«Читающая семья — успешный ребёнок»:

Автор: Арсамерзоева Заира Зубайевна

 

ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК .

Актуальность Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Наше время – время компьютерных технологий, данная проблема актуальна, так как книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 27% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 78% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2 – 3 раза в месяц (из – за нехватки времени, сложного ритма жизни). Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

 Тип проекта: учебно – методический.

 Цель проекта:

Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгой.

 Задачи:

Обучающие:

• Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.

• Формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

 • Обогатить знания детей об истории возникновения книги, об изготовлении книг.

Развивающие:

• Развивать коммуникативные умения детей.

• Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки. Воспитательные:

• Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним.

• Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей. Задачи по работе с родителями (законными представителями)

• Повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;

• Вовлекать родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

• Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

 

Участники проекта: обучающиеся 2 класса, родители, учитель начальных классов Арсамерзоева Заира Зубайевна, МБОУ СОШ №12 г. Грозного.

Партнеры: родители обучающихся.

Сроки реализации: 4 уч. года.

Место реализации: МБОУ СОШ №12 г. Грозного.

Целевая группа: 8 – 9 лет, 19 чел.

Степень реализации: завершение проекта. На сколько получилось реализовать проект.

Этапы проекта и их содержание

1.Способствовать формированию интереса к книгам;

2.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

 3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

 4.Воспитывать бережное отношение к книге.

 

Результаты на время представления проекта.

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

 2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. Ожидаемые результаты:

 • Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

• Развитие инициативы, стремления к самостоятельному, добровольному обращению ребенка к книге.

• Формирование у детей заинтересованного слушания чтения и активного участия в беседах по обсуждению прочитанного.

 • Формирование умения общаться с детской книгой «один на один».

• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

• Активное участие родителей в жизни школы

• Возрождение чтения в кругу семьи.

 

Формы работы:

• организация книжного уголка в классе, оформление выставок «В гостях у сказки», «Произведения А.С. Пушкина»;

• ежедневные беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;

• литературные викторины, конкурсы для детей;

• конкурс «Книжки – малышки»;

• фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья»;

• экскурсия в Национальную детскую библиотеку; • выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

 

Этапы работы над проектом:

 1.Подготовительный этап (сентябрь 2022 г.).

Работа с детьми:

• Изучение методико – педагогической литературы по данной теме.

 • Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

 • Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных викторин, квеста.

• Разработка презентации «Путешествие в прошлое книги».

• Обновление развивающей среды (подбор дидактического и методического материала по проекту). Работа с родителями (законными представителями):

 • Анкетирование родителей «Чтение дома».

• Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.

 • Знакомство родителей с целью и задачами проекта.

 • «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста» «Чтобы ребенок стал Читайкой», буклета «Семья и книга».

• Подготовка консультации «Зачем читать детям книги»

2. Основной (практический) этап (сентябрь 2022г.).

Работа с детьми:

№ Мероприятие

Цель ЕЖЕДНЕВНО

 1 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» Приобщать детей к чтению, формировать интерес к книгам, воспитывать любовь к книге, развивать речь, память детей.

2 Дневные литературные Знакомство детей с разнообразной литературой  чтения для детей.

 3 Раскрашивание силуэтов любимых героев книг Закрепление детьми знаний о прочитанных книгах, умения раскрашивать, не выходя за контуры.

4 «Книжкина больница»

Ремонт книг в классе. сентябрь – октябрь 2022г.

 «Путешествие в прошлое книги».

Познакомить детей с историей создания книги, познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги, воспитывать бережное отношение к книгам.

 2 Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» Познакомить детей с профессией библиотекарь, задачи его и функции.

 3 Рисование «В гостях у сказки». Закрепить с детьми понятие – сказка, вспомнить знакомые детям сказки, учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки. Учить изображать героев сказки крупно и чётко, обращая внимание на позы. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

4 Драматизация сказки «Теремок». Формировать у детей интерес к играм – драматизациям, способствовать развитию диалогической речи, создать благоприятные условия для творческой активности детей. Закреплять умение чётко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность речи.

5 Беседа «Что может произойти, если не читать совсем». Воспитывать интерес, потребность к чтению.

6 Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка» Развивать мелкую моторику детей, речь, память.

7 Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки»

 Закрепить знание детьми русских народных сказок. ноябрь – декабрь 2022г.

1 Аппликация «У Лукоморья дуб зеленый». Продолжать совершенствовать работу с бумагой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к художественной литературе.

2 Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин». Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Способствовать творческому  использованию в играх представлений об окружающей жизни, подбирать и создавать недостающие для игры предметы (сертификаты, деньги для покупок, чеки и т.д.), знать русских поэтов, читать стихи выразительно. Развивать речь, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.

 3 Прослушивание и разучивание песни из кинофильма «Красная Шапочка» Вспомнить с детьми прочитанную сказку Ш. Перро, выучить песню Красной шапочки.

 4 Викторина «Произведения А.С. Пушкина Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях А.С. Пушкина. Формировать социально – коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них. Воспитывать уважение и любовь к сказкам, веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;

5 Подвижная игра «Гуси – лебеди». Развивать двигательную деятельность детей

 6 Разучивание пальчиковой игры «Книжки» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания. 7 Беседа «Берегите книги» Воспитывать бережное отношение к книгам.

 8 Дидактическая игра «Из какой книги предмет?»

Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам. январь – февраль 2023 г.

1 Беседа «Для чего необходимо читать книги?» Развивать устойчивый интерес к книге у детей, к её оформлению, иллюстрациям. Донести информацию о значении и важности книг. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами.

