Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста «Мы живем в России».

Автор: Вакурина Елена Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Дюймовочка»

     город Ханты-Мансийск

Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста «Мы живем в России». Воспитатель МБДОУ №2 «Дюймовочка»: Вакурина Е.В.

Программное содержание:

·         Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).

·         Вспомнить традиции русского народа, о которых уже рассказывали, познакомить с другими традициями.

·         Познакомить с декоративно-прикладным искусством России.

·         Закрепить знания о национальной кухне.

·         Формировать патриотизм.

 

Задачи:

Образовательные:

   познакомить детей с понятиями «Родина»

   формировать у детей представление о России как о родной стране;

  уточнить знания детей о таком понятии как искусство, традиции, национальная кухня.

   развитие мышления, памяти и речи (расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи); Развивающие:

  обогащение и активизация словаря за счет новых слов, новых понятий;

   развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

   воспитание чувство любви, уважения за Россию;

   воспитание гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за нашу страну;

   воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

   воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса.

   воспитывать уважение у традициям, искусству России.

 

Предварительная работа:

   цикл бесед о нашей стране, нашем городе;

   чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине;

   рисование на тему «Мой город Ханты-Мансийск»; «Я живу в России»,

   знакомство с символикой нашего государства, народными промыслами;

   слушание музыкальных произведений, разучивание песен, хороводов.

Оборудование и материалы: иллюстрации, материалы для чтения, пословицы о Родине. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

План бесед:

1.    Беседа о России.

2.    Беседа о русских традициях.

3.    Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством.

4.    Беседа о русской национальной кухне.

 

1.  Беседа о России (с использованием карты).

     Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

 

Скажите, о какой из стране кроме Россия вы можете рассказать ещё? Демонстрация изображений с видами России, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана. Кто назовет вид, изображенный на картине, своей родиной?

Объясните значение слов рОдина, роднОй, родИться, родИтели, рОдственники.

Кто то из вас родился в России, кто-то в другой стране. Расскажите в какой стране вы родились.

Что вы можете рассказать о России?

   Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)

     Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.

Примерный рассказ.

Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.

Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Тольятти. Мы живем в этом городе.

Рассказ «История России».

     Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.

Русское устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.

   Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди? (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).

   Какие русские народные сказки вы знаете?

   Назовите русскую поговорку о дружбе? Хоровод.

   А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).

2.  Беседа о русских традициях.

   У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).

   Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).

   Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?

(Правила, обычаи)

   Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы.

   Посмотрите у нас сегодня гости.

На Руси одной из традиций было «Хлебосольство»

Хлеб да соль по — старинному подношу, поклоняясь, отведать прошу. Отламывайте небольшой кусочек, слегка опускайте в соль и угощайтесь моим караваем (дети

угощаются хлебом с солью).

 

Эвристическая беседа на тему «Традиция хлебосольства на Руси». Воспитатель: Есть в русском языке слово чудное,

С одной стороны, мудреное, а с другой – простое. Слово это – хлебосольство.

Дети, какие два слова вы слышите в этом слове? Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель: Правильно. Хлеб и соль всегда сопровождали на Руси самые радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали

гостей, как и мы сегодня с вами. Так люди показывали свое радушие и щедрость, желание поделиться самым дорогим, что у него есть в доме. Ведь эти продукты для простого человека были самыми ценными, самыми дорогими.

Воспитатель: Ребята, а из чего пекут хлеб? Дети: Из муки, воды, молока, сахар и соль.

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Обычай преподносить

гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом — солью встречают особенных гостей в особенных случаях. Хлеб — соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. «Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай».

«Хлеб – соль— так на Руси встречали гостей. Это пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Соль – это символ дружбы. «Делить соль и хлеб» — значит дружить

Если о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Пекли каравай не только в дни праздников, но и для долгожданных

гостей, молодоженов.

Ещё одна интересная традиция- традиция чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

Кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

   Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

 

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так : мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

   Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

   Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

   Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

В. Игра «А знаете ли вы, как правильно заваривать чай?»

Разложить на столе карточки в той последовательности, в какой должны выполняться операции. (звучит р. н. музыка, дети и родители)

В: На Урале самовар родился В веке 19 он в Туле очутился

Самовары делали медные, стальные

А для знатных и богатых — даже золотые.

В: Давайте посмотрим, какие самовары были, и какими стали Рассматривают иллюстрации «Самовары»)

В. Про чаепитие даже придумали чайные частушки (р. н. музыка)

Частушки

На столе у нас пирог, Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям, Если в чашке есть чаинки, Значит, письма пишут нам! Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится. Погляди-ка на себя, Ну и отраженьице!

