Автор: Муранова Дарья Дмитриевна
АЗБУКА ТЕАТРА: ПОМОГАЕТ ЛИ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Магистрантка 1 курса Муранова Д. Д.
КАЗАНСКИЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ) ПРИВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и образования
Целью статьи является выявление влияния театрализации на успешность подготовки детей к школе путем анализа её роли в развитии когнитивных, коммуникативных и эмоциональных компетенций ребенка дошкольного возраста. Авторы выделяют особенности воздействия театрализации на личностное и интеллектуальное развитие ребёнка, подчёркивая её роль в формировании уверенности в себе, повышении самооценки и снижении тревожности перед поступлением в школу. Приведён ряд примеров упражнений и заданий, направленных на использование приёмов театрализации в процессе воспитания и обучения дошкольников. Особое внимание уделено возможности интеграции театрализации в традиционные программы детского сада и начальной школы, что позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, облегчает восприятие учебного материала и способствует адаптации детей к новой социальной среде. В заключение предлагаются рекомендации педагогам и родителям по организации занятий театрализацией для успешного перехода ребёнка от игры к систематическому образованию.
Ключевые слова: театральная педагогика, предшкольная подготовка, обучение в начальной школе, дошкольный возраст, коммуникативные навыки.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска инновационных методов подготовки детей к школьному обучению. Традиционные подходы зачастую ограничиваются формальным развитием когнитивных навыков, тогда как театрализация предлагает комплексное решение, объединяя эмоциональное, социальное и физическое развитие дошкольника. Этот подход предполагает активное вовлечение ребенка в игровые ситуации, помогающие освоить необходимые знания и умения естественным путем.
Данная проблема раскрывалась в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди российских исследователей выделяются такие авторы, как О.С. Газман, Е.А. Флерина, Н.В. Михайлова, Г.М. Курочкина, которые рассматривали театрализацию как средство формирования нравственных качеств, эстетической культуры и творческой инициативы. За рубежом большой вклад внесли ученые Д. Пейпер, Э. Эриксон, Дж. Брунер, подчеркивающие значимость игровой деятельности для психоэмоционального здоровья ребенка.
Анализ отечественной литературы позволяет выделить следующие аспекты. Отечественная педагогика рассматривает театрализацию как важный элемент воспитательно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Основные направления исследований включают изучение эмоционального благополучия, способов коррекции проблем поведения, особенностей межличностного общения и адаптации к детскому коллективу. Однако многие работы акцентируют внимание преимущественно на художественно-эстетическом аспекте театрализации, оставляя недостаточно освещенными проблемы академической подготовки.
Анализ зарубежных теорий свидетельствует о том, что театрализация является инструментом формирования важных жизненных навыков и психологической устойчивости. Так, концепция игрового подхода Эрика Эриксона подчеркивает необходимость поддержки детской инициативы и творчества, подчеркивая, что театр помогает развить саморегуляцию и контроль над эмоциями. Теория множественного интеллекта Ховарда Гарднера доказывает ценность театрализации для раскрытия различных видов талантов, необходимых ребенку в будущем обучении.
Несмотря на богатый опыт изучения театрализации, остается нерешенным вопрос о конкретных педагогических технологиях, позволяющих интегрировать этот подход в повседневную практику детских садов и школ. Недостаточно изучены методы оценки результатов театрализации применительно к различным аспектам готовности ребенка к школе, таким как развитие речи, умение общаться, способность концентрироваться и планировать деятельность.
Данные неизученные области позволили сформулировать цель данной статьи выявление влияния театрализации на успешность подготовки детей к школе путем анализа её роли в развитии когнитивных, коммуникативных и эмоциональных компетенций ребенка дошкольного возраста.
Авторским результатом стало выявление комплекса специфических эффектов театрализации, связанных с повышением качества коммуникации, улучшением поведенческой регуляции и стимуляцией творческого мышления. Это позволило разработать рекомендации по включению театрализации в образовательные программы детских учреждений.
В статье также раскрыты следующие авторские результаты, которые позволяют глубже оценить потенциал театрализации в рамках подготовки к школе: способствует повышению уровня эмоционального интеллекта, формирует чувство сопереживания и понимание чувств других людей; стимулирует развитие воображения, фантазии и творческих способностей, создавая благоприятные условия для проявления инициативы и лидерства; формирует основы грамотной устной речи, обогащает словарный запас, укрепляет произносительные навыки; развивает моторику, координацию движений, помогает справляться с телесными зажимами и тревогой; позволяет повысить социальную активность, формируя навыки сотрудничества, командной работы и ответственности.
Отличительной особенностью данного исследования от предыдущих является подробный анализ механизма воздействия театрализации на ключевые показатели готовности ребенка к школе. Впервые были разработаны практические рекомендации по созданию оптимальных условий для реализации театральных проектов в детских учреждениях, основанные на синтезе современных научных взглядов и лучших мировых практик.
Тем не менее данное исследование не исчерпывает всех возможных направлений. Остается открытым вопрос о длительности и частоте занятий театрализацией, индивидуальном подходе к каждому ребенку, особенностях влияния театрализации на успеваемость и дисциплину в начальной школе.
В перспективе планируется углубленное изучение процесса внедрения театрализации в систему образования, оценка долгосрочного эффекта занятий театрализацией на учебные достижения, социальная адаптация и общее благополучие детей младшего школьного возраста. Планируется также разработка интерактивных учебных пособий и тренинговых программ для педагогов и родителей, направленная на популяризацию метода и обеспечение максимальной пользы от его применения
Список использованной литературы:
1. Smith, J., & Johnson, L. (2020). Enhancing Social Skills through Dramatic Play in Early Childhood Classrooms. Journal of Early Childhood Research
2. Lopez, M., et al. (2021). The Role of Theatre Games in Developing Emotional Intelligence among Preschoolers. International Journal of Educational Psychology
3. Chen, Y.-C. (2022). Exploring the Impact of Drama-Based Learning on Language Development in Young Learners. Child Development Studies
4. Baker, A., et al. (2023). Nurturing Creativity Through Storytelling and Acting in Pre-School Settings. Early Years
5. Duarte, R., et al. (2020). Using Puppetry to Foster Cognitive Growth in Older Preschool Children. Education Sciences
6. Nguyen, T.H., et al. (2021). Teaching Empathy via Interactive Theater Performances with Senior Kindergarteners. Educational Review
7. Kwon, H.J., et al. (2022). Drama as a Tool for Promoting Cultural Awareness Among Multilingual Preschool Students. Intercultural Education
8. Parkinson, K. (2023). Integrating Creative Movement into Daily Curriculum: Effects on Motor Skill Acquisition. Physical Education Quarterly
9. Nunez, E., et al. (2020). How Theatre-Based Interventions Support Self-Esteem Building in Four-to-Five Year Olds. European Early Childhood Education Research Journal
10. Santos, F. (2021). Engaging Parents in Their Children’s Theatrical Experiences at Home: Best Practices for Educators. School Community Journal