Автор: Игнатьева Светлана Андреевна
В рамках функционирующего образовательного учреждения потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием детского сада через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности.
Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности. Коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях организации образовательного процесса в детском саду обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят:
— в обеспечении обратной связи с реальной педагогической практикой;
— в адресности и оперативности;
— в возможности освоения универсальных способов деятельности посредством соединения в систему научно-методической, методической, педагогической и управленческой деятельности;
— в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей с социальными в совместной деятельности;
— в создании условий для развития деятельности отдельных педагогов, педагогического коллектива.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально — педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.
К комплексу необходимых педагогических условий относятся:
— отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания
— дошкольного образования;
— проектирование продуктивных форм методической работы,
— активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной
— компетенции.
В настоящее время существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций.
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:
— иметь практико-ориентированный характер;
— интегрировать повышение квалификации и внедрение
— результатов научных исследований и инновационного
— педагогического опыта;
— обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход,
— учитывающий возможности педагогов и их профессиональные
— интересы;
— способствовать активному освоению знаний и закреплению
— профессиональных умений;
— оценивать результативность повышения квалификации и
— своевременно вносить коррективы в этот процесс;
— обеспечивать системный и комплексный подход к повышению
— профессионального мастерства педагогов
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д.
Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе «Организация режима пребывания детей в ДОУ» обязательной части дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей. Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре.
Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:
■ утренняя гимнастика;
■ занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
■ физкультурные минутки;
■ подвижные игры;
■ спортивные упражнения;
■ ритмическая гимнастика; я занятия на тренажерах;
■ плавание и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно — оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Наиболее успешное решение данных задач, и освоение дошкольником заданных ФГОС ДО целевых ориентиров возможно при объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, а так же и при условии тесного взаимодействия инструктора по физкультуре и музыкального руководителя.
Исходя из этого, необходимо организовать построение единой образовательной политики в двигательном развитии детей при взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по параметрам:
· инструктор по физической культуре (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
· музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).
Дальнейшее планирование работы должно строится в логике музыкально-ритмической и двигательной деятельности, построения образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его физического развития и музыкально-ритмического.
Работу по совершенствованию развития двигательной сферы детей инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель должны организовывать так, чтобы и музыкальный руководитель, и инструктор по физкультуре для решения стоящих перед ними задач могли использовать потенциальные возможности программного обеспечения друг друга, усиливая тем самым воздействие на формируемые у воспитанника функции, двигательные умения, навыки или процессы.
Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется работой инструктора по физической культуре со всеми специалистами и воспитателями дошкольного учреждения. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями.
Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации.
Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, организации досугов, мастер-классов.
Специалисты и воспитатели дошкольного учреждения в одинаковой мере:
— знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты);
— проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;
— знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;
— формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);
— используют средства физической культуры для воспитания нравственных
(морально – волевых) качеств у воспитанников;
— контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;
— используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;
— осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;
— обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;
— оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;
— планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);
— информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.