Беседы по развитию речи

Автор: Норкина Дарья Алексеевна

Беседы для развития речи детей среднего возраста.  

  1. “Зачем нужно правильно говорить?” 

Цель: помочь понять детям, для чего нужно правильно и красиво говорить. 

Ход беседы: 

  • Ребята, мы с вами читаем очень много книжек, слушаем сказки и песни. Как вы думаете, для чего это нам нужно? 

Ответы детей, обсуждение. 

  • Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательный тон речи — показатели культуры человека. Иногда детям может не хватать слов, которые они знают. Давайте проверим? 

Воспитатель показывает яркую лисичку, дети описывают её.  

  • Молодцы ребята. А теперь послушайте, как ещё можно описать нашу лисичку. Мех у неё блестящий, разных цветов: светло-желтый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой — пушистая белая пелеринка.  

Воспитатель задает вопрос детям, поняли ли они, зачем нужно красиво говорить, подводя к следующему итогу: правильная и красивая речь — залог доброжелательных отношений, социализации и понятной беседы.  

  1. “Дидактическая игра — что это и зачем она нужна?” 

Цель: воспитывать бережное отношение к дидактическим играм, развивать к ним интерес, побуждать играть самостоятельно. 

Ход беседы: 

Воспитатель объясняет детям, что дидактические игры, это игры настольные, словесные и так далее, то есть те, в которые дети играют каждый день.  

  • Ребята, как вы думаете, кто создаёт наши игры и зачем? 

Ответы детей, обсуждение. 

Наши игры создают специально для того, чтобы мы с вами могли развиваться, общаться во время игры, узнавать много нового, верно? 

Ответы детей, обсуждение.  

Воспитатель объясняет детям преимущества дидактических игр: 

Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют умственные процессы и доставляют эмоциональную радость. 

В игре ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. 

Дидактические игры способствуют совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. 

Игры вызывают положительный эмоциональный подъём, хорошее самочувствие, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру рук. 

  1. “Я сам”. 

Цель: способствовать развитию чувства самостоятельности. 

Ход беседы: 

  • Сегодня мы с вами отправимся в страну Самостоятельности. Но сначала я хочу у вас спросить, а вы готовы стать взрослыми и самостоятельными?  

Ответы детей.  

  • Ребята, встаньте в круг, возьмитесь крепко за руки, закройте глаза и представьте, как мы летимвысоко в небе над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся всё выше и выше. Вот уже мчимся над облаками. Старайтесь поддерживать своих друзей.Вот и приземлился наш ковёр-самолёт в Стране Самостоятельности. Откройте глазки. 

Посмотрите — мы попали в Страну Самостоятельности!Путь нам предстоит не всегда лёгкий, но мы обязательно пройдём его до конца и преодолеем все горы. 

Ребята, чтобы преодолеть эту гору, необходимо рассказать, что Вы умете хорошо делать. Давайте все встанем в круг, каждый по очереди будет выходить в центр круга и говорить: «Я умею хорошо…» 
Если кто-то из ребят тоже хорошо умеют это делать, он встаёт рядом с говорящим и произносит: «Я тоже». Если никто в группе не умеет делать того, что сказано, все аплодируют и хором говорят: «Как здорово!» 

Ребята, Вы справились с заданием. Скажите, легко или трудно Вам было его исполнять?   

Ответы детей. 

Наш путь лежит дальше, чтобы преодолеть эту гору необходимо сесть в круг и обсудить правила, которые помогают нам быть умными, добрыми, самостоятельными, хорошо учиться, чтобы всё получалось. 

Как Вы думаете, что такое правила?(Правила это то, что правильно и их нужно соблюдать) 

— А зачем людям нужны правила?(ответы детей) 

— Да, правила это то, что правильно и нужно выполнять. Можно добиться успеха в любом деле. 

— А какие правила Вы знаете?(ответы детей) 

— А хотели бы Вы придумать свои правила, которые помогут нам быть добрыми и заботливыми, внимательными? (ответы детей) 

Воспитатель обсуждает с детьми их ответы и подводит итог: чтобы стать взрослым и самостоятельным, необходимо соблюдать некоторые правила, как в обществе (друг с другом, со взрослыми), так и во время игры, не бояться задавать вопросы, если что-то непонятно и приглашать друзей на помощь.  

 

 

×
×