-Подавай мне чашку чая. Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

-Посидеть за самоваром Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром У него горят бока!

-Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

-Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку!

-Вот уже струится пар, Закипает самовар,

Пора его на стол нести, Чай гостям преподнести!

-Ой, чай, крепкий чай, Пейте чай — чаёчек,

 

Чтобы радость приносил Каждый день — денёчек

В: Во время чаепития можно и поиграть. Игра «Самовар «

Ведущий помогает игрокам при помощи жребия выбрать водящего — это будет «самовар». Как и настоящий самовар на этом празднике, он станет главным в игре. «Самовар» встает спиной к играющим. А те при помощи жестов обсуждают, кто будет проверять, «вскипел ли самовар», то есть дотрагиваться до водящего рукой (для экономии времени решение может принять ведущий).

Когда «шеф-повар» проверяет готовность самовара, остальные игроки дружно скандируют: «Самовар  пыхтит,  хозяин  спит».  Закончив  инспекцию, «шеф- повар» возвращается на место, а «самовар» должен угадать, кто же его побеспокоил.

Если отгадал, то «шеф-повар» превращается в «самовар», а если произошла ошибка, то игроки кричат: «Самовар лягушку съел и добавки захотел» — и игра продолжается с прежним водящим.

«Самовар» имеет три попытки, после чего ведущий находит ему замену.

 

   Почти во всех семьях есть традиция отмечать праздники:

день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

   Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? Какие еще старинные традиции вы знаете?

Обсуждение слова «именины».

   Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).

Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.

Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку.

Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя.

Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения. А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей. Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят

«На счастье».

А вы знаете что такое ярмарка? (Ответы детей)

Наша страна не всегда была такой, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось, торжок, торговая лавка, ярмарка. Ярмарка – это такое место, где много народу собиралось. К Ярмарке готовились и о начале оповещали заранее. На них не только торговали и покупали, но и веселились песни пели, плясали, силой мерялись. Обычно во время

 

гуляний и ярмарок возводились карусели и качели. Публику веселили скоморохи и русский весельчак Петрушка.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения, и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

На ярмарках не только торговали и покупали но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка.

Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ.

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.

Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.

Ярмарочные гуляния         были         ярким         событием,         шумным         всеобщим праздником. Народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку? Тогда я приглашаю вас. В: Я приглашаю вас

Поиграть, посмотреть, Как мы будем песни петь, Хороводы здесь водить, Состязанья проводить!

Много вам всего покажем, И сыграем и расскажем, Как в старину все это было. Да, мы многое забыли, Будем игры вспоминать,

С удовольствием играть!

Дети под русскую народную мелодию идут за воспитателем, садятся на стульчики.

Выходит ведущая в народном сарафане.

В: Покровительницей ярмарки и торговли на Руси считалась Параскова Пятница. Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет: трудолюбивых, работящих людей награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.

На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут друзья!

Ребенок: Глядите, не моргайте, Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте! Ребенок: Нынче ярмарка у нас! Покупай все про запас!

Ребенок: Мы торговцы – зазывалы, Мы – ребята молодцы!

 

Весь товар у нас на славу:

Ложки, гребни, петухи!

Ребенок: Подходите, примеряйте Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте, Доставайте кошельки!

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке.

( Дети    рассматривают    предметы    народно-прикладного    искусства:    дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке.

( Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства: дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

 

3.    Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

   А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, филимоновской игрушках, хохломской, городецой росписях, игрушках-оберегах)

«Золотая Хохлома»

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

 

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из

«травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

И чего здесь только нету: Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые! И нигде на свете нет таких соцветий.

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина _ русский шаровидный сосуд ХVI – XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братничных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома, Расписанная очень ловко. Наши ложки хохломские – Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт, Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета

В зелени травы, Шелковые всплески Золотой листвы.

Братина солнечна весьма, На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома Вся золотисто – краснолика.

 

Сейчас  давайте  придумаем  разнообразные  (слова)  эпитеты  и  сравнения  к  слову

«хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная»,

«сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская, Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»? Из какого материала делали посуду в Хохломе? Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их. О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

«Сине – голубое чудо»

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла И цветами расцвела:

Голубыми, синими, Нежными, красивыми.

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.

Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель!

П.Синявский

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

 

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла И цветами расцвела:

Голубыми, синими, Нежными, красивыми.

