Автор: Вальская Татьяна Анатольевна
Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах,
чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама
пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако
сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт
травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.
Травля способна исказить представление ребенка о себе, о других, о том, как устроен мир. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) стало общепринятым для
обозначения школьной травли и представляет повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и
запугивание.
Буллинг – это психологический террор с целью затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
Травлей (буллингом) признаются следующие действия:
— бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);
— исключение из группы одного из учеников;
— обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ;
— умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;
— публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;
— распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);
— кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);
— любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли.
Буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее он отличается следующими характеристиками:
— буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;
-физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора не сопоставимы по своему потенциалу;
— типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;
— в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою
позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают, в буллинге у жертвы нет какой-либо позиции и он не может предпринимать необходимые действия в свою защиту.
Любая проблема решается только тогда, когда есть тот, кто ее решает, кто
берет на себя ответственность. И эту ответственность должен взять на себя классный руководитель.
Нужно дать детям понять, что вы знаете, что происходит и не намерены с этим мириться и обозначить травлю как болезнь группы: вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа использует грязные способы общения, она тоже может заболеть. И название этой болезни- буллинг, травля.
Решение дисциплинарных проблем, связанных с травлей, может занимать
много рабочего времени классного руководителя. Поэтому лучше
предупреждать эту проблему!
Работа по профилактике буллинга предполагает применение специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих сплочению детского коллектива и, как следствие, улучшению качества поведения обучающихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ по предотвращению буллинга в школьных коллективах.
1. Беседы в классном коллективе
Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкий и продолжительный тематический классный час. Важно, чтобы беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый для галочки.
При систематической работе ученики будут понимать, что учитель и школа не потерпят на стороне бесконфликтного взаимодействия.
2. Внутриклассные правила
Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Список правил вывешивается в классном уголке. Правила могут действовать в течение учебного года, их необходимо соблюдать и подкреплять делами.
Положительный воспитательный характер несет подписание членами классного коллектива «Антибуллинговой хартии», целью которой является принятие моральных правил поведения, прав и обязанностей участников образовательного процесса с целью предупреждения и недопущения школьной травли.
3. Просмотр фильмов
После просмотра фильма с классом необходимо обсудить в классе тему буллинга. Обсуждение с детьми увиденного помогает повысить их уровень самосознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и дает необходимые пояснения.
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух»
Голдинга или «Чучело» Железникова, с младшими школьниками -«Гадкого утенка».
4. Эссе
Ученикам дается задание написать небольшое сочинение «Мое отношения к буллингу» или «Буллинг: я это испытал на себе». Эссе можно написать в классе или дать на дом (ученик сможет обсудить задание с родителями). Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в детских эссе всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить отношение автора к теме.
5. Комбинирование форм работы классного руководителя
Литература, фильмы, сочинения и беседы способствуют профилактике травли несовершеннолетних в школе. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует отрицательную позицию школы к буллингу и даст учащимся повод в очередной раз задуматься о бесконфликтном существовании. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
6. Игровые формы работы. Игра «Стоп буллинг!»
— Друзья, предлагаю вам поиграть в игру: «Стоп Буллинг!».
Мы будем тренировать быструю реакцию на действия других.
— Ябудуназыватькоманды. Если команды будут нейтральны или положительны, вы их повторяйте за мной. Если я назову действие, которое может обидеть и причинить боль другому, вы должны показать жест «дизлайк/большой палец вниз» и громко сказать: «СтопБуллинг!».
Давайте потренируемся: что вы будете делать, если я скажу:
-Улыбнись (ответ учеников – повторять)
— Посмотри в окно (ответ учеников – повторять)
— Толкни соседа (ответ учеников – жест и фраза «СтопБуллинг!»)»
Учитель: Далее ведущим игры может стать любой из вас. Начинаем!
Список фраз:
— Обернись назад
— Закрой глаза
— Покажи соседу язык — Стоп Буллинг!
— Скинь на пол ручку соседа — Стоп Буллинг!
— Дотронься до своего носа
— Подними правую руку вверх
— Покажи соседу кулак — Стоп Буллинг!
— Встань со стула
— Покажи соседу лайк (большой палец вверх)
— Громко скажи: Привет
— Обзови соседа — Стоп Буллинг
— Хлопни соседа по плечу — спорная ситуация, повод для дискуссии: в каком случае это неприятно (сильно, больно ударить), а в каком —
допустимо (дружеский жест поддержки)
— Хлопни в ладоши
— Держи руки на коленях
— Громко посмейся
— Возьми вещь соседа — спорная ситуация, повод для дискуссии: в каком случае это неприятно (без разрешения), а в каком — допустимо (с разрешением)
— Помаши рукой
— Обними себя
— Потяни соседа за уши — Стоп Буллинг!
