«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Автор: Шарифуллина Альбина Ильгизяровна

Управление  образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 3  с. Кандры муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

раздел: «Развитие речи»

тема: «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

возрастная группа: старшая группа

 

 

 

 

 

       Выполнила: Шарифуллина А.И.

Должность: воспитатель

                     Стаж в данной должности: 3 года

         Имеющаяся категория: нет

 

 

 

Туймазы, 2023

Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»

 

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки.

2. Активизировать словарный запас детей о зиме.

4. Упражнять в подборе прилагательных к слову зима, в подборе рифмы к слову.

Развивающие:

1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.

2. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст.

3. Развивать память, внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе через восприятие картин художников и музыки композитора П. И. Чайковского

2. Формировать взаимопонимание и доброжелательность.

Интеграция областей: познавательное развитие

Словарная работа: запорошила, снежная, вьюжная, пейзаж, литературная гостиная, ватрушка.

Предварительная работа: заучивание стихов, работа по мнемотаблицам, беседа о зиме, рассматривание картин о зиме, загадывание загадок.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворений, игры «Какая зима», «Подбери рифму», «Собери картинки», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки схемы

Средства реализации: Мультимедийный проектор, презентация «зимний лес», аудиозаписи П. И. Чайковского«Времена года», портрет И. Сурикова, мнемосхема к стихотворению «Детство», дидактическая настольная игра «Собери картинки».

 

 

«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» 

 

 

 

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: здравствуйте

Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.

-У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила»

— Кто догадался, о чем загадка?

Дети:о Зиме

-Как догадались, что это зима?

Дети: из слов  загадки

— Молодцы!

Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.

Дидактическая словесная игра: «Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»Ребята, давайте поиграем со снежинкой!

Дети:снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная.

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.

А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах?

Дети: да

Воспитатель: Что-то мне подсказывает, что с волшебной снежинкой всё можно.

«Снежинку в руки я возьму,

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В зимний лес нас унесет».

Я предлагаю вам присесть. (Дети рассаживаются полукругом перед телевизором) Показ презентации (5-7 мин)

Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картины художников: — Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима».

— На картине Васнецова А. М. «Зимний сон (Зима)» стройные березы стоят как невесты.

-На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом.

— На картине художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива, чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима — волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как — зима.

Композиторы тоже восхищались Зимой и передавали это в своей музыке! Вот посмотрите эти картины ещё раз и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима» и вы убедитесь, как же эта музыка подходит к описанию этих картин и к вашим словам – определениям, которые вы сегодня назвали о зиме.

( после прослушивания спросить детей, подходит ли музыка для времени года)

Воспитатель: О чём вы думали, когда слушали музыку и смотрели картины о зиме?

Дети: любовались зимним пейзажам

Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах, послушали, какую музыку о зиме сочиняли композиторы. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах. Кто из вас знает стихотворение о зиме?

Амира  прочтёт стихотворение «Белая берёза» С. Есенина

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

Воспитатель: Молодец! Сейчас прочтет для вас небольшое стихотворение о зимеАделя, с которым мы с вами, когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Воспитатель: Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?

Дети: играть в снежки, кататься на коньках и лыжах, играть в хоккей, лепить снеговика.

Воспитатель: молодцы дети. А сейчас расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:

Что зимой мы любим делать? (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)

В снежки играть, (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)

И снежный ком катать.

На лыжах бегать,

На коньках кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Да ещё в снегу валяться! (переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)

О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением. Сейчас мы попросим волшебную снежинку перенести нас в нашу литературную гостиную.

Снежинку в руки я возьму,

Волшебство я позову.

Ты на помощь к нам приди,

В группу нас скорей веди.

(Поставить слайд  «литературная гостиная»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта дорожка приведёт нас в нашу литературную гостиную. Но вход туда по билетикам. Билетик можно получить у кассира, но не просто так, а выполнив одно непростое задание. Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?

(в нём есть рифма)

Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова — рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

2. С неба все летят пушинки — серебристые. (снежинки)

3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

4. Рядом снежная фигурка — это девочка. (Снегурка)

5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)

6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)

7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)

8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)

9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка) (Если дети затрудняются, то кассир показывает билетик, на котором нарисована картинка – отгадка)

Воспитатель: найдите место в гостиной, на которое указывает ваш билетик и присаживайтесь(на спинке стула нарисована картинка такая же, как на билетике)

Дети рассаживаются.

Воспитатель: Вот вы и на месте, в нашей уютной литературной гостиной. Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

И друзья мальчишки, стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

— Всё лицо и руки залепил мне снег,

— Мне в сугробе горе, а ребятам смех

Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)

Я предлагаю вам, ребята, сегодня не просто так уйти из литературной гостиной, а выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.

Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.

Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение?

Дети: вот моя деревня.

Воспитатель: Где жил поэт?

Дети: в деревне

Воспитатель:  Что делает мальчик?

Дети: Катается на санках с горки

Воспитатель:   Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? Дети:Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

Воспитатель:   Что делают друзья мальчишки

Дети: Весело хохочут.

Воспитатель:    Какая беда случилась с мальчиком

Дети:Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Воспитатель:     Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей).

Дети: да ,у него огорченное лицо…

 Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)

Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка- зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Попробуем.

Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.

— В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)

Наши детки в санки сели

Громко песенку запели,

Покатились далеко,

Не догонит их никто.

За веревочку взялись

Помчались с горки вниз.

И вдруг салазки на бок — хлоп!

— Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

Вставай, дружок,

Отряхивай снежок.

И снова в саночки садись,

С горки весело катись.

Воспитатель: — Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята.Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности?

Дети: да

Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения

Воспитатель: — Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца? (выступление детей)

Воспитатель: Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

— О чем сегодня говорили на занятии?

Дети: о зиме.

Воспитатель: Какая бывает зима? Кто ее воспевает?

Дети: Композиторы, художники и поэты.)

Воспитатель: С каким произведением мы познакомились?

Дети: Детство»

Воспитатель: Как зовут автора?

Дети:Суриков Иван Захарович

Воспитатель:Где мы с вами сегодня побывали?

Дети:в гостях у Зимы, в лесу, в литературной гостиной

Воспитатель:Что помогло нам запомнить стихотворение?

Дети: мнемотаблица, мнемоквадраты

Воспитатель: — Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко (подносит 2 тарелочки с солнышками или снежинками)

Воспитатель: — Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

Сегодня из нашей гостиной вы не уйдете с пустыми руками. Вы получите в подарок книги со стихами о зиме. Пусть ваши мамы читают вам эти замечательные стихи. А скоро вы и сами научитесь читать.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!

comments powered by HyperComments

Скачать статью

×
×