Автор: Арсамерзоева Заира Зубайевна
ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК .
Актуальность Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Наше время – время компьютерных технологий, данная проблема актуальна, так как книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 27% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 78% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2 – 3 раза в месяц (из – за нехватки времени, сложного ритма жизни). Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Тип проекта: учебно – методический.
Цель проекта:
Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгой.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
• Формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
• Обогатить знания детей об истории возникновения книги, об изготовлении книг.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные умения детей.
• Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки. Воспитательные:
• Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним.
• Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей. Задачи по работе с родителями (законными представителями)
• Повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;
• Вовлекать родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
• Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
Участники проекта: обучающиеся 2 класса, родители, учитель начальных классов Арсамерзоева Заира Зубайевна, МБОУ СОШ №12 г. Грозного.
Партнеры: родители обучающихся.
Сроки реализации: 4 уч. года.
Место реализации: МБОУ СОШ №12 г. Грозного.
Целевая группа: 8 – 9 лет, 19 чел.
Степень реализации: завершение проекта. На сколько получилось реализовать проект.
Этапы проекта и их содержание
1.Способствовать формированию интереса к книгам;
2.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4.Воспитывать бережное отношение к книге.
Результаты на время представления проекта.
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. Ожидаемые результаты:
• Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
• Развитие инициативы, стремления к самостоятельному, добровольному обращению ребенка к книге.
• Формирование у детей заинтересованного слушания чтения и активного участия в беседах по обсуждению прочитанного.
• Формирование умения общаться с детской книгой «один на один».
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
• Активное участие родителей в жизни школы
• Возрождение чтения в кругу семьи.
Формы работы:
• организация книжного уголка в классе, оформление выставок «В гостях у сказки», «Произведения А.С. Пушкина»;
• ежедневные беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;
• литературные викторины, конкурсы для детей;
• конкурс «Книжки – малышки»;
• фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья»;
• экскурсия в Национальную детскую библиотеку; • выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап (сентябрь 2022 г.).
Работа с детьми:
• Изучение методико – педагогической литературы по данной теме.
• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
• Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных викторин, квеста.
• Разработка презентации «Путешествие в прошлое книги».
• Обновление развивающей среды (подбор дидактического и методического материала по проекту). Работа с родителями (законными представителями):
• Анкетирование родителей «Чтение дома».
• Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
• Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
• «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста» «Чтобы ребенок стал Читайкой», буклета «Семья и книга».
• Подготовка консультации «Зачем читать детям книги»
2. Основной (практический) этап (сентябрь 2022г.).
Работа с детьми:
№ Мероприятие
Цель ЕЖЕДНЕВНО
1 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» Приобщать детей к чтению, формировать интерес к книгам, воспитывать любовь к книге, развивать речь, память детей.
2 Дневные литературные Знакомство детей с разнообразной литературой чтения для детей.
3 Раскрашивание силуэтов любимых героев книг Закрепление детьми знаний о прочитанных книгах, умения раскрашивать, не выходя за контуры.
4 «Книжкина больница»
Ремонт книг в классе. сентябрь – октябрь 2022г.
«Путешествие в прошлое книги».
Познакомить детей с историей создания книги, познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги, воспитывать бережное отношение к книгам.
2 Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» Познакомить детей с профессией библиотекарь, задачи его и функции.
3 Рисование «В гостях у сказки». Закрепить с детьми понятие – сказка, вспомнить знакомые детям сказки, учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки. Учить изображать героев сказки крупно и чётко, обращая внимание на позы. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
4 Драматизация сказки «Теремок». Формировать у детей интерес к играм – драматизациям, способствовать развитию диалогической речи, создать благоприятные условия для творческой активности детей. Закреплять умение чётко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность речи.
5 Беседа «Что может произойти, если не читать совсем». Воспитывать интерес, потребность к чтению.
6 Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка» Развивать мелкую моторику детей, речь, память.
7 Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки»
Закрепить знание детьми русских народных сказок. ноябрь – декабрь 2022г.
1 Аппликация «У Лукоморья дуб зеленый». Продолжать совершенствовать работу с бумагой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к художественной литературе.
2 Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин». Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, подбирать и создавать недостающие для игры предметы (сертификаты, деньги для покупок, чеки и т.д.), знать русских поэтов, читать стихи выразительно. Развивать речь, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.
3 Прослушивание и разучивание песни из кинофильма «Красная Шапочка» Вспомнить с детьми прочитанную сказку Ш. Перро, выучить песню Красной шапочки.
4 Викторина «Произведения А.С. Пушкина Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях А.С. Пушкина. Формировать социально – коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них. Воспитывать уважение и любовь к сказкам, веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
5 Подвижная игра «Гуси – лебеди». Развивать двигательную деятельность детей
6 Разучивание пальчиковой игры «Книжки» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания. 7 Беседа «Берегите книги» Воспитывать бережное отношение к книгам.
8 Дидактическая игра «Из какой книги предмет?»
Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам. январь – февраль 2023 г.
1 Беседа «Для чего необходимо читать книги?» Развивать устойчивый интерес к книге у детей, к её оформлению, иллюстрациям. Донести информацию о значении и важности книг. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами.
2 Разучивание пальчиковой игры «Теремок» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания
3 Прослушивание и разучивание песни «В мире много сказок» Познакомить детей с творчеством поэта – песенника Ю. Энтина. Выучить с детьми новую песню.