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно-голубое чудо».

Голубизну небесную, Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку Легко перенесла!

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. в гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы Красоты такой!

П.Синявский

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели» о гжельской керамике.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются? Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

«Веселый Городец»

 

Есть на Волге город древний, По названью – Городец.

Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит — Вся земля под ним дрожит! Чудо-птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили

 

врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у гего вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с

«подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Городецкие цветы Чудо, как хороши. Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники, Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась.

Сейчас нам ребята споют частушки о Городце:

Веселись наш детский сад, Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице Вам споем о ГОРОДЦЕ! Кто рисует Городец – Ах, какой он молодец! И листочки и цветы – Это всё для красоты!

Коль на досточке девица Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица – Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки Очень радостных тонов – Это всё труды прекрасных

 

Городецких мастеров! Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца – Это всё из Городца!

Городец да Городец, Кто от туда – молодец!

Приглашаем в детский сад Рисовать учить ребят

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»?

Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца? Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились? Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой? Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

«Дымковская сказочная страна»

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)

Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой» — по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.

Ели спят у большака В инее седом

Спит деревня, спит река, Скованная льдом.

Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно- расписные

Нравится ли вам эта игрушка?

 

Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название –

«Свистунья».

Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка – Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.

Если зайти туда, от сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!

Поглядите, каковы! И нарядны, и новы:

Расписные сани, Медведь с гармошкой, Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка за работу, чудо-мастера! Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем!

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

 

А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

Все игрушки не простые, А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски

Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.

Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.

Петушок, петушок, Золотой гребешок. Ты подай голосок Через тёмный лесок. Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой: Красный, белый, золотой. Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой, А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день Балалаечка трень-брень.

-Ты играй, мой Ванечка,- Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком, Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток, Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок.

Через горные отроги, Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?

Поглядите, каковы!

 

И нарядны, и новы:

Расписные сани, Медведь с гармошкой, Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.)

Вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски, Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку, А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша, До чего же хороша Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы! Пёстрые, яркие, Словно подарки!

Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки?

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай- ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были

 

земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера, Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны Сине-красные полоски На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.  Давайте  назовем  знакомые.  Чаще  всего  украшают  игрушки «ветвистой

«елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые.

А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана:

Стоят все на стройных ножках, Вся краса в рожках.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки – петушки, Глиняные зайчики, Кони вороные

Гривы расписные. Всем по нраву Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки? Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

«Каргопольские легенды»

Стоит на реке Онеге славный город Каргополь, что в Архангельской области. В этот город я вас и приглашаю в путешествие. Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит? Ну

 

тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В старину называли в этом городе игрушки – тарарушками. Это от слава тарарай, что означает шутник или сказочник.

Та-ра-руш-ки!

Та-ра-руш-ки!

Это русские игрушки, Очень славные,

Да забавные! Ненаглядные!

Под руками талантливых умельцев рождается праздничный, ликующий мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, играющие на гармошках и рожках; волшебно- прекрасные птицы Сирин с женскими головами; получеловек-полуконь – грозный Полкан-кентавр; беззаботные весельчаки-гуляки, барыни — уморительно танцующие пары; пестро и весело разрисованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники, верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

Теперь давайте поближе познакомимся с ними и рассмотрим. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите? Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно – конь. Один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конечки-бегуночни, верные помощники земледельца». Жители сравнивают его с богом Солнца и его слугой. На Севере в летнее время солнце называли Буркой, а в зимнее – Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют – кобылкой.

А это свистулька – утушка. Они были самыми распространенными и любимыми игрушками. На веселых гуляньях, которые устраивали в Каргополе, они назывались

«городища», в первую очередь среди игрушек спрашивались утушки-свистульки. На них можно было сыграть несложную песенку, как, например хороводная каргопольская:

-Утушка моховая, Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом, У Кузьмы – Демьяна…

Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали невест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту величали-называли селезнем и утушкой. Образ этой птицы был так же связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Недаром ее здесь называют «моховой». В одной обрядовой песне про утушку пели так:

Утушка моховая, Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом, У Кузьмы – Демьяна…

А как вам нравиться эта игрушка? Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек- полуконь Полкан-кентавр. Он на половину бравый генерал: грудь крепкая у него, лицо круглое, с большой окладистой бородой, а туловище как у коня, и на ногах копыта. Образ Полкана в каргопольских игрушках – это неодолимо могучий богатырь, как Илья Муромец.

