Буллинг в школе. Методы профилактической работы для классных руководителей

Автор: Вальская Татьяна Анатольевна

         Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах,

чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама

пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако

сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт

травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.

Травля способна исказить представление ребенка о себе, о других, о том, как устроен мир. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.

           Англоязычное слово «буллинг» (bullying) стало общепринятым для

обозначения школьной травли и представляет повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и

запугивание.

          Буллинг – это психологический террор с целью затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

          Травлей (буллингом) признаются следующие действия:

—         бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);

—        исключение из группы одного из учеников;

—        обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ;

—        умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;

—        публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;

—        распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);

—        кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);

—        любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли.

         Буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее он отличается следующими характеристиками:

— буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;

-физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора не сопоставимы по своему потенциалу;

— типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;

— в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою

позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают, в буллинге у жертвы нет какой-либо позиции и он не может предпринимать необходимые действия в свою защиту.

 

Любая проблема решается только тогда, когда есть тот, кто ее решает, кто

берет на себя ответственность. И эту ответственность должен взять на себя классный руководитель.

         Нужно дать детям понять, что вы знаете, что происходит и не намерены с этим мириться и обозначить травлю как болезнь группы: вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть.  А если группа использует грязные способы общения, она тоже может заболеть.  И название этой болезни- буллинг, травля.

         Решение дисциплинарных проблем, связанных с травлей, может занимать

много рабочего времени классного руководителя. Поэтому лучше

предупреждать эту проблему!

        Работа по профилактике буллинга предполагает применение специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих сплочению детского коллектива и, как следствие, улучшению качества поведения обучающихся.

 РЕКОМЕНДАЦИИ по предотвращению буллинга в школьных коллективах.

 1.       Беседы в классном коллективе

Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкий и продолжительный тематический классный час. Важно, чтобы беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый для галочки.

При систематической работе ученики будут понимать, что учитель и школа не потерпят на стороне бесконфликтного взаимодействия.

2.       Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Список правил вывешивается в классном уголке. Правила могут действовать в течение учебного года,  их необходимо соблюдать и подкреплять делами.

Положительный воспитательный характер несет подписание членами классного коллектива «Антибуллинговой  хартии», целью которой является принятие моральных правил поведения, прав и обязанностей участников образовательного процесса с целью предупреждения и недопущения школьной травли.

3.       Просмотр фильмов

После просмотра фильма с классом необходимо обсудить в классе тему буллинга. Обсуждение с детьми увиденного помогает повысить их уровень самосознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и дает необходимые пояснения.

С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух»

Голдинга или «Чучело» Железникова, с младшими школьниками -«Гадкого утенка».

4.   Эссе

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение «Мое отношения к буллингу» или «Буллинг: я это испытал на себе».  Эссе можно написать в классе или дать на дом (ученик сможет обсудить задание с родителями). Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в детских эссе всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить отношение автора к теме.

5.       Комбинирование форм работы классного руководителя

Литература, фильмы, сочинения и беседы способствуют профилактике травли несовершеннолетних в школе. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует отрицательную позицию школы к буллингу и даст учащимся повод в очередной раз задуматься о бесконфликтном существовании. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

6.                 Игровые формы работы.  Игра «Стоп буллинг!»

— Друзья, предлагаю вам поиграть в игру: «Стоп Буллинг!».

Мы будем тренировать быструю реакцию на действия других.

— Ябудуназыватькоманды. Если команды будут нейтральны или положительны, вы их повторяйте за мной. Если я назову действие, которое может обидеть и причинить боль другому, вы должны показать жест «дизлайк/большой палец вниз» и громко сказать: «СтопБуллинг!».

Давайте потренируемся: что вы будете делать, если я скажу:

-Улыбнись (ответ учеников – повторять)

— Посмотри в окно (ответ учеников – повторять)

— Толкни соседа (ответ учеников – жест и фраза «СтопБуллинг!»)»

Учитель: Далее ведущим игры  может стать любой из вас. Начинаем!

         Список фраз:

   Обернись назад

   Закрой глаза

   Покажи соседу язык — Стоп Буллинг!

   Скинь на пол ручку соседа — Стоп Буллинг!

   Дотронься до своего носа

   Подними правую руку вверх

   Покажи соседу кулак — Стоп Буллинг!

   Встань со стула

   Покажи соседу лайк (большой палец вверх)

   Громко скажи: Привет

   Обзови соседа — Стоп Буллинг

   Хлопни соседа по плечу — спорная ситуация, повод для дискуссии: в каком случае это неприятно (сильно, больно ударить), а в каком —

допустимо (дружеский жест поддержки)

   Хлопни в ладоши

   Держи руки на коленях

   Громко посмейся

   Возьми вещь соседа — спорная ситуация, повод для дискуссии: в каком случае это неприятно (без разрешения), а в каком — допустимо (с разрешением)

   Помаши рукой

   Обними себя

   Потяни соседа за уши — Стоп Буллинг!

