Автор: Ситникова Марина Алексеевна
Анализ современного ассортимента и фармацевтического рынка иммунобиологических препаратов
В последние десятилетие на мировом рынке наблюдается усиленный рост производства и потребления фармацевтических товаров. С каждым годом во всех странах обновляется ассортимент лекарственных средств, а также появляются новые более эффективные лекарственные средства. В связи с этим снимаются с производства устаревшие и бесполезные лекарственные средства.
Анализ ассортимента необходим для определения потребностей в медицинских и фармацевтических товарах и объективной оценки работы аптечного или лечебно – профилактического учреждения здравоохранения.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается увеличение числа инфекционных и аллергических заболеваний. В последнее время отмечено повышение удельного веса дисбактериозов, что связано с рядом факторов: ухудшение экологической и социальной обстановки, неконтролируемое использование в медицине, ветеринарии и сельском хозяйстве антибиотиков, химиотерапевтических препаратов, удобрений, инсектицидов, гормонов и др., снижение качества питьевой воды и продуктов питания.
Дисбактериоз – это состояние, при котором в результате чрезмерного размножения бактерий в просвете тонкого кишечника, происходят нарушения пищеварения и всасывания. Многие заболевания и патологически состояния человека сопровождаются нарушениями нормального микробиоценоза кишечника. Для коррекции дисбактериоза применяют препараты микробиологического происхождения, регулирующие баланс микрофлоры в кишечнике.
В настоящее время в числе высокоэффективных лечебно-
профилактических медикаментозных средств специалистами
рассматриваются эубиотики (пробиотики) – препараты из живых безвредных для организма человека и теплокровных животных активных бактерий антагонистов, подавляющих рост и размножение патогенных и условно патогенных микроорганизмов, вызывающих острые кишечные заболевания и токсикоинфекции. Эубиотики, в отличие от антибиотиков и химиопрепаратов, не оказывают негативного влияния на представителей нормы микрофлоры желудочно – кишечного тракта, наоборот, при дисбиотических изменениях способствуют ее качественному и количественному восстановлению до нормальных значений.Любые живые или убитые микроорганизмы, их структурные компоненты, метаболиты, а также вещества другого происхождения, оказывающие позитивное влияние на функционирование микрофлоры хозяина, способствующие лучшей адаптации его к окружающей среде в конкретной экологической нише, могут рассматриваться как пробиотики.
Эубиотики следует отнести к стабилизированным культурам микроорганизмов и продуктам их взаимодействия, обладающие свойством оптимизировать кишечные микробиоценозы, подавлять рост и развитие патогенной и условно-патогенной микрофлоры, повышать обменные процессы и защитные реакции организма, активизировать клеточный иммунитет.
Эубиотики классифицируются в зависимости от состава действующих компонентов на пробиотики, пребиотики и синбиотики. Все препараты пробиотиков содержат в своем составе живые микроорганизмы, а в составе пребиотиков живые микроорганизмы отсутствуют. Синбиотики составляют рациональные комбинации и пробиотиков, и пребиотиков. Еще выделяют пробиотические комплексы, которые представляют собой рациональные комбинации пробиотиков, пребиотиков и средств из других фармакологических групп.
Каждый товар живет на рынке определенное время. Через некоторое время он вытесняется другим, более совершенным. Жизненный цикл товара – это время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли по времени и состоит из следующих стадий: начало продаж, рост, зрелость и спад.
Формула кривой жизненного цикла остается более или менее одинаковой для большинства товаров. Важно уловить стадию насыщения и спада товара, так как держать на рынке исчерпавший себя товар убыточно и вредно.
Существуют понятия точки эластичности спроса по цене товара, а также точка безубыточности товара. Эластичность показывает темп прироста объема продаж в натуральном выражении при снижении цены. Величина «е»показывает, на сколько процентов увеличивается спрос при снижении цены на один процент на участке кривой спроса от точки 2 до точки 1 или в предельном случае – в любой точке непрерывной гладкой кривой спроса.
Точка безубыточности товара определяется как объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Данный показатель точки безубыточности позволяет определить, сколько продукции надо реализовать, какой объем работ выполнить, или услуг оказать, чтобы прибыль была бы равна нолю. Использование модели точки безубыточности используется в управленческих решениях и позволяет дать общую характеристику финансового состояния предприятия, оценить уровень критического производства и продаж для разработки комплекса мер по увеличению финансовой прочности.
Актуальность профилактики и лечения инфекционных заболеваний являются приоритетной задачей общенационального значения. Решение этой задачи возможно путем реализации комплекса соответствующих противоэпидемических, санитарно – гигиенических и других мероприятий, включая разработку, организацию серийного производства и внедрение в медицинскую практику новых медикаментозных средств для предупреждения и терапии инфекционных заболеваний и дисбактериозов. Препараты в основном производятся с целью профилактики ряда сопутствующих заболеваний, которые сопровождаются дисбактериозом в комплексной терапии. Новые препараты должны соответствовать современному мировому уровню по эффективности, срокам хранения и ассортименту выпускаемых лекарственных форм.