Автор: Буценко Елена Васильевна
Разработка и применение практических заданий в процессе проведения учебной практики «Разработка баз данных»
Буценко Е.В.,
Преподаватель ГБПОУ СКС, г. Ставрополь
bev_stavscc@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности разработки практических заданий для учебной практики.
Приоритет развития страны на ближайшее время определен созданием инновационной экономики, экономики знаний и технологий. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, инициативные, эрудированные, мотивированные на достижение высоких результатов.
Поэтому резко возрастает потребность в практикоориентированных работниках, сочетающих достаточно фундаментальную теоретическую подготовку с умениями и навыками, направленными на сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных; проектирование баз данных на основе анализа предметной области, разработку объектов базы данных в соответствии с результатами анализа, реализацию базы данных в конкретной системе управления базами данных, администрирование и защиту базы данных.
Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести. Его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между обучающимися и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду. Стоит отметить, что конкурентная учебная среда организуется преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия соревновательного характера. Конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию конкурентоспособности. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов. Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, формировать профессиональные компетенций за счет выполнения реальных практических задач, проведение практической деятельности по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.
Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.
Содержание практико-ориентированного обучения при выполнении заданий учебной практики «Разработка баз данных» включает в себя: практические занятия, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами, учебная и производственная практика, предметная олимпиада, выполнение дипломных работ, участие студентов в движении WorldSkills, которое способствует собственной самореализации студентов в жизни.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
произошли изменения роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, который должен владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Происходят изменения и в методике работы — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Педагог выступает в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Там, где это возможно, в процессе обучения используются реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы реализации программы — это отсутствие современного оборудования, отсутствие производственной базы и современного программного обеспечения, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Перечисленные трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели.
Следовательно, основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.
При разработке программы учебной практики «Разработка баз данных» выбраны ориентиры и направления развития отрасли, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.
Актуальность разработки практических заданий заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, внедрение деятельностных форм и методов, помогающих студентам оценивать профессиональную значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практикоориентированном учебном процессе не только используется имеющийся у студентов жизненный опыт, но и формируется новый на основе вновь приобретаемых знаний. В современных условиях необходимо воспитание личности, способной не только использовать информационные технологии в будущей профессиональной деятельности, но и самостоятельно добывать новые знания, оперативно корректировать полученные знания в соответствии с требованиями времени. В связи с этим возникает необходимость разработать эффективные приемы и способы преподавания на базе применения новых образовательных технологий в рамках использования ИИ для обучения. Одна из особенностей учебной праоктики именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у студентов умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни.
На этапе проектирования происходит пошаговое планирование учебных занятий: выстраивается последовательность учебных активностей в соответствии с запланированными результатами, планируются формирующие оценочные мероприятия.
Языковые модели могут помочь преподавателю в проектировании занятий. Преподаватель определяет план занятия и его составные части, которые хотелось бы включить в занятие, прописывает инструкцию в чат. Практические задания дают хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности. Для формирования практико-ориентированных знаний студентов на занятиях используется метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует для студентов теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими обучающимися. Практические задания по учебной практике подбираются с учетом междисциплинарных связей и способностей каждого студента. Это позволяет развивать активную познавательную и творческую деятельность студентов. При выполнении заданий студенты используют знания, полученные при изучении дисциплины «Основы проектирования баз данных» и МДК 11.01. Технология разработки и защиты баз данных.
Таким образом, целью разработки практиориентированных заданий для обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств личности, знаний, умений и навыков, а также целенаправленное развитие их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практикоориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2021г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — 16 с.
2. Хромова И. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования. — СПб.: Свое издательство, 2023