А этот персонаж вы конечно узнали. Про нее говорят:»Коровушка – кормилица крестьян».

«Корова есть – и обед есть» — говорит народная пословица. Еще ее называют в народе ласково «красохой».

Еще один забавный герой Каргополя – Медведко – добрый хозяюшко леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

 

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой, Он идёт, гармошку «рвёт» Баску песенку поёт.

А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не забудьте про ее кавалера весельчака- гуляку. Что в их особенного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымковских и филимоновских?

Каргопольские барышни Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки – Кавалеры наши.

Вот мы познакомились с коргопольскими игрушками. Понравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Верно, надо прежде накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует сначала просушить 2-3 дня в помещении, а потом обжечь в русской печке. И, наконец, расписать красками.

Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный орнамент, он идет из глубокой древности: это как правило, крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. Цвета в основном желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый.

Сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм «Славен град на Онеге», о каргопольском промысле.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают каргопольские игрушки? Из какого материала они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются коргопольскими? Что любили лепить в Каргополе?

Назови любимые персонажи.

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

«Знакомьтесь, русская матрешка»

Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.

Есть ещё для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка – Красавица девица,

У неё сестрицы. Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:

Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка.

А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем, Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет.

Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Абрамцево, Абрамцево

 

Старинное местечко. Там есть и лес, и рощица Поле, мостик, речка… Там мастера решили

Матрёшку сотворить, Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные, Матрёшечки румяные!

Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

Много кукол деревянных, Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана. Взгляните:                                                                                                    Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок — глаз.

Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка, Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать Буду дальше разбирать. Ростом разные подружки А похожи друг на дружку!

Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта матрешка изготовлена в городе Загорске. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный: нарядный русский сарафан с несложным геометрическим орнаментом из полосок и скрещивающимися мазками. На темно-зеленом фоне платка оранжевые «кругляши» — горошек. Для выполнения «кругляшей» — пятен можно использовать какой инструмент? («тычок») «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У нее есть ободок-подставка.

А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее

 

наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками. Краски покрывают фигуру отдельными цветами. Одежда яркая, ярмарочная: малиново- красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют  свои  названия:  шиповник  –  «большая  роза»,  «колокольчик»,  «яблочко»,

«виноград».

Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые.

Все они матрешеньки, Все они милашеньки. С аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие, На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать?

Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески.

Деревянный чурбачок Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки Получаются игрушки.

В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

Мы матрёшки, мы кругляшки Все мы ласковые, одинаковые Как пойдём плясать

Только пыль столбом!

Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России.

Матрёшки русские по свету славятся На них взгляните вы,

Чем не красавицы? Дополнительные вопросы к детям во время беседы. С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня? Из каких городов у нас в гостях матрешки?

Чем они похожи? Чем отличаются? Какие костюмы носили матрешки?

Какие матрешки в России самые известные?

Назови элементы украшения у каждой матрешки?

Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе нравится? Как изготовляют матрешку?

Как можно назвать матрешек?

Богородская резная игрушка»

 

Славилась, как славилась Прежде издавна

Мастерами дивными наша сторона. Все мы, сердцем чистые, как свои дела Бережем и множим красоту Земли!

Сегодня мы отправляемся в гости к таким дивным мастерам в село Богородское, Московской области. А мастера они действительно дивные и дивные игрушки делают. Мы с вами уже познакомились с игрушками, которые делают из глины. А эти игрушки сделаны из другого материала. из какого же? Правильно, они сделаны из дерева. Называются они – богородскими резными игрушками.

Лохматые ели, дубы, березы, липы серебристые осины плотным кольцом окружили село со всех сторон. Лес всегда помогал крестьянину. В одних селах плели на продажу кузова и корзины, лапти, в других делали деревянные ложки и посуду, а богородцы «резали» игрушки.

Тук да тук, щёлк да щёлк, Мужик, медведь, коза и волк… Деревянные игрушки:

И лошадки, и Старушки – То сидят, а то спешат, Ребятишек всех смешат.

Как вы думаете, сложно или нет вырезать такие игрушки? И что для этого надо иметь? Вырезать из дерева даже самую нехитрую игрушку не так-то просто. Врали мастера всегда осину или липу. Сначала дерево распиливали на куски, потом каждый кусок разрубали на несколько чурок, т.е. на четыре части. Называлось это – «бить баклуши».

«Баклуши получались разные, какая – уже, какая шире, но одинаковой формы. Вот из этой баклуши с помощью стамески, а потом уже с помощью остро заточенного ножа рождается игрушка.

