Автор: Макарова Анастасия Андреевна
Цифровизация образования: проблемы и перспективы.
«Россия должна стать одним из мировых лидеров по цифровизации всех
областей жизни, а также по качеству образования и количеству научных
исследований». Такие задачи обозначил президент России Владимир Путин.
В Послании от 1 марта 2018 года Президент РФ также отметил: «Нужно
переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным
технологиям обучения… к творческому поиску, учить работе в команде, что
очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
По определенной статистике одной из серьезных проблем современного
российского образования выступает растущее отставание от требований
цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Во-первых,
не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно
используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности.
Во-вторых, не используют в образовательных организациях возможности
цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории,
разнообразие материалов, помощь при трудностях в освоении программ),
повышения мотивации обучающихся (интерактивные учебные материалы,
обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и
управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ).
В XXI веке цифровые технологии приносят изменения во все ступени
образования: начиная с дошкольного образования и заканчивая Высшим
профессиональным образованием. Одним из приоритетных стратегических
направлений модернизации российского образования является внедрение
средств цифровых технологий, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, обеспечивающих условия для становления
образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие
личности. В настоящее время цифровые технологии активно внедряются в
образовательный процесс образовательных организаций различных видов.
«Россия должна стать одним из мировых лидеров по цифровизации всех
областей жизни, а также по качеству образования и количеству научных
исследований». Такие задачи обозначил президент России Владимир Путин.
В Послании от 1 марта 2018 года Президент РФ также отметил: «Нужно
переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным
технологиям обучения… к творческому поиску, учить работе в команде, что
очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
По определенной статистике одной из серьезных проблем современного
российского образования выступает растущее отставание от требований
цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Во-первых,
не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно
используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности.
Во-вторых, не используют в образовательных организациях возможности
цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории,
разнообразие материалов, помощь при трудностях в освоении программ),
повышения мотивации обучающихся (интерактивные учебные материалы,
обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и
управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ).
В XXI веке цифровые технологии приносят изменения во все ступени
образования: начиная с дошкольного образования и заканчивая Высшим
профессиональным образованием. Одним из приоритетных стратегических
направлений модернизации российского образования является внедрение
средств цифровых технологий, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, обеспечивающих условия для становления
образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие
личности. В настоящее время цифровые технологии активно внедряются в
образовательный процесс образовательных организаций различных видов.
Я предлагаю рассмотреть процесс цифровизации нашего образования, а
также плюсы и минусы на каждом этапе.
Первой ступенью образования является дошкольное. В современных реалиях
в Дошкольных образовательных организациях проходит обогащение
цифровой среды, в образовательный процесс включаются элементы
цифрового образования. Активно ведется работа с педагогами по
повышению их компетентности в области цифровых технологий по
взаимодействию с профессиональными сообществами, родителями и
обучающимися. Идет овладение облачными технологиями, методом опроса в
мессенджерах, проведением онлайн мероприятий на разных электронных
платформах с включением в них видеовставок и презентационного
материала.
В последнее время сделаны большие продвижения в Дошкольном
образовании в данной сфере. Но есть ещё и некоторые проблемы:
-низкое качество связи, маленькая зона покрытия интернета,
-нежелание и несформированность цифровых компетенций у педагогов,
-отсутствие в примерных программах ДО содержания по развитию
технологических представлений у детей, цифровой грамотности.
Если говорить о плюсах цифровизации в доу, то здесь конечно же выделается
заинтересованность детей в занятиях с использованием технологий и
облегчение усвоения материала, по средствам принципа наглядности. Так же
стоит выделить аспект безопасности, проявляющийся во внедрении систем
видеонаблюдения.
Следующей ступенью по ФЗ «Об образовании в РФ» является общее
образование в школах.
Основными направлениями применения ИТ в школьном образовании
являются:
также плюсы и минусы на каждом этапе.
Первой ступенью образования является дошкольное. В современных реалиях
в Дошкольных образовательных организациях проходит обогащение
цифровой среды, в образовательный процесс включаются элементы
цифрового образования. Активно ведется работа с педагогами по
повышению их компетентности в области цифровых технологий по
взаимодействию с профессиональными сообществами, родителями и
обучающимися. Идет овладение облачными технологиями, методом опроса в
мессенджерах, проведением онлайн мероприятий на разных электронных
платформах с включением в них видеовставок и презентационного
материала.
В последнее время сделаны большие продвижения в Дошкольном
образовании в данной сфере. Но есть ещё и некоторые проблемы:
-низкое качество связи, маленькая зона покрытия интернета,
-нежелание и несформированность цифровых компетенций у педагогов,
-отсутствие в примерных программах ДО содержания по развитию
технологических представлений у детей, цифровой грамотности.
Если говорить о плюсах цифровизации в доу, то здесь конечно же выделается
заинтересованность детей в занятиях с использованием технологий и
облегчение усвоения материала, по средствам принципа наглядности. Так же
стоит выделить аспект безопасности, проявляющийся во внедрении систем
видеонаблюдения.
Следующей ступенью по ФЗ «Об образовании в РФ» является общее
образование в школах.
Основными направлениями применения ИТ в школьном образовании
являются:
разработка педагогических программных средств различного назначения;
разработка web-сайтов учебного назначения;
разработка методических и дидактических материалов;
организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными
моделями;
осуществление целенаправленного поиска информации.
