасту. 2. Использование музыки, понятной и доступной детям данного возраста.
3. Опора на танцевальные движения, которые дети знают и умеют исполнять.
Отсутствие в музыке тех звучаний, которые предполагают сложные движения,
которые дети еще не могут исполнить. 4. В сказочном сюжете учитывать возрастные
особенности старших дошкольников, те социальные роли, которые они проигрывают в
свободное время. 5. Учитывать индивидуальное начало, интересы детей. Включать
музыкальные этюды на те темы, которые наиболее интересны детям. 6. Поощрять
детей, отмечать их успехи. Среди важнейших условий успешного применения
музыкальных этюдов: — Развивающая среда, в которой дети могут полно проявить
свое творческое начало. — Открытая модель общения педагога с детьми. Каждый
ребенок одарен с детства. Раскрыть творческие способности, помочь развитию
мышления и креативности – высшая цель процесса развития и воспитания в
дошкольном детстве. Склонность детей старшего школьного возраста к игровой и
танцевальной деятельности, наличие авторских методик развития творческого
начала ребенка в форме музыкальных этюдов создают благоприятные условия для
развития креативности. В процессе формирования художественно-эстетических,
хореографических, музыкально-ритмических способностей ребенка необходимо
учитывать ряд факторов. Ведь именно в этих педагогических условиях возможно
максимальное раскрытие таланта каждого ребенка., не только развивать творческое
начало у ребенка, но сформировать некоторые умения, навыки, которые могут быть
реализованы в профессиональной музыкальной и хореографической деятельности. Для
этого должна быть осуществлена преемственность в работе по методике музыкальных
этюдов от старшей к подготовительной группе с учетом возрастных особенностей
детей 6-7 лет, после чего необходимо оценить результаты. Принцип интеграции
музыки и танца, принцип синтеза искусства в рамках музыкального этюда
способствует комплексному эмоциональному и интеллектуальному развитию детей,
вызывает у них интерес, будит их воображение и фантазию, которые помогут им в
будущем реализовать себя как креативной, творческой личности.

Таким
образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с
развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою
очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и
более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям
истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.Использование
методов и приемов, позволяющих каждому ребенку раскрыть свой творческий
потенциал, проявить себя в одном из наиболее доступных детям видов музыкальной
деятельности – движении под музыку. Ее отличительными особенностями является
активное использование игровой деятельности для организации творческого
процесса.

Последовательная
и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической
деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит
осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому
осмыслению движений. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создать радостным
пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.               
Анарбек, А. Н. Методы и приемы обучения
детской хореографии в специализированных и дополнительных учреждениях культуры
/ А. Н. Анарбек, А. Е. Кусанова // Перспективы науки – 2016
: материалы V международного заочного конкурса научно-исследовательских
работ, Казань, 12 декабря 2016 года. – Казань, 2016. – С. 33-41. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_27550030_97064950.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.

2.               
Бекина, С. И. Музыка и движение :
(упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет) : из опыта работы музыкальных
руководителей детских садов / С. И. Бекина, Т. П. Ломова,
Е. Н. Соковнина. – Москва : Просвещение, 1983. – 208 с.

3.               
Буц, Л. М. Подвижные игры под музыку /
Л. М. Буц. – Киев :МузичнаУкраiна, 1987. –95 с.

4.               
Веселова, И. С. Современные методики
развития танцевального творчества дошкольников / И. С. Веселова // Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36.
– С. 208–211. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-razvitiya-tantsevalnogo-tvorchestva-doshkolnikov
(дата обращения: 08.12.2022).

5.               
Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание
в детском саду : методический материал / Н. А. Ветлугина. – Москва :
Просвещение, 1981. – 240 с.

6.               
Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие
ребенка : монография / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1968.
– 415 с.

7.               
Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных
способностей дошкольников в процессе музыкальных игр : монография /
Н. А. Ветлугина. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1958.
– 248 с.

8.               
Волчегорская, Е. Ю. Музыкально-игровые
проекты для детей раннего возраста / Е. Ю. Волчегорская,
О. А. Ногина // Сборник материалов Ежегодной международной
научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего
возраста». – 2016. – № 5. – С. 51–53. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-igrovye-proekty-dlya-detey-rannego-vozrasta
(дата обращения: 08.12.2022).

9.               
Выготский, Л. С. Педагогическая
психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 1999. –
534 с.

10.          
Галанова, С. А. Воспитание и развитие
детей дошкольного возраста средствами театрально-танцевальной деятельности /
С. А. Галанова // Преемственность в образовании – 2017. – № 16.
– С. 178–194. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_35254902_75794045.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

11.          
Горшкова, Е. В. От жеста к танцу.
Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5–7 лет творчества в танце :
пособие для музыкальных руководителей детских садов / Е. В. Горшкова. –
Москва : Изд-во «Гном и Д», 2002. – 120 с.

