Автор: Богачева Софья Васильевна, Новикова Полина Вячеславовна
Пандемия COVID-19 внесла в жизнь на глобальном уровне такие изменения, что, как говорят эксперты, аналитики и футурологи, «мир уже никогда не будет прежним». После перенесенного «локдауна» в марте-июле 2020 года финансово-банковская система подверглась колоссальному числу изменений. Все это связано с тем, что, будучи просто «запертыми» в собственных домах, людям, которые так или иначе, нуждались в своеобразные рода приобретениях, например, в стандартном «пакете» продуктов, новой одежде и т.д. В этот момент итак уже не мало важная роль онлайн-платежей вышла на первый план, да и вообще проблема карточных платежей, цифровых активов стала достаточно актуальной. Затрагивая данную тему, хотелось бы рассмотреть вопрос о ключевых позициях нового законопроекта о цифровых активах и выразить свое мнение по данному поводу.
Для более ясного понимая, стоит для начала раскрыть понятие «цифрового финансового актива». Итак, цифровые финансовые активы – это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Данные цифровые права включают: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Основным цифровым активом на этой арене является криптовалюта — это электронное платежное средство без физического выражения формы. Основной единицей измерения являются «коины» или монеты. Они используются в качестве традиционных денег, включая хранение, передачу третьим лицам, оплату товаров или услуг[1].
В чем же выражается основная проблема оборота цифровыми активами? Дело в том, что вопрос о легализации криптовалюты долгое время в нашей стране стоял «ребром», как на уровне законодательства, так и правоприменения, оставляя криптовалюты в так называемой «серой зоне», то есть как актив или платежное средство государством она принята не была, а суды решая споры в которых фигурировало данное понятие, рассматривали криптовалюту в качестве иного имущества[2]. Сложившаяся в мире ситуация, можно сказать, «заставила» законодателя вынести на рассмотрение насущный вопрос.
Проект закона о цифровых активах ждал своего часа около 2 лет, после принятия его Государственной думой в первом чтении. На сегодняшний момент Презент Российской Федерации уже подписал Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ о ЦФА), который начал свое действие с 01.01.2021.
Закон является одним из актов регулирования блокчейн-сферы и будет применяться совместно с уже вступившими в силу Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей ГК РФ» (дает понятие цифровым правам, относя их к «иному имуществу» (ст. 141.1 ГК РФ) и смарт контрактам); Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о краундфандинге).
После первого чтения к данному законнопроету было очень много вопросов. В его содержании читался яркий запретительный посыл. Предполагалось введение следующих запретов:
ᄋ Частные лица не имели бы возможности на выпуск криптовалюты, за исключением выпуска легальной криптовалюты под контролем Банка России;
ᄋ цифровую валюту и ее оборот на территории РФ;
ᄋ организация выпуска и оборот цифровой валюты.
Исходя из вышеперечисленного, под запрет могли попасть не только операции с криптовалютой и сделки, совершенные с ней, но также и майнинг. Объяснялось это тем, что майнинг криптовалюты изначально не предназначался для создания цифровой валюты как таковой. Его цель- компенсировать человеку, участвующему в системе блокчейна, затраты на поддержание эффективности системы. Если следовать логике закона о цифровых валютах, само по себе участие в расчетной системе любого блокчейна, предусматривающая механизм компенсации предполагающего компенсаторный механизм, будет признано эмиссией криптовалюты частными лицами и подпадет под глобальный запрет. Так, государство хочет изолировать мейнинг из цифровых финансовых активов для предотвращения его способствованию развитию в черном сегменте рынка[3].
В подписанном же Президентом Федеральном законе, сама его суть стала раскрыта более ясно. По принятому Федеральному закону от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие:
ᄋ денежные требования;
ᄋ возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
ᄋ права участия в капитале непубличного акционерного общества;
ᄋ право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в установленном ФЗ о ЦФА порядке, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы[4].
Итак, в данной ситуации насущным и главным вопросом остаётся положение криптовалюты. Осталась ли она в так называемой «серой» зоне финансового рынка или все же законодатель наконец-то определил ее правовой статус, как одной из электронных платежных единиц будущего. В ФЗ о ЦФА понятие «криптовалюта» не закреплено, но упоминается «цифровая валюта», под которой понимается совокупность электронных данных, представленных в виде цифрового кода либо же обозначения, содержащиеся в информационной системе, и могут быть использованы в качестве средств платежа или инвестиций. При этом важно сказать, что использование юридическими лицами криптовалюты по своему назначению не допускается в том случае, если их личным законом является российское право. На физические лица также накладываются ограничения. Они не могут пользоваться криптовалютой в том случае, если они фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в течении 12 месяцев и при этом используют криптовалюту в качестве платежей за оплату товаров, работ или же услуг.
Итак, подводя итоги хотелось бы сказать, что, исходя из положений Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно вывести главную и волнующую многих лиц, занимающихся деятельностью в данной сфере, мысль. Запрета на криптовалюту нет. Хочется подчеркнуть, что этот факт является очень важным как для развития финансово-банковской системы, так и для законодательства в целом. Цифровую валюту можно теперь спокойно вводить в конкурсную массу, даже передать по наследству или же разделить в браке. В том случае, если криптовалюта подвергнется онлайн-краже следственные органы могут начинать расследования по данному факту, то есть по сути криптовалюту в скором времени можно считать легальной единицей финансового оборота и вывести ее из полей «серой» зоны. Так же, стоит сразу сказать, что в данном ФЗ есть определённые «пробелы». Допустим, не определены конкретные положения касаемые ответственности за незаконный оборот криптовалюты и фиксации ее в налоговых органах. Кроме того, важно прописать механизм обмена цифровой валюты на фиатные деньги, так как данная процедура на данный момент находится вне действия правого поля. Все указанные неточности можно обосновать тем, что на данном этапе развития финансового законодательства вопрос о цифровых активах является новым и поэтому достаточно серьёзным шагом в будущее, так как смотря на действующую обстановку не только в России, но и в мире, можно сказать, что система онлайн-платежей с участием в ней цифровых активов в ближайшие годы может стать основой финсово-банковской системы каждого государства.
[1] Фомин Дмитрий. Все что важно знать о криптовалюте. Словарь терминов [Электронный ресурс] // rbc.ru: официальный Интернет-ресурс. М, 2020 г. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f95b6d79a7947d04d2375e0 (дата обращения: 10.12.2022).
[2] Егорова Мария Александровна, Ефимова Людмила Георгиевна Понятие криптовалют в контексте совершенствования российского законодательства // Lex Russica. 2019. №7 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kriptovalyut-v-kontekste-sovershenstvovaniya-rossiyskogo-zakonodatelstva (дата обращения: 10.12.2022).
[3] Фомин Дмитрий. Все что важно знать о криптовалюте. Словарь терминов [Электронный ресурс] // rbc.ru: официальный Интернет-ресурс. М, 2020 г. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f95b6d79a7947d04d2375e0 (дата обращения: 10.12.2022).
[4] Теткин Михаил. Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России [Электронный ресурс] // rbc.ru: официальный Интернет-ресурс. М, 2021 г. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f69eab99a794753755fe0b9 (дата обращения 10.12.2022).