2 Разучивание пальчиковой игры «Теремок» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания

 3 Прослушивание и разучивание песни «В мире много сказок» Познакомить детей с творчеством поэта – песенника Ю. Энтина. Выучить с детьми новую песню.

 4 Слушание аудиозаписи сказки «Цветик – семицветик» Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. Продолжать формировать у детей умения рассказывать сказку с опорой на мнемокарту, воспитывать интерес к сказке, умение оценивать поступки героев сказки.

5 Пластилинография «Цветик – семицветик» Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков.

 6 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Рачева Е.М. («Заяц – хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», «Лисичка – сестричка и серый волк») Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Е. М. Рачева, с его иллюстрациями к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником; соотносить изображение с текстом. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.

 7 Вечер загадок «Сказочные герои»

Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать загадки, описывающие героев сказок, развивать воображение, активизировать словарный запас, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя. март – апрель 2023 г

1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Васнецова В.В. («Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц», Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора В.В. Васнецова, обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ животных. Помочь детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его потешки: «Конь», «Мыши», «Коза – хлопота», «Петушок», «Сорока – белобока») художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по – своему, наглядно «рассказывает» потешку, сказку.

2 Разучивание пальчиковой игры «Колобок» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.

3 Слушание аудиозаписи сказки «Три поросёнка» Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. Продолжать формировать у детей умения рассказывать сказку с опорой на мнемокарту, воспитывать интерес к сказке, умение оценивать поступки героев сказки.

4 Лепка «Три поросенка» Вспомнить с детьми знакомое произведение, закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму, воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

5 Беседа «Твоя любимая книга» Пробуждать интерес к чтению художественной литературы, расширять знания детей о книгах, развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, воспитывать бережное отношение к книге.

6 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини – группах

 7 Игра – драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

8 Дидактическая игра «Из какой я книжки?»

 Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам. май – сентябрь – октябрь – ноябрь

 1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Сутеева В.Г. («Под грибом», «Петух и краски», «Мешок яблок», «Капризная кошка») Продолжать развивать у детей интерес к творчеству В.Сутеева; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от встречи с выразительными рисунками художника; развивать художественное восприятие, наблюдательность.

2 Аппликация «Закладки – книжкины друзья» познакомить детей с назначением закладки, со способами складывания закладки из листа бумаги, совершенствовать приемы работы с ножницами; воспитывать бережное отношение к книгам.

 3 Разучивание пальчиковой игры «Репка» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.

 4 Слушание аудиозаписи сказки «Зимовье зверей» Познакомить детей со сказкой,

5 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

6 Беседа «Где живут книги?» Знакомство детей с правилами поведения в библиотеке, воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.

7 Театрализация «Волк и семеро козлят» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных.

8 Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации»

Уточнить и обогатить знания детей о сказках. декабрь – май

1 Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы» Познакомить детей с детскими периодическими изданиями – журналами и газетами.

2 Рассматривание Познакомить детей с творчеством писателя и  иллюстраций к детским книгам художника – иллюстратора Чарушина Е.И. (авторские сказки «Волчишко», «Большие и маленькие», «Зайчата» и др.) художника – иллюстратора Е.И. Чарушина. Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и зверей.

3 Разучивание пальчиковой игры «Сказки» Развивать мелкую моторику, память и речь детей.

4 Дидактическая игра «Собери сказку» Развитие памяти, внимания, речи, закрепление детьми названий знакомых сказок.

 5 Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

 6. Выставка рисунков «Я был (а) в библиотеке»

Закреплять знания детей о библиотеке, о профессии библиотекарь.

 Работа с родителями (законными представителями):

1 Родительское собрание «Роль детской книги в развитии детей». Привлечь внимание родителей к осознанию важности чтения и книг в развитии детей, Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. май 2022 г.

2 Буклет «Семья и книга». Привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблеме семейного чтения. сентябрь 2022 г.

 3 Оформление полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат). Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения. весь период

4 Папка – передвижка «Чтобы ребенок стал Оказание помощи родителям (законным представителям) в весь период Читайкой». воспитании у детей интереса к чтению.

 5 Конкурс «Книжки – малышки». Привлечение читательского интереса детей к книге, создание условий для развития творческого потенциала детей и их родителей. весь период

 6 Консультация «Зачем читать детям книги?». Оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании важности чтения книг детям. весь период

7 Квест «По дорогам сказок». Привлечение родителей в образовательное пространство детского сада. январь – февраль 2023

 8 Оформление и заполнение «Книжного дерева» по прочитанным родителями с детьми книгам. Стимулирование родителей (законных представителей) на чтение книг детям. весь период

 9 «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста». Оказание помощи родителям (законным представителям) в подборе литературы для чтения детям. весь период

10 Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье. каждый год

Заключительный этап (май 2025 г.)

 • Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.

 • Анализ результатов проектной деятельности.

• Обобщение опыта на педагогическом совете.

•Продукты проекта.

 • Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».

• Книжки – малышки, сделанные детьми совместно с родителями.

• Папки – передвижки для родителей «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста» «Чтобы ребенок стал Читайкой», буклет «Семья и книга».

 • Оформление в раздевалке полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат)

• «Книжное дерево».

9. Результативность: Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в классе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей. К окончанию проекта «Читающая семья – читающие дети» дети узнали: – о разнообразии книг, жанрах произведений; – историю происхождения и изготовления книги; – о профессиях библиотекаря, писателя, художника – иллюстратора; – правила общения с книгой. Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии. Родители стали активными участниками всех дел в классе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Активность родителей в создании фотовыставки, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашей школы. Благодаря этому проекту, предыдущий год был насыщенным и интересным разнообразной деятельностью, творческими работами и положительными эмоциями.

×
×