Аудирование как эффективный метод развития навыков говорения

Автор: Галимова Зиля Салимовна

Аудирование как эффективный метод развития навыков говорения

Аннотация: Язык считается средством общения в двух формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо), при этом аудирование –  самая актуальная тема в современной методике обучения иностранному языку. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в процессе слушания разво­рачиваются аналитические и синтетические операции, продук­том которых считается умозаключение. Говорение и аудирование представляют собой две взаимосвязанные стороны устной речи.  Аудирование как эффективный метод развития навыков говорения способствует возможности овладеть звуковой стороной изучаемой языковой конструкции, ее фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.  Методики обучения аудированию на иностранном основаны на учете психических этапов восприятия и по­нимания звучащей речи, на усвоении ее лексической стороны и грамматической структуры.

Ключевые слова: аудирование, говорение, метод развития навыков, память, распознавание информации, прослушивание, степень понимания, иностранный язык.

Для эффективного изучения языка необходимо придерживаться следующего порядка: аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. При этом, аудирование и говорение происходят практически одновременно и тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение способствует воспринимать текстовой материал на слух  [4].

Говорение  – это продуктивный вид речевой деятельности и воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Именно с говорением связаны проблемы в обучении иностранного языка , поскольку этот навык совершенствуется медленнее остальных.   

Аудирование – это внутренне активная форма речевой дея­тельности. Аудирование считается сложной речевой деятельностью, на каждом из этапов которой слушатель может столкнуться с определенными трудностя­ми. Активный характер аудирования определен тем, что в его основании лежат процессы моделирования речи: распознавание информации и интроспекции –подведения итога об услышанном, что может дополняться проговариванием текста вслух за диктором или одновременно, хором или индивидуально. Все это дает возможность поработать над интонационными, стилистическими или грамматическими особенностями речи [2].

Задача учителя – использовать аудирование для создания коммуникативной мотивации, которая побуждает к говорению. Основные требования к  аудированию включают:

1.       Мотивация к аудированию – слушатель должен сознательно поддерживать внимание.  

2. Ориентирование в коммуникативной или проблемной ситуации.

3. Наличие ин­струкции перед прослушиванием текста.

4. Учет возрастных и образовательных возможностей учеников. 

5. Многократное предъявление текста для аудирования.  

Успешное овладение речевой деятельностью, а именно слушанием и говорением, зависит от языковых навыков, вырабатываемых в ходе многократных повторов, которые доведены до автоматизма употреблением основных речевых образцов.

К настоящему моменту отечественными и зарубежными методистами накоплен огромный опыт обучения аудированию, способствующему развитию навыков говорения. Существуют определенные эффективные методические приемы развития и совершенствования навыков аудирования как эффективный метод развития навыков говорения.

Учителям  следует обучить учащихся быстро отбирать языковые средства при коммуникационном взаимодецствии, составлять микро- и макросообщения, то есть монологические высказывания, вести диалог, беседу, уметь работать в ситуациях. Аудирование переключают учащихся на живой язык, вызывают у них повышенный интерес и работа над произношением идет легче.

Следует привести пример урока: От аудирования к говорению по теме «Holiday and Travel». На уроке применяются интересные нестандартные приемы, развивающие навыки аудирования и говорения. На данном уроке соблюдается принцип от простого к сложному, от примера к заданию, представлено много заданий, осуществление которых зависит от уровня подготовленности учеников и от скорости групповой работы. 

Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание служит основой для говорения, а  качество понимания прослушанного материала контролируется путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или его пересказом. Отсюда, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух. Для развития устной иноязычной речи  через аудиотексты необходимо осуществлять дискуссии в качестве методического приема активизации речемыслительной деятельности.  Работа с аудиотекстом обязана содержать   просодический анализ, повторение вслух за диктором, детальное воспроизведение содержания, литературный перевод на слух, воспроизведение содержания аудиотекста в диалоге, в группе по цепочке, составление вопросов к аудиотексту и обсуждение содержания в вопросно-ответном формате и пр. Упражнения с аудиотекстом для развития навыков говорения можно разделить на предтекстовые упражнения, упражнения, выполняемые во время прослушивания и упражнения, выполняемые после прослушивания [1].

При игнорировании аудирования для развития навыков говорения могут возникнуть следующие:

1)  неумение всегда адекватно и аутентично осуществлять коммуникативно-функциональный репертуар;

2)  неуверенность в выборе языковых средств и в правильности оформления собственных высказываний;

3)  прямой перенос лексических и грамматических структур из родного языка в иностранный язык;

4)  рассогласование реальных намерений говорящего и его коммуникативной продукции;

5)  доминирование штампов и однообразных фраз в речевой конструкции.

На основании этого аудирование  должно составлять  основу общения, поскольку овладение им позволит  понять и адекватно реагировать на сказанное, правильно изложить ответ оппоненту и развить диалогическую речь. 

О наличии взаимосвязи аудирования и говорения свидетельствует множество методических моделей, систем упражнений, заданий и приемов. Учителям и методистам следует постоянно создавать новые и адаптировать существующие модели работы по аудированию как эффективному методу развития навыков говорения [3].

Таким образом, говорение, аудирование, чтение и письмо представляют основание для овладения, как родным, так и  иностранным языком.  Аудирование  – это рецептивный вид речевой деятельности, а говорение – продуктивный, но оба они – устные, и тесно взаимосвязаны между собой. Для эффективного изучения иностранного языка, сначала необходимо заниматься аудированием, повторять  услышанное и тренировать говорение. Аудирование как понимание воспринимаемой на слух речи подразумевает под собой основу общения, с которой  начинается овладение коммуникационным механизмом.

 

Список литературы

1.    Аудирование, говорение, чтение и письмо: что важнее и как тренировать. – https://lingua-airlines.ru/articles/audirovanie-govorenie-chtenie-i-pismo-chto-vazh nee-i-kak-trenirovat/?ysclid=lozmio0z3l989706601.

2.    Железнова Е.Г. Аудирование как один из способов обучения английскому языку // Научный вестник. – 2018. – №4. – С.118 – 119.

3.    Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов / О. И. Трубицина [и др.]; под редакцией О. И. Трубициной. – М.: Юрайт, 2023. –  384 с. 

×
×