— Быстро встань и сядь
— Громко назови свое имя
— Нюхай воздух, как собака
— Протяни вперед обе руки
— Крикни соседу: Уйди прочь — Стоп Буллинг!
— Притворись, что ты плаваешь.
Профилактическая работа классного руководителя по предупреждению буллинга (травли) заключается в системном применении комплекса мероприятий, которые направлены на стабилизацию и гармонизацию межличностных отношений несовершеннолетних.
Полезные ресурсы.
1. Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого
мониторинга молодежной среды»: https://www.cism-ms.ru/poleznyematerialy/profilaktika-bullinga-sredi-podrostkov-kuda-obrashchatsya-i-kak-sebyazashchitit/
2. Автономная некоммерческая организация помощи детям
«Благотворительная организация «Журавлик»: http://zhuravlik.org/
3. Антибуллинговая программа «Травли.NET»: https://травлинет.рф/
4. Антибуллинговая программа федерального научно-методического центра
в области психологии и педагогики толерантности «Каждый важен»:
https://каждыйважен.рф/
5. Всероссийский Детский телефон доверия: психологическое
консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей
в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей: http://telefon-doveria.ru
6. Дети России онлайн. Сайт проектов Фонда Развития Интернет –
по вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной
инфокоммуникационной среде.: http://detionline.com/
7. Игра для подростков о буллинге «Анимагии» студии игровых решений
Фонда социального развития «Полдень». Игра для обучающихся (9+). Персонажи игры иллюстрируют роли и стратегии детей в случае реальной ситуации травли.
Проект реализуется при поддержке грантов мэра Москвы. Партнерами в разработке концепции стали эксперты антибуллинговой программы «Травли.NET» (АНО «БО «Журавлик»). Игра доступна бесплатно в Google Play и AppStore: https://thenoon.ru/index.html, методические материалы:
https://drive.google.com/drive/folders/1geHforRxYUblNIYe624NKz5-
d7lNlkxP?usp=sharing2
8. Кабинет онлайн-консультирования для подростков и молодежи
«ПроПсиТин»: http://propsyteen.ru/
9. Полезные ресурсы для родителей. Информационные материалы ФГБУ
«Центр защиты прав и интересов детей»: https://disk.yandex.ru/i/4MYokwL5aIdf4w
10. Портал «Мой семейный центр» Департамента труда и социальной защиты
населения города Москвы. Бесплатная психологическая и юридическая помощь
семьям с детьми, в том числе по вопросам травли (буллинга):
https://мойсемейныйцентр.москва/
11. Портал «Я – родитель»: http://www.ya-roditel.
12. Портал психологических изданий «PsyJournals»: https://psyjournals.ru/
13. Проект «ВКонтакте» «Останови травлю!»: https://kiberbulling.net/
14. Проект «Вместе против буллинга» портала «Школа.Москва. Учимся всей
семьей»: http://bullying.shkolamoskva.ru/
15. Проект «Лига безопасного Интернета»: https://ligainternet.ru/,
https://вбезопасныйинтернет.рф/
16. Проект Учеба.ру «15 правил безопасного поведения в интернете»:
https://www.ucheba.ru/project/websafety
17. Просветительский проект «ОБИДКА – культура примирения».
Восстановительный подход в работе с травлей. Проект реализуется Ассоциацией
служб примирения Самарской области, частным учреждением культуры «МолодежьМузей-Культура» и частным учреждением развития восстановительного подхода «Примирение» при поддержке Фонда президентских грантов: https://vk.com/obidka63
18. Ресурс бесплатной психологической и информационной помощи
подросткам до 18 лет «ПомощьРядом.рф»: https://pomoschryadom.ru/
19. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи детям и подросткам
«МыРядом.онлайн»: https://мырядом.онлайн/
20. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи подросткам
и молодежи до 23 лет «ТвояТерритория.онлайн»:
https://www.твоятерритория.онлайн/
21. Сайт «Классныеигры.рф». Интерактивная онлайн-игра для подростков,
обучающая эффективным стратегиям противостояния травле (буллингу) «Тренажер для смелых» (12+): https://classgames.ru/
22. Специализированные страницы сайта ФГБУ «Центр защиты прав
и интересов детей»: «Твой безопасный кибермаршрут», «Информационная
безопасность», «Ценность жизни – обеспечение вопросов детской безопасности»: http://www.fcprc.ru
23. Федеральная круглосуточная горячая линия по оказанию психологической
помощи студенческой молодежи Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации. 8 (800) 222-55-71, https://minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/?ELEMENT_ID=47783
24. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки
родителей «Растим детей»: https://растимдетей.рф/
25. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
http://fond-detyam.ru