Автор: Микаилова Анна Олеговна
Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Базовый учебник |
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях [Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, — Москва: «Просвещение», 2014 г. ] |
Тема урока |
Буквы З-С на конце приставок |
Тип урока |
Урок изучения и закрепления первичных новых знаний |
Цель урока |
Показать условия выбора согласной З и С на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; формировать навыки работы в коллективе. |
Планируемые результаты |
Предметные: знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием. Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Технологии |
Проблемно-диалогическая, элементы личностно-ориентированной, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, дифференцированного обучения. |
Формы работы |
Наблюдение над языком; эвристический метод; творческая; спортивная разминка; формы обучения – индивидуальная, парная, фронтальная.
|
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки |
Этап урока, цель, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
2 мин. |
Вступительное слово. — Здравствуйте, ребята! Покажите, какое у вас сегодня настроение? Поднимите карточку с цветом: синий – спокоен, готов к уроку; желтый – готов, но не уверен в своих знаниях; красный – не готов, меня что-то тревожит. — Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку, надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Открываем тетради, отступаем 2 строчки от предыдущей работы, записываем число и «классная работа».
Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, показывают карточки с цветом настроения. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе. |
Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, чувства |
2. Проверка домашнего задания. (упр.436) Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала (употребление приставок с единообразным написанием), проверить навыки практического применения, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.
7 мин. |
Проверка домашнего задания. Самостоятельная проверка (сверка с материалом на слайде) Фонетический разбор слова взять (Слайд 1) Морфологический разбор слова поведешься (Слайд 1). — Проверим, правильно ли вы вставили пропущенные буквы (комментированное чтение) — Оцените выполнение своего домашнего задания в тетрадях и поставьте на поле оценку карандашом. — Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. |
Самостоятельно сверяют написанное в тетрадях со слайдом. Комментируют вставленные орфограммы. 1. Уважение трудно заработать, но легко потерять. 2. Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить. 3. Ему дай яичко, да еще и облупленное. 4. За пирогом и чаем и мы не подкачаем. 5. Умей взять, умей и отдать. 6. С лодырем поведёшься – горя наберёшься. 7. Наскоро делать – переделывать.
|
Познавательные: понимают познавательную задачу. Личностные: самооценка своей работы. Коммуникативные: умение осуществлять коррекцию своей работы.
|
3.Актуализация знаний Цель: пробное учебное действие, воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей
4 мин.
|
Актуализация знаний – Давайте вспомним пройденный материал. На какие три группы делятся все приставки русского языка?(Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на з/с и приставки при-/пре). — Вспомните правило написания неизменяемых приставок. Приведите свои примеры. (Гласные и согласные в неизменяемых приставках пишутся одинаково (по традиции) — Вот как много мы с вами вспомнили. А теперь пора перейти к определению темы нашего сегодняшнего урока К нам в школу утром попала записка с просьбой о помощи, но она была частично повреждена водой, некоторые буквы размыло. Давайте попробуем восстановить текст (Слайд 2). Помогите, мы попали в чре..вычайное прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 42°57´северной широты, 61°25´западной долготы. Мы ра..положились на бли..лежащем острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамматика».
У нас есть возможность отправить текст СМС-сообщением в службу МЧС. Сможем ли грамотно напечатать это сообщение и достаточно ли у нас знаний о том, как пишутся слова с приставками, оканчивающимися на буквы З-С? (Нет)
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 3)
|
Отвечают на вопросы
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою собственную точку зрения. |
4. Изучение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора букв З и С на конце приставок
10 мин. |
Направляет и корректирует деятельность учащихся Какова цель нашего урока? – Спрогнозируйте цель урока. Изучить правило написания з-с на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило. Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим) 2. Работа в парах Понаблюдаем и исследуем На каждой парте лежат карточки с записанными в столбик словами. Карточка №1 Задание: Выделите в каждом слове приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. Затем выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается. — В каком столбике корень начинается со звонкой, а в каком – с глухой согласной? (В первом – со звонкой, а во втором – с глухой). Карточка №2 Задание: выделите приставки в словах. Подумайте, какой вид приставок в данных словах (изменяемые или неизменяемые)? В каких словах нет приставок ? Почему слова второго столбика начинаются с буквы з? Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки?(Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С).
— Проверим себя по учебнику |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамии самостоятельно) необходимые действия, операции |
5. Физкультминутка
2 мин. |
— Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Она тоже не совсем обычная. Я называю слова с приставками, а вы хлопаете в ладоши, если в приставке пишется буква З, если в приставке пишется буква С, то не хлопаете. Вознестись, бесценный, разгорячиться, измерить, разбитый, исследовать, бесцельный, измерить, взбираться, бесшумный. |
Выполняют упражнения
|
Регулятивные: саморегуляция; Личностные: настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе
|
6.Применения знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: закрепление условий правописания приставок на З-С
16 мин. |
Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.
1. Рассмотрите ещё раз орфограмму в учебнике. Обратите внимание на то, как она выделяется. А теперь я предлагаю вам использовать на практике полученные знания. Обратимся к упражнению 437 на странице 30. Прочитайте вслух задание. Авторы учебника предлагают вам образец рассуждения. Прочитайте его. Понятен ход рассуждения? Давайте вместе выполним это упражнение. «Первое слово безболезненный. В этом слове приставка БЕЗ- стоит перед буквой Б, которая обозначает звонкий согласный, поэтому на конце приставки пишется буква З». (Первые два слова комментирует и записывает учитель, затем дети по очереди выходят к доске и выделяют орфограммы). 2. «Не съешьте вторую букву!» От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму (слайд 4 ) Образец: Без заботы — беззаботный Без совести — Без края — Без цели — Без сердца — Без границы – 3. Контроль А теперь предлагаю поторопиться и отправить сообщение в МЧС о терпящем бедствие экипаже судна «Грамматика» .Вставим пропущенные буквы в сообщение для МЧС, выпишем в тетрадь слова с нашей орфограммой. Помогите, мы попали в чрезвычайное происшествие, не смогли избежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно разбилось в 42°57´северной широты, 61°25´западной долготы. Мы расположились на близлежащем острове, разбили лагерь и рассчитываем на помощь. Хотя женщины и дети испуганы, но не сдаются и проявляют чрезмерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамматика». — Надеюсь, теперь нашу записку в МЧС прочитают правильно, и люди, терпящие бедствие, будут спасены.
|
Знакомятся с заданием, слушают учителя.
Выполняют упражнение на доске и в тетради, графически выделяют орфограммы.
Строят рассуждение по образцу |
Познавательные: умение применять информацию для решения практических задач; умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; умение строить доказательства; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона коррекция; Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации; умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: самоопределение; развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха. |
7. Домашнее задание
2 мин. |
Даёт комментарий к выполнению задания. Я предлагаю вам на выбор два варианта домашнего задания. Вы должны выбрать только один вариант задания. 1. Составить словарный диктант из 20 слов с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок». 2. Упр. 438 (Слайд 6) |
Учащиеся выбирают одно задание для выполнения его дома |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
|
8. Рефлексия
3 мин. |
Рефлексия. – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? — Покажите карточку настроения. Синяя – материал усвоил, все понятно. Желтая – материал усвоил, но что-то осталось непонятным. Красная – ничего не понял. Выставление оценок. |
Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями и задачами |
Личностные: самооценка на основе успешности |