Автор: Лариса Петровна Гришутина
Чтобы на уроке было интересно и познавательно. Учитель математики Гришутина Лариса Петровна.
Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроки учащиеся ходили с удовольствием. А поэтому главным правилом в организации урока является взаимный интерес учителя и учеников, который подавляет утомляемость.
Как же организовать работу класса, каждого ученика, чтобы урок был интересным и в то же время эффективным?
Для того чтобы учащиеся лучше усваивали содержание учебника, научились решать задачи, выполнять геометрические построения, анализировать и находить закономерности при изучении каждой темы чередую следующие виды деятельности:
1. Работа с текстом.
2. Работа с моделями.
3. Осваиваем алгоритмы.
4. Анализируем и рассуждаем.
5. Выполняем тест.
6. Подводим итоги.
Это позволяет эффективно формировать учебно-познавательную компетентность.
Мы должны понимать: если знание не может быть применено — его нет. Важно, чтобы учащийся не формально знал отдельные теоремы и правила, а понимал, какие поставленные жизнью задачи лежат в их основе. Необходимо развивать интуицию, пространственное воображение. Именно при решении таких задач мозг работает эффективнее.
При изучении геометрии привлекаю учащихся к самостоятельному доказательству теорем. Сама составляю план доказательства. Ученики, кому удаётся доказать у доски часть нового утверждения или всю теорему, испытывают наслаждение от творческого поиска. Ребята на этом этапе особенно активны.
В конце прошлого учебного года мы проводили общественный смотр знаний. Я его приурочила к празднованию Победы. Начала его с решения задачи.
Задача. За годы ВОВ погибли 27 млн. человек. Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, то, сколько времени будет молчать страна? Дети с волнением считали, получилось, что страна будет молчать 51 год. Затем важный момент — почтить память минутой молчания.
Затем было решено составить сборник задач « Война…» Дети составляли задачи по теме
« Война…» и мы их решали. Затем работали над проектом «Математики и их открытия в годы Великой Отечественной войны». Была выдвинута гипотеза: научные разработки учёных-математиков сыграли большую роль в приближении победы. Обучающиеся собрали большой материал по данной тематике и с интересом представляли его.
В рамках школьной конференции учащиеся 6 класса приняли участие с проектом «Теория управления запасами». Объектом исследования стали аквариумные рыбки. Расчёты проводили для самых дешёвых рыбок и простейшего корма. Сумма экономии оказалась 25 рублей в день, а в год уже 9. 125 рублей.
При работе со старшеклассниками тоже использую метод проектов. Очень сложные темы например «Логарифмы с параметрами» делим на части. Одни рассматривают уравнения, содержащие параметры в логарифмируемом выражении, вторые уравнения, содержащие параметры в основании, третьи – уравнения, и в логарифмируемом выражении и в основании.
При изучении темы «Правильные многоугольники» развиваю познавательный интерес к живой природе. Обучающимся предлагается решить проблему: «Почему пчёлы выбрали шестиугольники»? Проводя исследования, дети выяснили, что пчёлы могли бы покрыть плоскость без просветов треугольниками и квадратами. Но при условии одинаковой площади многоугольников наименьший периметр имеет шестиугольник. Таким образом, приходим к выводу, что мудрые пчёлы экономят воск и время для построения сот.
Компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.
На пути формирования познавательной компетентности важно применение задач практической направленности. Так, обучающиеся должны хорошо понимать, что изучаемый ими материал имеет широкое практическое применение. Поэтому очень важно предлагать им «жизненные задачи». Например, найти более выгодную покупку при различных ценах и скидках (задачи на проценты) или начертить план комнаты, участка, используя масштаб. Сколько денег принесет домой мама, если ее зарплата 12000 рублей, а налог равен 13 %?
Формирование познавательной компетентности заключается и в проведении нестандартых уроков и мероприятий. Это уроки-сказки, уроки-игры («Счастливый случай», «Математическая ярмарка», «Путешествие в страну дроби», «Математический бой» т. д.). Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
В своей внеурочной деятельности я провожу каждый год неделю математики, где обучающиеся решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач, ответах на викторины, принимают активное участие в таких мероприятиях, как «Путешествие по станциям», «Математическая рыбалка», «Математическое многоборье», «Один против всех» и др. Использую в работе кроссворды в сети Интернет, созданные на сайте puzzlecup.com, http://LearningApps.org/, викторины, созданные на сайте http://www.jeopardylabs.com, дидактические карточки, созданные на сайте http://www.flashcardmachine.com
В условиях личностно ориентированного образования актуально формирование именно умений самоорганизаций учебной деятельности у школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников. Каждодневная обязательная рефлексия производит чудодейственное дело. Если на первых рефлексиях учащиеся только фиксируют, сколько сделано за занятие, как работали и что мешало работать лучше, то в дальнейшем пытаются выяснить, почему не получается задание, оценивают не только работу в целом, но каждый работу своего товарища и свою. Ребята обнаруживают те пробелы в знаниях, из-за которых допускаются ошибки. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Участвуя в различных видах коллективной деятельности, налаживая взаимоотношения в детском коллективе, общаясь с членами коллектива, ребенок оказывает влияние на коллектив детей, другими словами, проявляет самостоятельность. А ведь нет крепче знаний, чем добытые самим собой.
Итак,
Формируются компетентности, если:
1. Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
2.Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение).
3.Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
4. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Закончить хотелось бы словами «Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случая,
делать его немного занимательным!»
Б. Паскаль
Литература:
1. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПK и ППРО, 2006.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос».
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
4. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. — №6.-2002. с. 44-57.
5. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. — №7.-2007. с. 71-78.
6. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. — №6. – 2007. с. 81-97.
7. Витярис Витилиус, Владимирская О.Д. Центр обучения взрослых: новый этап развития. //Организация и управление. 2007. с.21-24.
8. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. — №6 -2008. с. 20-30.
9. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003