12.          
Груздова, И. В. Навстречу музыке:
музыкальные игры и занятия для детей / И. В.Груздова,
Е. К. Лютова, Е. В. Никитина. – Изд. 2-е, стер. –
Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 254 с.

13.          
Данилина, Д. Р. Воспитание
музыкально-ритмических навыков в детских играх / Д. Р. Данилина // Актуальные
вопросы современной педагогики : материалы XIII Международной научной конференции
(г. Казань, июнь 2020 .). – Казань, 2020. – С. 8–9. – URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15881/ (дата обращения: 07.12.2022).

14.          
Елисеева, Н. А. Музыкальные игры с
предметами как средство познавательно-исследовательской деятельности детей раннего
возраста / Н. А. Елисеева // Педагогический опыт : теория, методика,
практика. – 2016. – № 1. – С. 259–260. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25614859_32638375.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

15.          
Ермакова, Н. А. Развитие
музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной
игры в условиях ДОУ / Н. А. Ермакова // Диалог культур – диалог о
мире и во имя мира : материалы VIII Международной студенческой научно-практической
конференции : в 2 частях. – Комсомольск-на-Амуре, 20 апреля 2017 года. –
Комсомольск-на-Амуре, 2017. – Ч. 1. – С. 83–87. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_29242960_42564523.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

16.          
Жуйкова, А. А. Развитие музыкальных
способностей детей 4–5 лет в системе дополнительного музыкального образования /
А. А. Жуйкова // Концепт. – 2016. – № 9. – С. 152–161. –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnyh-sposobnostey-detey-4-5-let-v-sisteme-dopolnitelnogo-muzykalnogo-obrazovaniya
(дата обращения: 08.12.2022).

17.          
Занятия по танцу со школьниками: опыт
работы руководителей детских хореографических кружков и кружков бального танца
: сборник статей / под ред. Е. В. Коноровой : в 2 выпусках. – Москва
: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – Вып. 2. – 72 с.

18.          
Зимина, А. Н. Музыкальные игры и этюды в
детском саду : пособие для музыкального руководителя / А. Н. Зимина.
– Москва : Просвещение, 1971. – 96 с.

19.          
Зимина, И. А. Педагогические условия
развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных
играх-этюдах / И. А. Зимина // Ребенок-дошкольник в современном
образовательном пространстве : материалы межвузовской студенческой
научно-практической конференции, Липецк, 27 мая 2021 года. – Липецк, 2021. –
С. 119–123. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_47210847_13193948.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

20.          
Ивановский, Ю. А. Занимательная музыка :
кроссворды, шарады, ребусы, музыкальные игры / Ю. А. Ивановский. –
Санкт-Петербург : Композитор, 2005. – 104 с.

21.          
Константинова, И. С. Музыкальные занятия
с особым ребенком: взгляд нейропсихолога : научное издание / И. С. Константинова.
– Москва :Теревинф, 2013. – 351 с.

22.          
Крюкова, А. И. Детская игра в музыке как
фактор воспитания личности ребенка / А. И. Карева // Сборники конференций
НИЦ Социосфера. – 2014. – № 21. – С. 115–118. –  URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21582242_12581460.pdf
(дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека
eLIBRARY.RU.

23.          
Лепко, И. В. Музыкальные игры для детей
: для пения (соло, хор) в сопровождении фортепьяно (баяна) /
И. В. Лепко. – Ленинград : Советский композитор, 1984. – 76 с.

24.          
Методика музыкального воспитания детей:
(от детского сада – к начальной школе) : методический материал /
Ю. Б. Алиев. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 351 с.

25.          
Михайлова, О. Б. Музыкальные игры как
средство коммуникативного развития дошкольников / О. Б. Михайлова //
Дошкольное образование: опыт и перспективы развития : cборник материалов III
Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 31 декабря 2017 года.
– Чебоксары, 2017. – С. 96–99. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32389751_29639108.pdf
(дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека
eLIBRARY.RU.

26.          
Мочалов Д. В. Развитие творческой
личности в самодеятельном хореографическом коллективе / Д. В. Мочалов
// Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 7. –
С. 257–262. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-lichnosti-v-samodeyatelnom-horeograficheskom-kollektive
(дата обращения: 08.12.2022).

27.          
Музыка и движение : (упражнения, игры и
пляски для детей 3–4 лет) : из опыта работы музыкального руководителя
детского сада / авт.-сост. С. И. Бекина [и др.]. – Москва :
Просвещение, 1981. – 158 с.

28.          
Музыка и движение : (упражнения, игры и
пляски для детей 6–7 лет) : из опыта работы музыкального руководителя
детского сада / авт.-сост. С. И. Бекина [и др.]. – Москва :
Просвещение, 1984. – 283 с.

29.          
Музыкально-двигательные упражнения в
детском саду : книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада
/ сост.: Е. П. Раевская [и др.]. – Москва : Просвещение, 1991. –
222 с.