Мастера располагаются на низеньких скамеечках – «сиделках». При этом левую ногу выше колена того обматывают тряпкой. Как вы думаете, для чего это делалось? Конечно, это предохраняло ногу от порезов во время роботы. Посмотрите на эти иллюстрации, на них вы видите те инструменты, которыми пользуются богородские мастера.

Деревянный чурбачок Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки, Получаются игрушки.

Каждый мастер воплощал, т.е. делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник»,

«зверист».

Давайте поближе познакомимся с ними. Здесь вырезаны человеческие фигурки. Это

«Народное гуляние», «Гусар», «Продавец калачей», «Дама», «Старуха за прялкой»,

«Пляшущая крестьянка», «Охотник с собакой», «Резчицкий колхоз».

А кто главный герой этих скульптур? Действительно, это добрый, хитрый, мастеровой мужичок, а его напарником всегда является медведь. Здесь они «гнут дуги», здесь

«поводырь с медведем», «мастеровые», «кузнецы». Они всегда соревнуются в силе, уме, ловкости, смекалке. Мужик учит медведя человеческим занятиям. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку?

Ну а эти фигурки вырезали мастера, которых называли «зверисты», «птичники». Почему? Конечно, потому что они вырезали фигурки птиц и зверей. Это: «Веселая минутка»,

«Олени», «Горный козел», «Журавль», «Аист». Обратите внимание, как с помощью ножа можно передать шерсть медведя, козла, оперения у птиц. Эти мелкие порезки называют мастера «фасками».

 

А здесь у меня сюжеты. Какие? Молодцы, это сказочные сюжеты. Вот этот по сказке А.С.Пушкина «Золотой петушок»,а это «Илья Муромец», «Генерал Топтыгин».

Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро клюют зерно. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они приносят людям, и те большое спасиба мастерам богородским говорят.

В наши дни организована фабрика «Богоролдская игрушка». Много мастеров работает на ней. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям.

Любовались гости чудом, Громко восхищалися, Богородскими игрушками Сражённые осталися.

И.В.Кадухина

Дополнительные вопросы к детям во время беседы.

А вам понравились эти игрушки? Чем? Как они называются и где их делают? Из какого материала сделаны игрушки?

Какие основные инструменты для изготовления игрушек нужны мастерам? Как называли богородских мастеров?

Что особенного в этой игрушке?

«Красота вологодских кружев»

Что за дивные узоры, Полотенца и подзоры! Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз?

Что за скатерть получилась? Может, это всё приснилось?

Посмотрите, какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Вот в него-то мы и отправимся сегодня в путешествие. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Так возникло кружевоплетение. Раньше это был тяжелый труд. Были небольшие мастерские, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушка пели и плели кружева. Как вы думаете, зачем они были нужны? Кружева пришивали к одежде, ими украшали белье, жилые интерьеры. Тяжелый труд был у кружевниц, но они любили свое дело, и каждая чувствовала себя художником. Она сама создавала свои узоры, сама разрабатывала технику.

Кружева, как белые ромашки. Распустили лепестки свои,

А над ними весело, как в сказке.

Первые запели соловьи

Как вы думаете, что для работы могло понадобиться мастерицам, чтобы сплести такое чудесное кружево?

Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика.

На плотный валик прикрепляют «сколок» — рабочий рисунок, который в виде точек линий нанесен на плотную бумагу или картон, т.к.он много раз употребляется в работе.

Нитки при плетении используют самые разнообразные: хлопчатобумажные, льняные, шелковые (показ образов ниток).

 

Стучат коклюшки:

Стук – стук – стук!

Платочек получился вдруг И он из белой нити

Прекрасно выполнен взгляните!

Сидит кружевница а перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный речек течет с валика ажурная лента кружева. Постукивают коклюшки в ее руках. Если простое кружево плетет мастерица . ей хватает всего 6 пар коклюшек, а если сложное, то и все 300 пар. Пальцы быстро перебирают коклюшки, на глазах возникает сложный кружевной узор, в одних местах густой и плотный, а в других – тонкая прозрачная решетка. Трудно поверить, но помнит кружевница все 300 пар коклюшек и никогда не собьется, не спутается.

Мотивы рисунков самые разные. Посмотрите, может какие-то вы узнали? Верно, это разнообразные звери, предметы окружающего мира (люди, деревья, дома т.д.) изображают солнце, древо жизни, птиц. Плетут узоры из раскидистых деревьев с пышными ветвями и с многолепестковыми цветами.