   Быстро встань и сядь

   Громко назови свое имя

   Нюхай воздух, как собака

   Протяни вперед обе руки

   Крикни соседу: Уйди прочь — Стоп Буллинг!

   Притворись, что ты плаваешь.

 

Профилактическая работа классного руководителя по предупреждению буллинга (травли) заключается в системном применении комплекса мероприятий, которые направлены на стабилизацию и гармонизацию межличностных отношений несовершеннолетних.

 

Полезные ресурсы.

 1. Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого

мониторинга молодежной среды»: https://www.cism-ms.ru/poleznyematerialy/profilaktika-bullinga-sredi-podrostkov-kuda-obrashchatsya-i-kak-sebyazashchitit/

2. Автономная некоммерческая организация помощи детям

«Благотворительная организация «Журавлик»: http://zhuravlik.org/

3. Антибуллинговая программа «Травли.NET»: https://травлинет.рф/

4. Антибуллинговая программа федерального научно-методического центра

в области психологии и педагогики толерантности «Каждый важен»:

https://каждыйважен.рф/

5. Всероссийский Детский телефон доверия: психологическое

консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей

в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей: http://telefon-doveria.ru

6. Дети России онлайн. Сайт проектов Фонда Развития Интернет –

по вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной

инфокоммуникационной среде.: http://detionline.com/

7. Игра для подростков о буллинге «Анимагии» студии игровых решений

Фонда социального развития «Полдень». Игра для обучающихся (9+). Персонажи игры иллюстрируют роли и стратегии детей в случае реальной ситуации травли.

Проект реализуется при поддержке грантов мэра Москвы. Партнерами в разработке концепции стали эксперты антибуллинговой программы «Травли.NET» (АНО «БО «Журавлик»). Игра доступна бесплатно в Google Play и AppStore: https://thenoon.ru/index.html, методические материалы:

https://drive.google.com/drive/folders/1geHforRxYUblNIYe624NKz5-

d7lNlkxP?usp=sharing2

8. Кабинет онлайн-консультирования для подростков и молодежи

«ПроПсиТин»: http://propsyteen.ru/

9. Полезные ресурсы для родителей. Информационные материалы ФГБУ

«Центр защиты прав и интересов детей»: https://disk.yandex.ru/i/4MYokwL5aIdf4w

10. Портал «Мой семейный центр» Департамента труда и социальной защиты

населения города Москвы. Бесплатная психологическая и юридическая помощь

семьям с детьми, в том числе по вопросам травли (буллинга):

https://мойсемейныйцентр.москва/

11. Портал «Я – родитель»: http://www.ya-roditel.

12. Портал психологических изданий «PsyJournals»: https://psyjournals.ru/

13. Проект «ВКонтакте» «Останови травлю!»: https://kiberbulling.net/

14. Проект «Вместе против буллинга» портала «Школа.Москва. Учимся всей

семьей»: http://bullying.shkolamoskva.ru/

15. Проект «Лига безопасного Интернета»: https://ligainternet.ru/,

https://вбезопасныйинтернет.рф/

16. Проект Учеба.ру «15 правил безопасного поведения в интернете»:

https://www.ucheba.ru/project/websafety

17. Просветительский проект «ОБИДКА – культура примирения».

Восстановительный подход в работе с травлей. Проект реализуется Ассоциацией

служб примирения Самарской области, частным учреждением культуры «МолодежьМузей-Культура» и частным учреждением развития восстановительного подхода «Примирение» при поддержке Фонда президентских грантов: https://vk.com/obidka63

18. Ресурс бесплатной психологической и информационной помощи

подросткам до 18 лет «ПомощьРядом.рф»: https://pomoschryadom.ru/

19. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи детям и подросткам

«МыРядом.онлайн»: https://мырядом.онлайн/

20. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи подросткам

и молодежи до 23 лет «ТвояТерритория.онлайн»:

https://www.твоятерритория.онлайн/

21. Сайт «Классныеигры.рф». Интерактивная онлайн-игра для подростков,

обучающая эффективным стратегиям противостояния травле (буллингу) «Тренажер для смелых» (12+): https://classgames.ru/

22. Специализированные страницы сайта ФГБУ «Центр защиты прав

и интересов детей»: «Твой безопасный кибермаршрут», «Информационная

безопасность», «Ценность жизни – обеспечение вопросов детской безопасности»: http://www.fcprc.ru

23. Федеральная круглосуточная горячая линия по оказанию психологической

помощи студенческой молодежи Министерства науки и высшего образования

Российской Федерации. 8 (800) 222-55-71, https://minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/?ELEMENT_ID=47783

24. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки

родителей «Растим детей»: https://растимдетей.рф/

25. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

http://fond-detyam.ru

Скачать статью

×
×