30.          
Музыкальные игры : водевили, музыкальные
сказки, танцевальные сценки : для пения (соло, хор) в сопровождении фортепьяно
: в 2 выпусках. – Москва : Музыка, 1972. – Вып. 1. – 79 с.

31.          
Музыкальные игры : водевили, музыкальные
сказки, танцевальные сценки : для пения (соло, хор) в сопровождении фортепьяно
: в 2 выпусках. – Москва : Музыка, 1976. – Вып. 2. – 59 с.

32.          
Музыкальные игры и пляски в детском саду
: пособие для музыкальных руководителей детских садов / сост.:
Е. Е. Каява [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Ленинград :Учпедгиз,
1963. – 399 с.

33.          
Музыкальные игры и пляски в детском саду
: пособие к «Руководству для воспитателя детского сада» / сост.
Н. А. Ветлугина. – Москва :Учпедгиз, 1956. – 263 с.

34.          
Музыкальные игры, пляски и упражнения в
детском саду : из опыта работы музыкальных руководителей детских садов г.
Москвы : сборник / сост.: Каява Е. Е. [и др.]. – Москва :Учпедгиз,
1957. – 174 с.

35.          
Музыкальные игры-сказки : для детей
младшего возраста. – Ленинград :Музгиз, 1963. – 73 с.

36.          
Нестеренко, Н. В. Музыкальные игры-этюды
как средство развития танцевального творчества у детей /
Н. В. Нестеренко // Хореография для всех :[сайт].  – URL:
https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=13_180_1483
(дата обращения: 07.12.2022).

37.          
Никишкин, В. А. Развитие
музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью
музыкально-ритмических игр / В. А. Никишкин,
Н. Н. Бумарскова // Ученые записки университета имени
П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12. – С. 263–267. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_47958689_79603555.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

38.          
Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для
детей / Т. Н. Образцова. – Москва :Этрол, 2005. – 157 с.

39.          
Петренко, С. С. Особенности музыкальных
игр и игр на музыкальном материале / С. С. Петренко // Мир науки,
культуры, образования. – 2015. – № 1. – С. 195–198.

40.          
Петрова, И. А. Музыкальные игры для
дошкольников / И. А. Петрова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс,
2011. – 102 с.

41.          
Поддубная, Е. А. Музыкальные игры :
двигательные, пальчиковые, песенки-игры для дошкольников /
Е. А. Поддубная. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки,
2021. – 71 с.

42.          
Пономарева, Е. В. Музыкально-творческое
развитие дошкольников: идеи, подходы / Е. В. Пономарева // Общество.
Среда. Развитие (TerraHumana). – 2016. – № 4. – С. 124–127. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-tvorcheskoe-razvitie-doshkolnikov-idei-podhody
(дата обращения: 08.12.2022).

43.          
Радынова, О. П. Развитие творчества дошкольников
в музыкальной игре-сказке / О. П. Радынова // Сборник докладов по
результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности:
методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию
Л. С. Выготского, Москва, 15–16 ноября 2016 года / под ред.
Т. Н. Сахаровой. – Москва, 2016. – Т. 1. – С. 433–438. –
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36919588_42342049.pdf (дата
обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

44.          
Резникова, З. П. Танцы для детей /
З. П. Резникова. – Москва : Советская Россия, 1968. – 119 с.

45.          
Русские пляски для детей : методическое
пособие / сост. В. В. Окунева. – Москва : Изд-во Академии
педагогических наук РСФСР, 1953. – 160 с.

46.          
Танцуют дети : сборник / сост.
М. Ф. Попова. – Москва : Советская Россия, 1989. – 64 с.

47.          
Фирилева, Ж. Е. Танцы и игры под музыку
для детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для вузов /
Ж. Е. Фирилёва, А. И. Рябчиков, О. В. Загрядская.
– Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 157 с.

48.          
Чернобровкина, В. Ю. Методика
организации учебного процесса в младших классах обучения в учреждениях
дополнительного образования в области хореографического искусства /
В. Ю. Чернобровкина, О. В. Казадаева // Воспитание и
обучение: теория, методика и практика : сборник материалов VI Международной
научно-практической конференции, Чебоксары, 20 марта 2016 года. – Чебоксары,
2016. – Т. 1. – С. 257–262. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25824738_72294900.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

49.          
Шабалина,
Э. И. Коммуникативные танцы и игры в социально-
личностном
развитии дошкольника в рамках ФГОС / Э. И. Шабалина // Наука и
образование : Новое время. – 2015. – № 2. – С. 369–371. – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23894174_36296822.pdf (дата обращения:
07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

50.          
Шарова, Н. И. Детский танец : учебное
пособие / Н. И. Шарова. – Санкт-Петербург : Лань, 2011. – 63 с.

 

 

×
×