Вологодскому кружевоплетению присуще свои элементы узоров. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Главный – «тесьма – полотнянка». Когда она начинает виться, то ее называют «вилюшкой». Не менее важный элемент «сетка-решетка», является своего рода фоном. Сейчас известно более 200 видов решеток. «Плетешок» — напоминает собой шнурочек. Есть в кружеве элемент «насновки». Это набольшие фигурки очень плотного плетения. В вологодском кружеве можно выделить самостоятельные элементы – рисунки: снежинки, елочки, цветы, птицы.

Узоров вологодских кружева

Украсят кофты, скатерти, салфетки И создают руками мастера

Из белой тонкой нити эти чудеса. Кружевница, как в твоих руках Волшебной сказки ниточки играют.

Мы говорим на разных языках Но красота нас всех объединяет!

Сейчас на фабрике «Снежинка» в городе Вологда мастерицы плетут разные вещи: дорожки, скатерти, косынки, салфетки, воротники, покрывала, занавески, шарфы.

Послушайте частушки о вологодском кружеве, которые споют наши девочки:

Мастерица – кружевница, Девочка учёная,

Научи меня плести, Кружево кручёное!

У меня на кофте белой Кружево «снежиночка» Как по улице пойду – Мною все любуются.

Мы с подружкой повстречались У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек Нынче кружево сплету.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Как называются эти изделия? Где их плетут?

Как называются инструменты кружевниц? Назовите элементы, которые запомнили? Что плетут на фабрике «Снежинка»?

 

Хотели бы вы научиться плести кружево?

 

 

 

4.  Беседа о национальной кухне.

   А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).

В России земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?

       В традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать)

-Какие кушанья из муки пекут в вашей семье? (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки). Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?

Молодцы, ребята, много Вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины – хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотно, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет».

   Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Хлеб!

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда — Всегда! Рыба – водица, Ягода – трава,

А хлеб, как говорится, Всему голова! Правильно, хлеб – всему голова!

Как относились к хлебу в старину?

   Относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб,

обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Каравай.

Теперь отгадайте мою загадку. Сдобный, пышный ароматный, У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо (пирожок).

Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они:

расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги?

Русская народная подвижная игра «Пирог».

Дети встают в круг, ребенок «Пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая:

Испекли мы пирог, Положили на порог.

 

Да этакий он высоконький (Дети поднимают руки вверх) Да этакий он широконький. (Разводят руки в стороны.) Да этакий он мягошенький. («Лепят» пирожок руками). Бери нож режь да ешь. (Дети разбегаются в стороны)

«Пирог»ловит кого поймает, тот становится «Пирогом». Отгадайте еще одну мою загадку.

Я — символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный. Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым. Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной.

(Блин)

Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

   На Масленицу.

Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

   Сливки, простоквашу, Масло в нашу кашу, Творожок на пирожок. Кушай, миленький дружок!

А что можно сделать из молока?

Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?

Вкусна, сладка,

Глядит из горшка,

Из овощей и круп варится. На всю Россию славится. Является пищей нашей

И называется … (кашей).

Правильно, каша. Это была любимая еда русского народа. В древности даже свадебный пир называли «кашей».

   А какие каши знаете вы? Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил. Чем ели кашу?  ( Деревянными ложками. Вот Вам моя следующая загадка.

Белый тулупчик,

Сшит без рубчика. (Яйцо).

Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказке о нем говорится?

В сказке «Курочка-Ряба» На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг другу яйца- писанки на счастье.

В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом упоминается? А как русские люди сохраняли свой урожай?

Они сушили, солили, квасили и мариновали. Какие овощи ели наши предки?

Вы узнаете, если отгадаете мои загадки: Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Лоскуток на лоскутке,

 

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста) Сильно плачут все вокруг, Если мама чистит… (Лук).

Вверху зелено, Внизу красно.

В землю вросло. (Свекла)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый. (Огурец)

Кругла да гладка, Откусишь – сладка,

Засела крепко в землю … (репка)

Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

«И я там был, мед-пиво пил по усам текло, а в рот не попало». Что же пили наши предки? Мед, пиво, квас, кисель, компот.

Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел»

гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника.

Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков.

 

-А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.

Дидактическая игра «Поварята».

   Русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.

Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?

-В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы уталить жажду. (Ответы детей)

   Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.

   Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких

×
×