Автор: Курмалеева Наиля Исхаковна
План – конспект
Тема мастер-класса: «Блюда национальной кухни»
Ф.И.О. учителя: Курмалеева Наиля Исхаковна
Дата проведения: 15 декабря 2022 года
Время проведения: 9 часов 10 минут
Место проведения: МОУСОШ № 9 имени Кирилла и Мефодия города Каменка Пензенской области/run/media/user/0012-D687/МАСТЕР-КЛАСС общеобразовательное учреждение.docx
Продолжительность мастер класса: 40 минут.
Литература:
Долникова В., Хечуашвили А. Татарская кухня. Будни и праздники. М.:Изд. Эксмо-Пресс. — 2002. – 320 с.
Исламов Ф.Ф. История и культура родного края: учебное пособие для основной школы / Исламов Ф.Ф. – Казань: Магариф. – 1994. – 191с.
Павлова О.В. Технология. 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебникам В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 153 с.
Семенова С. В. Татарская кухня / С. В. Семенова — М.: РИПОЛ классик. — 2013. — 32 с.
Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана и татарского народа. учебное пособие для общеобразовательных организаций / И.А. Гилязов, В. И. Пискарев. – Казань: Татар. дет. изд-во. – 2018. – 96 с.
Цель: повысить интерес педагогов к изучению на уроках технологии приготовления блюд национальной татарской кухни.
Задачи:
ознакомить с национальной татарской кухней;
изучить технологию приготовления блюд татарской кухни;
показать, как можно создать условия на уроках технологии:
а) для развития у обучающихся способности оценивать, анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
б) для воспитания уважения к традициям народов Пензенской области, эстетического вкуса;
в) для расширения кругозора и обогащения дополнительными знаниями учащихся;
г) способствовать приобретению практического опыта при приготовлении блюд из теста через овладение обучающимися навыками и умениями правильно и качественно выполнять приёмы и способы приготовления изделий из дрожжевого теста.
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Научатся работать в группе, работать с опорой на технологическую карту.
Оценивать результаты своей деятельности.
Осознавать свое эмоциональное состояние от выполненной работы. Регулятивные: определить и формулировать цель деятельности на мастер-классе с помощью учителя, работать по предложенному плану, оценивать правильность выполнения.
Познавательные: Ознакомить обучающихся с технологией приготовления блюд из дрожжевого теста.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Оборудование: сковорода, ножи, разделочные доски, скалки, лопатка, венчик, столовая посуда, столовые приборы миска.
Раздаточный материал: рецепты блюд, фартуки, косынки, нарукавники.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, музыкальный центр, флешка.
Вводная часть (5 минут)
А) Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать сегодня в нашей школе. Меня зовут Курмалеева Наиля Исхаковна.
Б) Сообщение темы
Сегодня я хочу показать вам мастер-класс на тему: «Блюда национальной кухни», которая на мой взгляд на сегодняшний день очень актуальна.
В) Актуализация и мотивация темы мастер-класса
Мы живем в Пензенской области, в многонациональном субъекте нашей страны, в котором проживают более 190 народов. Все народности живут дружно: вместе трудятся и вместе отдыхают, приглашают друг друга отметить национальные праздники, поэтому многие традиции становятся общими. Одной из многочисленных народностей в Пензенской области являются татары-нация, обладающая динамичным темпераментом. Если обратиться к истории развития увидим, что традиции татар имеют свои уникальные особенности и уходят корнями за много тысяч лет до нашей эры, являясь частью всемирного наследия. Традиции татарского народа складывались из накопленного житейского опыта, мудрости, тяге к прекрасному и широкой души многих поколений. К главными традициями татар можно отнести трудолюбие, семейственность, взаимопомощь , чистоплотность, дружелюбие, умеренность во всем и конечно, гостеприимство. В традиционных татарских семьях девочек до сих пор с раннего возраста учат вести хозяйство, обучают к приготовлению национальных блюд.
Я являюсь представителем татарского народа, который имеет богатую национальную культуру. В моей семье чтят традиции. Все праздники мы отмечаем за одним дружным столом. Всем известны праздники «Ураза-Байрам», «Курбан-Байрам», «Сабантуй», на которые приглашают всех жителей Пензенской области.
Конечно, не один праздник не проходит без традиционных угощений. Татарская кухня всегда славилась оригинальностью приготовления блюд, их вкусовыми качествами и оформлением.
Практическая часть (30 минут)
А) Мотивация деятельности
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из главных блюд, которое обязательно должно быть на праздничном столе и предложить вашему вниманию технологию приготовления самого главного угощения праздничного стола »Перемячей».
Перемяч – это запечённый в масле или печёный пирожок из пресного или дрожжевого теста с начинкой, круглой формы, с отверстием с одной стороны.
Их часто путают с «Балиш» — это татарские пироги со сладкой начинкой. Поэтому, следуя этой мудрой мысли предлагаю перейти в кабинет кулинарии.
Чтобы выпечка всегда получалась отменной к тесту надо подходить с хорошим настроением, с душой. Мы дома за столом поем, в народных песнях раскрывается душа, ненавязчиво, через сердца, проходят слова, в которых воспевается любовь и уважение к родителям, к труду, к природе, передаются сакральные знания. Чтобы и сегодня не отходить от традиций, я предлагаю мастер-класс сопроводить в записи народными песнями.