На уроках внедряется практика:
использования индивидуальных планшетов или смартфонов, подключаясь по
Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты;
чтения электронных учебников;
использования электронных библиотек и обучающих компьютерных игр.
Недостатками электронной школы выступают: непроверенные технологии,
утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству,
экранная зависимость.
Если говорить, о следующих ступенях образования, а именно среднем
профессиональном и высшем профессиональном, то здесь в первую очередь
стоит сказать о плюсах:
— быстрый доступ ко многим учебным ресурсам (онлайн-библиотеки), а
следовательно развития научной деятельности студентов;
— удобная работа с большим объемом информации;
— возможность участия в конференциях и круглых столах разных уровней.
Выделяя минусы на профессиональном уровне образования, нельзя не
упомянуть о потери каких-либо практических навыков, которые, к
сожалению, теряются при дистанционном формате обучения. Так же нельзя
не отметить и общее качество образования. Этот минус касается всех
разработка web-сайтов учебного назначения;
разработка методических и дидактических материалов;
организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными
моделями;
осуществление целенаправленного поиска информации.
На уроках внедряется практика:
использования индивидуальных планшетов или смартфонов, подключаясь по
Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты;
чтения электронных учебников;
использования электронных библиотек и обучающих компьютерных игр.
Недостатками электронной школы выступают: непроверенные технологии,
утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству,
экранная зависимость.
Если говорить, о следующих ступенях образования, а именно среднем
профессиональном и высшем профессиональном, то здесь в первую очередь
стоит сказать о плюсах:
— быстрый доступ ко многим учебным ресурсам (онлайн-библиотеки), а
следовательно развития научной деятельности студентов;
— удобная работа с большим объемом информации;
— возможность участия в конференциях и круглых столах разных уровней.
Выделяя минусы на профессиональном уровне образования, нельзя не
упомянуть о потери каких-либо практических навыков, которые, к
сожалению, теряются при дистанционном формате обучения. Так же нельзя
не отметить и общее качество образования. Этот минус касается всех
ступеней образования, но в профессиональном образовании он играет
ключевую роль в дальнейшей компетентности будущего специалиста.
Суммирую преимущества и недостатки цифровизации образования на всех
этапах, можно подвести итог:
+Уменьшение времени выполнения заданий для учеников
+Снижение трудоемкости процесса подготовки и проверки заданий для
преподавателей
+Облегчение работы администрации
+Заинтересованность к обучению по средствам интерактивного материала
+Сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса
+Участие в организациях и мероприятиях, независимо от месторасположения
+
— Ухудшение некоторых аспектов здоровья участников образовательного
процесса (зрение, снижение двигательной активности, воздействие на цнс)
-Снижение социализация учеников
-Возникающие ошибки в работе с электронными платформами (сбои,
перегрузка)
-Некорректность оценивания
-Неготовность многих учебных заведений выделять средства на электронное
оборудование (нехватка материальных ресурсов)
-Отсутствие знаний у некоторых преподавателей/учеников в области
пользования гаджетами/компьютерами
В заключении работы нужно сказать о перспективах такого процесса, как
цифровизация образования.
Мир в наше время стремительно развивается. Все сферы жизни
ключевую роль в дальнейшей компетентности будущего специалиста.
Суммирую преимущества и недостатки цифровизации образования на всех
этапах, можно подвести итог:
+Уменьшение времени выполнения заданий для учеников
+Снижение трудоемкости процесса подготовки и проверки заданий для
преподавателей
+Облегчение работы администрации
+Заинтересованность к обучению по средствам интерактивного материала
+Сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса
+Участие в организациях и мероприятиях, независимо от месторасположения
+
— Ухудшение некоторых аспектов здоровья участников образовательного
процесса (зрение, снижение двигательной активности, воздействие на цнс)
-Снижение социализация учеников
-Возникающие ошибки в работе с электронными платформами (сбои,
перегрузка)
-Некорректность оценивания
-Неготовность многих учебных заведений выделять средства на электронное
оборудование (нехватка материальных ресурсов)
-Отсутствие знаний у некоторых преподавателей/учеников в области
пользования гаджетами/компьютерами
В заключении работы нужно сказать о перспективах такого процесса, как
цифровизация образования.
Мир в наше время стремительно развивается. Все сферы жизни
наполняют различные инновации, научные разработки, новые технологии.
Сфера образования не стала исключением. Современное общество
предъявляет к ученикам высокие требования. Считаю, что через несколько
лет или десятилетий обучение будет полностью цифровизировоно, а
возможно и дистанционно. Взвешивая все плюсы и минусы цифровизации
образования, особо выделяются:
Возможность построения индивидуальной траектории обучения.
Возможность самостоятельного выбора места и времени изучения материала.
Гибкий учебный план, позволяющий уделять интересным дисциплинам, на
выбор обучающегося больше времени.
Такие перспективы ожидают участников образовательного процесса,
благодаря цифровизации образования.
Сфера образования не стала исключением. Современное общество
предъявляет к ученикам высокие требования. Считаю, что через несколько
лет или десятилетий обучение будет полностью цифровизировоно, а
возможно и дистанционно. Взвешивая все плюсы и минусы цифровизации
образования, особо выделяются:
Возможность построения индивидуальной траектории обучения.
Возможность самостоятельного выбора места и времени изучения материала.
Гибкий учебный план, позволяющий уделять интересным дисциплинам, на
выбор обучающегося больше времени.
Такие перспективы ожидают участников образовательного процесса,
благодаря цифровизации образования.