Автор: Шарифуллина Альбина Ильгизяровна
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 с. Кандры муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
раздел: «Развитие речи»
тема: «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
возрастная группа: старшая группа
Выполнила: Шарифуллина А.И.
Должность: воспитатель
Стаж в данной должности: 3 года
Имеющаяся категория: нет
Туймазы, 2023
Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки.
2. Активизировать словарный запас детей о зиме.
4. Упражнять в подборе прилагательных к слову зима, в подборе рифмы к слову.
Развивающие:
1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
2. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст.
3. Развивать память, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе через восприятие картин художников и музыки композитора П. И. Чайковского
2. Формировать взаимопонимание и доброжелательность.
Интеграция областей: познавательное развитие
Словарная работа: запорошила, снежная, вьюжная, пейзаж, литературная гостиная, ватрушка.
Предварительная работа: заучивание стихов, работа по мнемотаблицам, беседа о зиме, рассматривание картин о зиме, загадывание загадок.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворений, игры «Какая зима», «Подбери рифму», «Собери картинки», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки схемы
Средства реализации: Мультимедийный проектор, презентация «зимний лес», аудиозаписи П. И. Чайковского«Времена года», портрет И. Сурикова, мнемосхема к стихотворению «Детство», дидактическая настольная игра «Собери картинки».
«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: здравствуйте
Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.
-У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
— Кто догадался, о чем загадка?
Дети:о Зиме
-Как догадались, что это зима?
Дети: из слов загадки
— Молодцы!
Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…
Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.
Дидактическая словесная игра: «Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»Ребята, давайте поиграем со снежинкой!
Дети:снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная.
Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.
А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах?
Дети: да
Воспитатель: Что-то мне подсказывает, что с волшебной снежинкой всё можно.
«Снежинку в руки я возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В зимний лес нас унесет».
Я предлагаю вам присесть. (Дети рассаживаются полукругом перед телевизором) Показ презентации (5-7 мин)
Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картины художников: — Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима».
— На картине Васнецова А. М. «Зимний сон (Зима)» стройные березы стоят как невесты.
-На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом.
— На картине художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива, чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима — волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как — зима.
Композиторы тоже восхищались Зимой и передавали это в своей музыке! Вот посмотрите эти картины ещё раз и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима» и вы убедитесь, как же эта музыка подходит к описанию этих картин и к вашим словам – определениям, которые вы сегодня назвали о зиме.
( после прослушивания спросить детей, подходит ли музыка для времени года)
Воспитатель: О чём вы думали, когда слушали музыку и смотрели картины о зиме?
Дети: любовались зимним пейзажам
Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах, послушали, какую музыку о зиме сочиняли композиторы. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах. Кто из вас знает стихотворение о зиме?
Амира прочтёт стихотворение «Белая берёза» С. Есенина
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Воспитатель: Молодец! Сейчас прочтет для вас небольшое стихотворение о зимеАделя, с которым мы с вами, когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Воспитатель: Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?
Дети: играть в снежки, кататься на коньках и лыжах, играть в хоккей, лепить снеговика.
Воспитатель: молодцы дети. А сейчас расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:
Что зимой мы любим делать? (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)
В снежки играть, (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)
И снежный ком катать.
На лыжах бегать,
На коньках кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Да ещё в снегу валяться! (переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)
О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением. Сейчас мы попросим волшебную снежинку перенести нас в нашу литературную гостиную.
Снежинку в руки я возьму,
Волшебство я позову.
Ты на помощь к нам приди,
В группу нас скорей веди.
(Поставить слайд «литературная гостиная»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта дорожка приведёт нас в нашу литературную гостиную. Но вход туда по билетикам. Билетик можно получить у кассира, но не просто так, а выполнив одно непростое задание. Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?
(в нём есть рифма)
Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова — рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
2. С неба все летят пушинки — серебристые. (снежинки)
3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
4. Рядом снежная фигурка — это девочка. (Снегурка)
5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)
6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)
7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)
8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)
9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка) (Если дети затрудняются, то кассир показывает билетик, на котором нарисована картинка – отгадка)
Воспитатель: найдите место в гостиной, на которое указывает ваш билетик и присаживайтесь(на спинке стула нарисована картинка такая же, как на билетике)
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Вот вы и на месте, в нашей уютной литературной гостиной. Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».
Вот моя деревня, вот мой дом родной!
Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И друзья мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
— Всё лицо и руки залепил мне снег,
— Мне в сугробе горе, а ребятам смех
Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)
Я предлагаю вам, ребята, сегодня не просто так уйти из литературной гостиной, а выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.
Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.
Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение?
Дети: вот моя деревня.
Воспитатель: Где жил поэт?
Дети: в деревне
Воспитатель: Что делает мальчик?
Дети: Катается на санках с горки
Воспитатель: Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? Дети:Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
Воспитатель: Что делают друзья мальчишки
Дети: Весело хохочут.
Воспитатель: Какая беда случилась с мальчиком
Дети:Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!
Воспитатель: Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей).
Дети: да ,у него огорченное лицо…
Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)
Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка- зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Попробуем.
Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.
— В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)
Наши детки в санки сели
Громко песенку запели,
Покатились далеко,
Не догонит их никто.
За веревочку взялись
Помчались с горки вниз.
И вдруг салазки на бок — хлоп!
— Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Вставай, дружок,
Отряхивай снежок.
И снова в саночки садись,
С горки весело катись.
Воспитатель: — Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята.Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности?
Дети: да
Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения
Воспитатель: — Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца? (выступление детей)
Воспитатель: Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?
— О чем сегодня говорили на занятии?
Дети: о зиме.
Воспитатель: Какая бывает зима? Кто ее воспевает?
Дети: Композиторы, художники и поэты.)
Воспитатель: С каким произведением мы познакомились?
Дети: Детство»
Воспитатель: Как зовут автора?
Дети:Суриков Иван Захарович
Воспитатель:Где мы с вами сегодня побывали?
Дети:в гостях у Зимы, в лесу, в литературной гостиной
Воспитатель:Что помогло нам запомнить стихотворение?
Дети: мнемотаблица, мнемоквадраты
Воспитатель: — Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?
Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко (подносит 2 тарелочки с солнышками или снежинками)
Воспитатель: — Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!
Сегодня из нашей гостиной вы не уйдете с пустыми руками. Вы получите в подарок книги со стихами о зиме. Пусть ваши мамы читают вам эти замечательные стихи. А скоро вы и сами научитесь читать.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!
comments powered by HyperComments