Б) Инструктаж по ТБ
Прежде чем приступить к приготовлению блюда, я предлагаю Вам пройти инструктаж по технике безопасности.
Перед началом работы:
Надеть спецодежду (косынку, фартук, нарукавники)
Волосы убрать под косынку
Вымыть руки с мылом
Проверить исправность кухонного инвентаря
Во время работы:
На сковороду с горячим жиром продукты нужно класть аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир
Осторожно пользоваться ножом
Горячую сковородку ставить и снимать с плиты прихваткой
По окончании работы:
Выключить электроплиту
Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь
Снять спецодежду, выключить плиту и тщательно вымыть руки с мылом
В) Замес теста
Традиционно у татар на столе присутствует большое количество выпечки. Главное место у них занимает тесто. Чаще всего используется дрожжевое. Именно из него получается воздушная и мягкая выпечка. Дрожжевое тесто используется для приготовления пирогов и перемячей. Особенности татарской кухни – сочетание теста и мяса. Они в основном из конины, но используется говядина и баранина. И чтобы их сделать, у женщины тратиться немного времени. Татарские женщины не придерживаются рецепта и измеряют той посудой, которая используется в быту. Так как приготовление теста требует времени, я одно тесто приготовила дома заранее, но следуя мудрости »Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь…»
Начнём. У каждой хозяйки свой рецепт теста, у меня свой. У меня их 2 вида. Одно – дрожжевое, 2 – пресное, на кефире или молоке. Кроме мясных перемячей, популярна также начинка из творога.
Тесто:
500 мл молока
Пол чашки кипячёной тёплой воды
5 столовых ложек масла
2 яйца
1/4 пачки дрожжей
1 столовая ложка сахара без горки
1 чайная ложка соли
Начинка:
Фарш (у меня конина)
Лук (брала 1/3 от общего объёма фарша)
Соль, перец по вкусу
Холодная вода
Для жарки необходимо растительное масло без запаха (можно использовать также конский жир).
Сегодня, вашему вниманию я предлагаю вариант быстрого приготовления теста.
Молоко подогреваю. В тёплую воду кладу дрожжи с сахаром, перемешиваю.
В отдельной чашке взбиваю яйца, добавляю соль, перемешиваю. Всё соединяю. Добавляю растительное масло. Перемешиваю. Муку я уже просеяла в отдельную миску и 1 стакан отложила. Месим тесто. Долго и сильно не месить! Если от руки отлипает — замечательно. Если сильно прилипает, очень понемногу добавим муку. Готовое тесто ставлю в миску и укрываю полотенцем, ставлю в тёплое место. У меня тесто поднималось час, в 2 раза.
Пока тесто поднимается я готовлю фарш: фарш у меня из конины. Начинка получиться очень сочной, если в неё добавить достаточно количество лука, я пропускаю через мясорубку, а можно мелко порезать. Делаю 2/3 мяса и 1/3 лука, соль, перец. Добавляю в фарш холодную воду, чтобы получился жидковатым. Для чего это надо. Во-первых, для сочности начинки. Во-вторых, чтобы мясо успело дойти до готовности.
После подъёма тесто обмять. И если оно всё жидковато – добавить понемногу муки. Но не переборщить! Я просто насыпала муки на разделочную доску и немного подмесила в ней тесто. Затем отрезаю кусочек теста, раскатываю в» колбаску и режу на части, разделываю на небольшие шарики, не толще чем 4мм. Когда начала лепить перемячи, включаю конфорку с поставленной на неё сковородкой , с толстым дном. Каждую часть обваливаю в муке и разминаю в кружочек скалкой. В центр выкладываю фарш (приблизительно 1 столовую ложку), защипываю края. В центре оставляю небольшое отверстие, и немного придавливаю перемяч, чтобы начинка равномерным слоем распределилась внутри, и был контакт теста с мясом. Разогреваю масло. Вытекло ( кол-во масло должно быть примерно столько, чтобы не доходило где-то до половины перемячи и выкладываю их отверстием вниз, таким образом когда их переворачиваю сок не вытекает наружу. Обжариваю с каждой стороны по 5 минут, закрываю крышку. Чтобы убрать лишний жир кладём их на бумажное полотенце. Ну, вот они румяные перемячи.
Перемячи внешне у нас получились отменными. Давайте подведём итог нашего мастер-класса. Для этого предлагаю взять готовое изделия (блюдо) и оценить его.
Подведение итогов (рефлексия).
Заключительная часть (5 минут)
Я очень рада видеть вас у нас в гостях. Сегодня мне хотелось поделиться с вами не только своим педагогическом мастерством, но и показать, что даже на уроках технологии можно воспитывать у учащихся интерес и уважение к традициям народов Пензенской области, тем самым укрепляя дружбу и взаимопонимание. Хотелось бы, чтобы такие уроки были дополнительными кирпичиками в фундаменте нашего общего дома, который становится от этого только крепче.
Для меня очень важно ваше мнение. Давайте подведём итог.
Был ли полезен для вас, опытных учителей мой мастер-класс? Очень рада буду как замечаниям ,так и пожеланиям.
Огромное всем спасибо за внимание. Давайте теперь дегустировать (чаепитие).