4 Слушание аудиозаписи сказки «Цветик – семицветик» Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. Продолжать формировать у детей умения рассказывать сказку с опорой на мнемокарту, воспитывать интерес к сказке, умение оценивать поступки героев сказки.
5 Пластилинография «Цветик – семицветик» Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков.
6 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Рачева Е.М. («Заяц – хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», «Лисичка – сестричка и серый волк») Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Е. М. Рачева, с его иллюстрациями к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником; соотносить изображение с текстом. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.
7 Вечер загадок «Сказочные герои»
Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать загадки, описывающие героев сказок, развивать воображение, активизировать словарный запас, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя. март – апрель 2023 г
1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Васнецова В.В. («Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц», Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора В.В. Васнецова, обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ животных. Помочь детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его потешки: «Конь», «Мыши», «Коза – хлопота», «Петушок», «Сорока – белобока») художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по – своему, наглядно «рассказывает» потешку, сказку.
2 Разучивание пальчиковой игры «Колобок» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
3 Слушание аудиозаписи сказки «Три поросёнка» Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. Продолжать формировать у детей умения рассказывать сказку с опорой на мнемокарту, воспитывать интерес к сказке, умение оценивать поступки героев сказки.
4 Лепка «Три поросенка» Вспомнить с детьми знакомое произведение, закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму, воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
5 Беседа «Твоя любимая книга» Пробуждать интерес к чтению художественной литературы, расширять знания детей о книгах, развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, воспитывать бережное отношение к книге.
6 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини – группах
7 Игра – драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.
8 Дидактическая игра «Из какой я книжки?»
Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам. май – сентябрь – октябрь – ноябрь
1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Сутеева В.Г. («Под грибом», «Петух и краски», «Мешок яблок», «Капризная кошка») Продолжать развивать у детей интерес к творчеству В.Сутеева; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от встречи с выразительными рисунками художника; развивать художественное восприятие, наблюдательность.
2 Аппликация «Закладки – книжкины друзья» познакомить детей с назначением закладки, со способами складывания закладки из листа бумаги, совершенствовать приемы работы с ножницами; воспитывать бережное отношение к книгам.
3 Разучивание пальчиковой игры «Репка» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
4 Слушание аудиозаписи сказки «Зимовье зверей» Познакомить детей со сказкой,
5 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.
6 Беседа «Где живут книги?» Знакомство детей с правилами поведения в библиотеке, воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.
7 Театрализация «Волк и семеро козлят» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных.
8 Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации»
Уточнить и обогатить знания детей о сказках. декабрь – май
1 Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы» Познакомить детей с детскими периодическими изданиями – журналами и газетами.
2 Рассматривание Познакомить детей с творчеством писателя и иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Чарушина Е.И. (авторские сказки «Волчишко», «Большие и маленькие», «Зайчата» и др.) художника – иллюстратора Е.И. Чарушина. Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и зверей.
3 Разучивание пальчиковой игры «Сказки» Развивать мелкую моторику, память и речь детей.
4 Дидактическая игра «Собери сказку» Развитие памяти, внимания, речи, закрепление детьми названий знакомых сказок.
5 Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
6. Выставка рисунков «Я был (а) в библиотеке»
Закреплять знания детей о библиотеке, о профессии библиотекарь.
Работа с родителями (законными представителями):
1 Родительское собрание «Роль детской книги в развитии детей». Привлечь внимание родителей к осознанию важности чтения и книг в развитии детей, Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. май 2022 г.
2 Буклет «Семья и книга». Привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблеме семейного чтения. сентябрь 2022 г.
3 Оформление полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат). Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения. весь период
4 Папка – передвижка «Чтобы ребенок стал Оказание помощи родителям (законным представителям) в весь период Читайкой». воспитании у детей интереса к чтению.
5 Конкурс «Книжки – малышки». Привлечение читательского интереса детей к книге, создание условий для развития творческого потенциала детей и их родителей. весь период
6 Консультация «Зачем читать детям книги?». Оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании важности чтения книг детям. весь период
7 Квест «По дорогам сказок». Привлечение родителей в образовательное пространство детского сада. январь – февраль 2023
8 Оформление и заполнение «Книжного дерева» по прочитанным родителями с детьми книгам. Стимулирование родителей (законных представителей) на чтение книг детям. весь период
9 «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста». Оказание помощи родителям (законным представителям) в подборе литературы для чтения детям. весь период
10 Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье. каждый год
Заключительный этап (май 2025 г.)
• Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
• Анализ результатов проектной деятельности.
• Обобщение опыта на педагогическом совете.
•Продукты проекта.
• Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».
• Книжки – малышки, сделанные детьми совместно с родителями.
• Папки – передвижки для родителей «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста» «Чтобы ребенок стал Читайкой», буклет «Семья и книга».
• Оформление в раздевалке полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат)
• «Книжное дерево».
9. Результативность: Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в классе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей. К окончанию проекта «Читающая семья – читающие дети» дети узнали: – о разнообразии книг, жанрах произведений; – историю происхождения и изготовления книги; – о профессиях библиотекаря, писателя, художника – иллюстратора; – правила общения с книгой. Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии. Родители стали активными участниками всех дел в классе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Активность родителей в создании фотовыставки, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашей школы. Благодаря этому проекту, предыдущий год был насыщенным и интересным разнообразной деятельностью, творческими работами и положительными эмоциями.